Соцсети:

Коржик. Motolife

30 сентября 2021 | Алена Смирнова
Байкер готовится пережить зимний мототоксикоз.

Кемеровчанин Илья Ковтуненко – врач скорой помощи. В профессии он с 2002-го. Там, в реанимобиле, он спасает человеческие жизни, а дома позволяет себе расслабиться и идёт в гараж за своим байком. В мо­то­ту­сов­ке Илью Евгеньевича знают как Коржика – филантропа, спеца по драникам и большого любителя приключений. Перед закрытием мо­то­се­зо­на наш корреспондент побывал в гостях у эксцентричного байкера. Разговор был посвящён мотоциклам, дорогам, экстриму и, конечно же, романтике.

Живописный кадр из очередного мотопутешествия. Фото Julia Rox.

Без крошек

– Илья, откуда взялось такое прозвище кондитерское – Коржик?

– Это прозвище мне прилепили ещё в детстве ребята. Однажды нам очень захотелось коржиков, тех из 90-х – поджаренных с арахисом. Вот только денег на заветное лакомство не было. Но я решил во что бы то ни стало их добыть. И добыл, а точнее сказать, свистнул. Каюсь, поступил неправильно.

– Илья, почему именно мотоциклы? Как попали в мототусовку?

– Совершенно случайно. Помните, у нас в деревне Подъяково организовывали мо­то­фес­ти­валь «Полный газ»? И вот как-то меня отправили сопроводить мо­то­ко­лон­ну от Кемерова. Проводил да там и остался. Потусовался – понравилось. С тех пор пополнил ряды мо­то­со­об­щес­тва. Причём мотоцикл у меня появился не сразу. В 2007-м сдал на права и как-то подзабросил это дело. Но потом решил, что тянуть больше некуда, и в Новосибирске приобрёл своего зайца Yamaha TDM. Сразу вместе с единомышленниками отправился в первое мини-путешествие до Ташанты, автомобильного перехода, расположенного на российско-монгольской границе.

– Правда ли, что, вопреки ожиданиям, ездить в колонне опасно?

– В данном случае речь идёт о человеческом факторе. Есть определённые правила, следуя которым можно избежать серьёзных неприятностей на дороге. Однако некоторые ими пренебрегают. Осознанно или нет – это уже другой вопрос. Я активный пропагандист ПДД. Еду не торопясь, без лихачеств – с комфортной скоростью 120-130 км/ч. Нередко с мо­то­брать­ями устраиваем профилактические акции как раз на эту тему: приходим в детдома, в школы.

– Илья, вы клубный парень?

– Никогда не стремился ни в какой клуб. Позднее узнал о существовании мо­то­со­об­щес­тва Al-Kashi (АК или 111), костяк которого составляют мо­то­ту­рис­ты – разгильдяи и бездельники, которые ездят очень далеко. Мне эта идея понравилась. Здесь нет президента, иерархии, но попасть к ним достаточно проблематично. Участники движение разбросаны по всему миру. На сегодняшний день в кемеровской ячейке нас всего шесть человек: четыре в областном центре, один в Новосибе и ещё один товарищ живёт в Екатеринбурге. За пределами города много друзей, много контактов, поэтому не страшно поломаться или заблудиться – везде помогут, встретят, приютят.

– Как известно, для каждого байкера нашивка на жилете – не смеха ради, в каждой – смысл и пережитый опыт. Что-то не вижу здесь Iron Butt, которая выдаётся мотоциклистам, преодолевшим большие расстояния.

– Вот она (Илья показывает на трофей. – Прим. авт.). Один из нормативов сдал, когда в 2019-м отправился в Крым. До Свердловской области доехал за 23 часа, оставив позади 1700 километров. К новым рекордам не стремлюсь, если честно, это очень тяжело. Но есть настоящие фанаты, которые с каждым разом сдают нормативы всё круче и круче, например, за тридцать пять часов преодолевают три тысячи километров.

– Все мотопутешествия продуманные или бывают и стихийные?

– Готовиться к очередному дальняку начинаю с зимы. Должен быть уверен в том, что мотоцикл не подведёт. Продумываю маршрут. Но бывают и незапланированные отклонения от заданного курса. К примеру, как-то пришла весть, что подруга попала в серьёзное ДТП в Сочи – повёз гостинцы. Кстати, когда приехал, её уже выписали из реанимации. Тогда девушку поддержали многие из ребят: по дороге оставляли рисунки и подписи на майке, передавали презенты. Мо­то­брат­ство отличается своей сплочённостью. Если кому-то из наших нужна поддержка, в том числе и финансовая, все вопросы решаются в течение нескольких дней. Именно в этом суть, а не в том, чтоб компанией постоять на набережной или пива попить.

– Многие байкеров считают чуть ли не бандитами…

– Да ну. Мятежность, какое-то безрассудство присуще, пожалуй, только первосезонникам. Мы, старички, стараемся поддерживать порядок. Также следим за тем, чтобы парни не выдвигались без мо­то­эки­пи­ров­ки. Чтобы без опыта не брали суперлитровые байки, не нарушали ПДД. В силу своей сферы деятельности мне приходится с ними часто встречаться на работе. Признаюсь честно, очень неприятно, когда приезжаем на место ДПТ, а там твой знакомый без ручек, без ножек лежит. В городе уже все знают: если Коржик на дежурстве, нужно в обязательном порядке надевать всю необходимую амуницию. А лучше вообще не ездить никуда (смеётся. – Прим. авт.).

– Недавно видела длинную колонну в Кемерове. Что за событие отмечали?

– Тридцатилетие музея-заповедника «Красная горка». Осень. Сплин. Народ злится и грустит, хочется сделать хоть что-нибудь приятное, доброе и себе, и другим.

И медведи на дороге

– Самый дальнячный дальняк в копилке ваших личных достижений?

– Мы живём посередине России, поэтому нам пять тысяч километров до Владика и столько же в Крым вполне хватает. Мой финиш на востоке – Амурская область, на севере – полярный круг (Новый Уренгой), а на западе – Севастополь, южнее – Абхазия, Сочи, Адлер.

– Где по пути приходится останавливаться? Отели, палатки, друзья, подруги…

– Логистику маршрута прорабатываешь заранее, поэтому с этим проблем не возникает. На сегодняшний день существует много так называемых байк-постов, где всегда гарантируется радушный приём странников. Не обходится и без романтики – палатки, насыщенный календарь мо­то­со­бы­тий.

– Путешествия планируете на отпуск?

– Да. Как правило, беру месяц летом, оставшиеся две недели оставляю для Шерегеша (кстати, доску уже расчехлил, скоро поеду).

– Электрошокер, травмат – что-то берёте в дорогу для безопасности?

– Ничего такого у меня нет. Хотя наслышан, что некоторые прихватывают с собой даже огнестрельные стволы. У меня задача простая: от пункта А доехать в пункт Б, где меня уже ждут и встречают. Если какая-то беда или поломка, главное, чтоб связь над головой была… На следующий год с ребятами собираемся в Магадан. Решили, что не тянет на асфальт, а тянет на экзотику.

– Что в обязательном порядке берёте в дорогу?

– Расходные материалы, всякие детальки – жгутики, тросики, минимальный набор инструментов, провода разные, масло, адресную аптечку (лейкопластырь, обез­бол, активированный уголь и прочее), тер­мо­бельё, бахилы, две пары мо­то­пер­ча­ток, дождевик, балаклаву, воротничок, шарфик, шапку (она у меня на удачу). Конечно, если в мотоцикле много датчиков и электроники, то водитель, несомненно, прикурит в дороге. В дальние путешествия народ старается выезжать на простых мотоциклах, лёгких, которые можно починить по пути. Не в каждом городе есть хорошие станции тех­об­слу­жи­ва­ния, подходящие магазины и прочее. Поэтому сломанный мотоцикл придётся отправлять домой. И только на паровозе или на самолёте.

– А в «Мотодубаке» не доводилось участвовать?

– Нет. Я только смотрю в сторонке. Гонять зимой по морозу – это не для меня.

– Где будете проводить закрытие мотосезона-2021?

– 2 октября соберёмся в арт-пространстве «Редакция» – с вами по соседству.

Про это…

– Легче ли знакомиться с девушками, находясь за рулём мотоцикла? Слышали ли о таком стереотипе?

– Все люди разные, поэтому проигрываются истории тоже по-разному. Случаются и знакомства, даже семьи создаются, и распадаются здесь же. Известны и примеры мото-санты-барбары. Мо­то­ту­сов­ка хороша тем, что она объединяет людей разных возрастов и профессий: есть у нас и доктора наук, и строители, и шахтёры, и коммерсанты… Два колеса – это, прежде всего, отдушина, а не способ закадрить девушку. Если бы у меня не было мо­то­дви­жа и сноуборда, то вся моя жизнь сводилась бы к незамысловатому серому алгоритму: сутки-двое и домой. Работа медиков тяжёлая, народ не идёт валом, все сейчас стараются найти что-то полегче, зарабатывать деньги с помощью компьютеров в тёплых кабинетах. А я шёл в профессию не за деньгами (в 2002-м начинал работать санитаром за 600 рублей в месяц), а потому что нравилось. Кстати, четыре месяца отработал в столице нашей Родины – просто захотелось поездить с мигалкой по Красной площади.

– Сердце ваше свободно, но наследник есть. Приобщаете сына к мо­то­дви­же­нию?

– Скоро сыну 15 лет. Он мальчик спокойный, мечтает стать стоматологом. Не сказать, чтоб приобщаю, но выбираемся порой на совместные мо­то­по­ка­туш­ки.

– Нервничаете сильнее, когда пассажира везёте?

– Когда везёшь пассажира, нужно быть внимательным вдвойне. Это же ответственность. Пассажир должен быть в экипировке. Часто девчонки просят прокатить, но получают отказ: нет экипировки – нет покатушек.

– Куда довелось выбраться в нынешнем сезоне?

– Нынче времени было немного – всего 17 дней, но успел катнуть вместе с друзьями по следующему маршруту: Кемерово – Омск – Тобольск – Сургут – Губкинский и Новый Уренгой. Мы доехали до знаменитой стелы, символа «столицы газовщиков». Этот город примечателен ещё и своей непосредственной близостью к тундре. Когда возвращались обратно, дорогу нам перегородили два молодых медведя. Их прикармливают местные жители. Остановились, смотрим, они консервы жадно поедают. Немного постояли и решили, что будем сигналить, чтобы косолапые уступили дорогу. Тогда мы поняли, что в этих местах ломаться вообще нельзя (смеётся, вообще Илья – парень обаятельный, о таких собеседниках журналистам можно только мечтать. – Прим. авт.). С каждого дальняка приезжаешь другим человеком, поэтому надо больше кататься.

– Путь домой менее событийный?

– Отчего же? Например, на сей раз мы ехали через Нижневартовск. Там нас посвятили в мо­то­неф­тя­ни­ки. Увезли на какую-то скважину озера Самотлор, намазали нам лбы нефтью, вручили значки. Потом мы двое суток шли на пароме. Там нас посвятили в ак­ва­мо­то­по­ляр­ни­ки. Это вдохновило нас придумать и «фишку» для своего региона – чем мы хуже? И с Игорем Шемчуком решили на Красной горке гостей из разных уголков страны принимать в мо­то­уголь­щи­ки. И вот как раз первое такое посвящение состоялось в рамках празднования юбилея музея-заповедника. Сотрудники идею поддержали, даже согласились выдавать по куску угля. Теперь нам осталось придумать нашивки и дипломы. Думаю, такой ритуал привлечёт большее количество мо­то­ту­рис­тов в наш регион.

– Что пожелаете ребятам, которые думают пойти сдавать на категорию «А»?

– Как говорит мой друг Юрка Пуля Левичев, можно мотоцикл хотеть всю жизнь, а можно взять и купить его. Поэтому думать не надо, надо идти и делать. Желаю всем ребятам крепко вляпаться, оттуда просто так уже не выйдешь. Соблюдать, конечно же, Правила дорожного движения, надевать экипировку, кататься и общаться!

 

 

 

Фотографии из личного архива Ильи Ковтуненко.

Другие статьи на эту тему

10 октября

Кемеровчанин рассказал, откуда у мотоциклистов столько наклеек на байках

Многие байкеры, особенно олдскульные, надевают поверх мотоциклетных курток или косух жилетки с нашивками. Эти яркие…

30 сентября

Кузбасские байкеры закрывают мотосезон – 2021

Закрытие мотосезона — одно из важнейших событий в жизни мотоциклистов. Ведь это возможность подвести промежуточные…

20 сентября

В Новокузнецке байкеры почтили память погибших мотоциклистов

18 сентября по всей стране проводится День памяти погибших мотоциклистов. И наш регион не является…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс