Улучшение экологии — общее дело
Улучшение экологии Кузбасса — одна из важнейших задач, стоящих перед правительством региона. Сегодня в Кузбассе идут важнейшие преобразования в этой сфере — модернизация заводов, восстановление лесов, газификация и обновление общественного транспорта. На самые актуальные вопросы экологии отвечает заместитель губернатора (по промышленности, транспорту и экологии) Андрей Панов.
— Андрей Анатольевич, ваша должность объединяет три достаточно разные сферы: экологию, промышленность и транспорт. Нет ли противоречия в развитии таких разных на первый взгляд направлений? Возможно ли улучшать экологию без негативного влияния на другие два направления и наоборот?
— Разумеется, возможно. Более того, именно этим сейчас мы и занимаемся в Кузбассе. Самый актуальный пример — Новокузнецк. Недавно его посетила комиссия во главе с руководителем проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Максимом Корольковым. В центре его внимания была как раз модернизация крупнейших предприятий города с целью снижения вредных выбросов от производств. То есть, продуктивность завода сохраняется или даже повышается, но с меньшим количеством выбросов. В сумме предприятия Новокузнецка сократят выбросы к 2024 году на 20%. По словам главы офиса «Чистого воздуха», есть все возможности выполнить эту задачу раньше.
То же и с транспортом. Те самые 1205 автобусов, которые пришли в регион в рамках губернаторской программы подготовки к 300-летию, экологичнее своих предшественников. 732 из них работают на газе, а остальные, хотя и дизельные, относятся к стандарту Евро-5. Теперь доля этой новой техники от всего общественного транспорта в области достаточно высока — более 60%. Тот же Новокузнецк, например, обновляет городской электротранспорт — в декабре ожидается поставка троллейбусов и трамваев — всего 39 единиц. Это стало возможным благодаря программе социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года, принятой по поручению президента РФ Владимира Путина.
Все эти примеры — иллюстрация развития, активного и заметного. И это экологичное развитие.
— Вы упомянули о сокращении вредных выбросов промышленностью, что еще делается в Кузбассе для того, чтобы воздух был чистым?
— У нас несколько направлений работы. Первое, о чем я упомянул — модернизация крупных предприятий. Отмечу, что они делают это самостоятельно, наша задача — контролировать процесс, чтобы это действительно выполнялось и давало результат. Кроме того, в июне 2021 года губернатор дал старт строительству завода в Калтане, который будет производить индустриальные фильтры. Запуск первого этапа запланирован уже в следующем году. В регионе появится собственное доступное и качественное оборудование для очистки промышленных выбросов.
Второе — модернизация сетей теплоснабжения там, где это возможно. Самый показательный недавний пример — запуск в Белове тепломагистрали, которая будет отапливать город от Беловской ГРЭС. Это позволит нам вывести из эксплуатации 6 котельных, которые потребляют 200 тысяч тонн угля в год. Этих выбросов больше не будет. Там же, отмечу, модернизированы и системы химводоочистки ГРЭС.
Третье — газификация частного сектора или замена его многоквартирными домами, подключенными к центральному отоплению. Изменив эту ситуацию, мы повлияем и на экологию.
В частности, до 2024 года в Новокузнецке проложат более 30 километров газовых труб, что даст возможность газифицировать до 10 тысяч домохозяйств, а также социальные и промышленные объекты. Кроме того, одна из этих магистралей (в Орджоникидзевском районе) будет иметь резерв продления на другие территории. Это означает, что люди перестанут использовать печи и снизятся выбросы угольного дыма.
Конечно, программа социальной газификации, по-другому – догазификация, не ограничивается одним Новокузнецком. На сайте Единого оператора газификации люди могут получить информацию о том, входит ли их населенный пункт в программу и оставить заявку. Чем больше таких заявок придет, тем скорее такой населенный пункт будет догазифицирован.
Еще одно направление, о котором мы уже говорили, — транспорт. Он модернизируется, и мы продолжим эту работу. Кроме того, уже идет подготовка к строительству обхода Кемерова, которое начнется уже в этом году. Преимущества объездной дороги будут очевидны. Кроме снижения транспортной нагрузки на город и нового моста через Томь это снизит и количество вредных выбросов от транспорта в городе. Прямой эффект — машин станет меньше, косвенный — другие автомобили будут сжигать меньше топлива в пробках, отравляя выхлопами воздух вокруг.
— Еще один беспокоящий людей вопрос — появление новых угольных разрезов и угольных производств.
