Соцсети:

Кораблю – попутный ветер знаний

23 мая 2022 | Алена Смирнова
Фото из личного архива Виталия Кадочникова.

Триумфатором регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» назван учитель русского языка и литературы школы № 36 города Кемерово Виталий Кадочников.

На сей раз участниками профильного состязания стали 34 педагога из разных территорий Кузбасса: 33 победителя муниципальных этапов и представитель областной организации. Традиционно конкурсные испытания состояли из заочного и очного туров. Заочный включал задание под названием «Медиавизитка» и экспертизу «Мотивационного письма». На очном номинанты проводили мастер-классы и учебные занятия, а также приняли участие в митапе (неформальная встреча специалистов для обсуждения рабочих вопросов и обмена опытом. – Прим. автора.).

В итоге лучшим из лучших экспертная комиссия признала кемеровчанина Виталия Кадочникова. В администрации регионального правительства губернатор Сергей Цивилев вручил талантливому педагогу золотой почётный знак «Учитель года Кузбасса». Виталий Валерьевич – автор программы ступенчатой подготовки преподавателей русского языка и литературы, победитель федерального конкурса в рамках реализации приоритетного национального проекта «Лучшие учителя России», «Педагог-методист». Его ученики – многократные обладатели золота и лауреаты всероссийских и областных конференций, а также предметных олимпиад.

Именно Виталию Кадочникову предстоит в скором времени представить Кузбасс на федеральном этапе конкурса «Учитель года России». Накануне наш журналист побывал в гостях у триумфатора и разузнал о неотъемлемых составляющих его педагогической практики.

– Виталий Валерьевич, как часто меняются языковые нормы? В связи с этим трансформируются ли подходы в образовании?

– Нормы меняются, но говорить о глобальных процессах не приходится. Конечно, иногда требуется вводить, к примеру, какие-то отдельные неологизмы, но это адресные нюансы. А вообще каждый педагог отзывчив на всякого рода изменения, напрямую касающиеся той школьной дисциплины, которую он преподаёт.

– В каких аспектах русского языка возникают самые спорные моменты у школьников?

– Как правило, детям сложно даётся изучение причастных и деепричастных оборотов. За 24 года моей педагогической деятельности ничего так и не поменялось. Эта тема остаётся одной из самых трудных.

Также отмечу и другое наблюдение: современные мессенджеры не способствуют правописанию. При таком потоке сообщений нет возможности для выработки орфографической и пунктуационной зоркости. Ошибки при наборе текста перестали быть чем-то недозволенным. Здесь речь идёт даже не о заучивании правил, а об узнавании, которое невозможно в контексте данного явления.

– Как рефлексируют современные дети над литературными произведениями?

– Бывает по-разному. Были слёзы при изучении «Муму», удивление от «Маленького принца», досада при прочтении «Левши» или «Уроков французского». Это также зависит от того, какой эмоциональный настрой задаёт педагог.

Кстати, в пятом классе обязательно с ребятами переводим в тетради отрывок «Изборника» Святослава 1076 года: «Не съставить бо ся корабль без гвоздий, ни правьдьникъ бес почитания книжьнааго… Красота воину – оружие, и кораблю – вѣтрила, тако и правѣднику – почитание книжьное». Иначе звучит так: «Как не сделать корабля без гвоздей, так и праведника – без чтения книг… Красота у воина – оружие, а для корабля – паруса, так для праведника – чтение книг». Назидательность текста для детей очевидна, но переводить, оказывается, интересно. Роль книги в сознании древнерусского автора была весьма значительна. Для учеников открываются уже менее очевидные метафоры, где книги делают человека праведником, это «гвозди», которыми скрепляются все составные его части, и та сила, то «оружие», тот «парус», которые позволяют воздействовать на мир, правильно в нём вести себя, вести свой корабль. И обязательно нужно срисовать древнерусский текст, раскрасив первую букву, заодно узнавая новое про «красную строку».

– Школьники любят литературу?