— В этом вопросе важно не становиться жертвой слухов. Информация о появлении разрезов зачастую преувеличивается, как это было, например, в прошлом году в случае с разрезом «Черниговец», где речь шла о новой лицензии в рамках действующих разработок. Все новые разработки, если они появляются, мы контролируем. В первую очередь законность их появления и соответствие всем существующим нормам безопасности, в том числе, экологической.
У нас угольный регион. Поэтому важно даже из хороших намерений не подменять понятия. Не уничтожать угледобычу под флагом экологии, а делать её максимально безвредной и технологичной. Иначе говоря, переосмысливать добычу полезных ископаемых на благо людей и окружающей среды, природы.
Нужно строго следить, чтобы предприятия выполняли свои обязательства по соблюдению промышленной безопасности, в том числе используя механизмы общественного контроля. По большому счету существующие нормы и технологии — даже, например, взрывные работы на разрезах возможно сделать практически бесшумными, безвредными и малозаметными для жителей. Важно, чтобы это выполнялось и у промышленников был стимул применять современные и экологичные технологии.
Уже с 2019 года мы работаем под лозунгом «Чистый уголь — зелёный Кузбасс» и будем дальше реализовывать эту идею. Так, например, СУЭК в своих шахтах реконструировал либо установил новые очистные сооружения, которые исключают вред технической воды для окружающей среды, делают применение воды в производстве замкнутым процессом.
Другой полезный фронт — компенсационные лесопосадки и вообще посадка искусственных лесов. И здесь объемы работ за последние три года растут. За этот срок в Кузбассе посажено 64 квадратных километра леса, в том числе, усилиями промышленных компаний. 62% этих лесов помог восстановить именно бизнес.
Наш регион взял курс на диверсификацию экономики. Появление новых предприятий, в том числе, в особой экономической зоне «Кузбасс» изначально будет зависеть от того, насколько экологичным является новое производство.
— Обеспокоенность людей вызывает также перевод земель сельхозназначения в земли для промышленного пользования. Почему это происходит?
В подавляющем большинстве случаев перевод касается наведения «юридического порядка» на тех землях, которые уже находились во владении промышленников, поэтому большинство таких участков изначально никак не использовались в сельском хозяйстве. Переоформление, в данном случае, — очень полезный процесс, так как налоги от таких участков поступают гораздо выше, и бюджет получает больше средств, в том числе для нужных социальных проектов. И, наконец, перевод земель происходит не только именно под добычу полезных ископаемых, но и под другие технические нужды — строения, объекты инфраструктуры предприятий и тому подобное. Часть таких объектов нужны самим жителям и коммунальным службам — линии электропередач, дороги и многое другое. Иными словами, разрезов больше не становится.
— Как правительство борется с загрязнением рек золотодобытчиками?
— На сегодняшний день отменен заявительный характер выдачи поисковых лицензий. По нашей просьбе Федеральное агентство по недропользованию приостановило упрощенную выдачу лицензий, чтобы лучше контролировать численность приисков и их работу. Начиная с 2020 года, мы стали методично наказывать добывающие компания за нарушения и ущерб природе — возбуждать административные дела и останавливать деятельность некоторых компаний.
— В социальных сетях и СМИ периодически публикуются тревожные сообщения о том, что качество воздуха в регионе все равно не улучшается.
— В каждом отдельном случае нужно разбираться предметно, не обобщая ту или иную ситуацию. Проблемы с качеством воздуха, безусловно, есть. Равно как и положительная динамика по этому вопросу. Залог успеха дальнейшей работы в этом направлении — максимальная открытость и диалог между властью, производственниками и жителями.
Забота об экологии должна быть комплексной, это общее дело. Без поиска «главных» виноватых. На ситуацию влияют и предприятия, и частный сектор и автотранспорт. Очень показателен в этом случае пример частного сектора в Кемерове и Новокузнецке. Там в воздух выбрасывается большое количество золы, оксида и диоксида азота, диоксида серы, оксида углерода, бензапирена. Анализ рассеивания выбросов домовых печей частного сектора по саже и пыли, например, в Новокузнецке, установил, что валовое количество сажи от печек соразмерно общему объему выбросов сажи от промышленных предприятий. Но и греться людям, очевидно, необходимо, с этим никто не спорит.
Поэтому здесь основная задача — газификация и замена частного сектора новыми многоквартирными домами, подключенными к централизованному источнику теплоснабжения .
Тренды в производстве давно сменились в пользу его экологичности, поэтому позитивные перемены — это лишь вопрос времени и наших общих с жителями усилий.