– Главная задача педагога – увлечь своим предметом. Если это ему удаётся, то и предмет получает статус любимого. Так, тетрадь в пятом классе у нас всегда ручной работы. Её нужно иллюстрировать, раскрашивать, в ней будут карты-путешествия, интересные события, деревья-жанры и дворцы-жанры. Литература является собранием человеческих судеб, нравственных поисков и переживаний, отдельное художественное произведение стремится дать «анатомию человеческой души». Открытия великих художников слова помогают понять, прежде всего, мотивы человеческого поведения, внутренние потребности человека и его устремления. Тетрадь по литературе – это отражение восприятия художественного произведения на бумаге. Цель такой деятельности состоит в том, чтобы эти впечатления не были разрозненными, а составляли логически связанное целое. Новые знания, полученные на уроке, не останутся изолированными. Мы сделаем смысловые цепочки в тетради, в социальной сети, в литературной гостиной, на сцене во время спектакля (в школе есть свой камерный театр. – Прим. автора.). При этом на сцене ещё нужно научить ребят не стесняться себя, говорить в микрофон и без микрофона, не бояться своего голоса.

– Что детям даётся сложнее всего?

– Смешно и грустно читать первые высказывания ребят о своих впечатлениях о произведении. Путаница в мыслях, хаос в чувствах, словах. Впечатления ребёнка бегут вперёд мыслей, мысли вперёд слов. В итоге на бумаге что-то жутковатое. Прочувствованная нелепица, бессмыслица. Моя задача – эти чувства, прекрасные и неожиданные, превратить в мысли, а мысли – в слова. При этом важно не потерять радости познания. Печально иногда читать высказывания выпускников о произведении в итоговом сочинении. Слова и мысли. Души нет. Вспоминается рифма пятиклассника: «Доска – тоска». Обязательно кто-нибудь скажет: «Не хочу пользоваться статьями критиков, ведь важна моя интерпретация». Хороший ответ, но неверный. Критики умеют высказывать свои мысли, нужно найти среди них единомышленников. Всегда поможет слово другого человека. Художественное, публицистическое, научное.

– Мне думается, что трудности в восприятии литературы напрямую зависят от объёмов. Детям сложно столько осилить…

– Современным школьникам без самостоятельной работы не обойтись. Безусловно, в успехах детей должны быть заинтересованы и родители. А ещё нужно систематизировать полученные знания. Этому учит педагог. Важно, чтобы у учеников сложилось целостное представление о литературе как процессе. Постепенно обобщаются знания о произведении как этапе творчества писателя, затем как части литературного процесса. Формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные на уроках литературы знания, способствующие построению в сознании ученика общей культурно-исторической картины. Уроки помогают ориентироваться в мире знаний о нравственности, выстраивать целостную картину мира. Реализуется основная цель нравственного воспитания на уроке – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитание художественного вкуса учащихся.

– Современные авторы вкрапляются в программу?

– Да. Особенно это касается внеклассного чтения. Кроме того, дети и сами активно и с удовольствием делятся с одноклассниками своими книжными находками. Например, недавно девочка поделилась, что она прочитала тёмное фэнтези Ульяны Черкасовой. По-прежнему в детской аудитории популярна и серия романов о Гарри Поттере. Приносили мантии, волшебные палочки. Волшебство всегда увлекательно.

Кусочек театральной жизни.
Фото из личного архива Виталия Кадочникова.

Для справки

За 28 лет более 7 тысяч учителей школ Кузбасса приняли участие в областном этапе престижного Всероссийского конкурса «Учитель года России».

На заметку

Виталий Кадочников ведёт свой сайт, который активно пополняется новым материалом. Контент будет интересен и полезен ученикам, их родителям, а также педагогам. Ресурс доступен по ссылке: https://padlet.com/kadkichap/literaturakvv

Между тем

По итогам испытаний регионального этапа конкурса «Учитель года России» эксперты определили ещё и девять лауреатов, а также обладателей специальных призов. Кроме того, свои симпатии выразил и региональный клуб «Учитель года Кузбасса», составивший альтернативное жюри. Членами клуба была отмечена учитель ОБЖ полысаевской школы № 44 Лариса Григорьева, интервью с которой наше издание публиковало ранее.

Другие статьи на эту тему

Растим и учим патриотов

В Кузбассе готовятся к учебному году. Чем запомнится его начало педагогам, ученикам, а также их родителям – в материале нашего журналиста

17 августа

Кузбассовцы смогут добраться до фестиваля «НЕБОФЕСТ» на специальных автобусах

Для желающих побывать на фестивале «НЕБОФЕСТ» будут организованы дополнительные автобусы. Фестиваль пройдёт 21 августа на…

17 августа

В Кемерове на бульваре Строителей запретят стоянку автомобилей

В Кемерове на несколько дней ограничат стоянку транспорта на бульваре Строителей. Об этом сообщили в…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс