Векторы развития региона
В минувшую субботу в Кемерове побывал с визитом премьер-министр России Михаил Мишустин. Глава кабмина провёл совещание по вопросам транспортного обеспечения вывоза кузбасского угля и подписал программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Общий объём её финансирования составляет 55 миллиардов рублей, около 90% суммы – 51 миллиард рублей – будут выделены из федерального бюджета.
Чуть ранее, напомним, президент страны Владимир Путин дал поручение правительству решить вопрос развития Восточного полигона и утвердить программу социально-экономического развития Кемеровской области до конца марта. После этого правительство страны оперативно согласовало основные подходы, включая объёмы и источники финансирования.
«Мы признательны Правительству Российской Федерации за энергичную и быструю работу. Всего за четыре дня после решения, принятого президентом страны, была согласована, утверждена и подписана председателем правительства Михаилом Владимировичем Мишустиным программа социально-экономического развития Кузбасса у нас здесь 6 марта, в городе Кемерово, – отметил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. – Что же даёт Кузбассу программа социально-экономического развития? Во-первых, я должен сказать, что она базируется на тех действиях, которые Кузбасс уже предпринял. По любому пункту программы мы уже за счёт собственных средств выполнили большую работу, и то, что нам сейчас предоставляется, это дополнительно, для того чтобы мы ускоренно двигались вперёд!»
Исторический март
Программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил прямо на совещании. Поскольку президент РФ Владимир Путин ранее дал поручение утвердить документ, буквально за несколько дней федеральные министерства подготовили и оперативно согласовали комплексную программу, провели все необходимые согласительные процедуры, разногласия между ведомствами были преодолены.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что угольная отрасль во многом является драйвером развития Кемеровской области, определяет её экономику и социальную сферу. Вместе с тем нужен целый комплекс мер по социально-экономическому развитию региона, прежде всего тех отраслей, которые не связаны с добычей угля.
«Кузбасс – непростой регион со своими непростыми проблемами. На него повлияли и распространение коронавирусной инфекции, и ситуация на мировом рынке угля. Но есть и застарелые трудности: качество жизни, безработица, сложности в демографии. К этому добавляются и экологические проблемы. Важно преодолеть все эти затруднения, отставание от других территорий, сформировать мощную базу для развития экономики. Главное – это создать условия для достойной жизни людей. Здесь живёт более 2,5 миллиона человек. Конечно, у них должна быть современная медицина, работа, жильё, возможность дать ребёнку хорошее образование. Всё это необходимо обеспечить и продумать все наши действия, меры, которые необходимо согласовать, – отметил глава правительства. – В программе социально-экономического развития Кемеровской области, я считаю, мы учли большое количество предложений. Были споры. Но в течение двух суток правительство согласовало основные подходы, включая лимиты бюджетных обязательств – как федерального, так и регионального бюджета».
Министр экономического развития Максим Решетников отметил в докладе, что общий объём финансирования программы из федерального бюджета составит 51 миллиард рублей, а в целом, с учётом ещё и региональных источников, – 55 миллиардов рублей. Таким образом, 93% общего объёма финансирования программы – средства федерального бюджета.
На самый крупный блок мероприятий – развитие инфраструктуры – будет направлено в сумме 32 миллиарда рублей. Ключевым объектом станет строительство автомобильного обхода Кемерова. Общий объём финансирования дороги составит 42 миллиарда рублей. Из федерального бюджета выделят половину этих средств, оставшуюся половину регион планирует привлечь на условиях частно-государственного партнёрства.
3,5 миллиарда рублей пойдёт на реконструкцию международного аэропорта Алексея Леонова в Кемерове. Запланировано также строительство ряда магистральных водопроводов на 480 миллионов рублей.
Большое внимание уделено вопросам экологии. Кузбасс – индустриальный регион, поэтому для снижения нагрузки на окружающую среду будет продолжена реализация федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». На это потребуется более 6,6 миллиарда рублей. Средства пойдут на строительство сетей газоснабжения, прежде всего для подключения частных жилых домов, переключение потребителей со старых котельных на экологичное газовое топливо, приобретение экологичных моделей общественного транспорта.
650 миллионов запланировано выделить на строительство Междуреченской городской больницы и ещё 600 миллионов – на возведение лабораторного корпуса Кузбасской инфекционной больницы. В Новокузнецке будет построена школа на 1250 человек с объёмом финансирования 1,16 миллиарда рублей.
На обеспечение жильём детей-сирот дополнительно предусмотрено выделение 1,8 миллиарда рублей. 2 миллиарда рублей направят на переселение граждан из аварийного жилья. Более трёх тысяч человек дополнительно переселятся в комфортные дома.
На развитие туркомплекса «Шерегеш» заложено финансирование в объёме около 2,5 миллиарда рублей. В Кузбассе планируется реализовать пилотный проект по снегоходному туризму. Ожидаемый результат – создание 1,7 тысячи рабочих мест, привлечение 8 миллиардов частных инвестиций и рост турпотока на 1 миллион человек к 2024 году.
Диверсификация экономики региона
Отдельно Максим Решетников в докладе выделил экономический раздел программы, целью которого является диверсификация региональной экономики. На сегодня в угольной отрасли в Кузбассе напрямую занято 87 тысяч человек. Без учёта бюджетной сферы это каждый шестой занятый в экономике. При этом уровень безработицы в регионе стабильно выше среднероссийского – 6,8% против 6,1% по стране.
«Ситуацию усложняет ещё и фактор моногородов. Здесь 12 шахтёрских городов, где проживают 890 тысяч человек – треть всего населения региона. При этом сама по себе угольная отрасль, мне кажется, это очень важно, стала более эффективной. За последние десятилетия ощутимо выросла производительность труда – в среднем в полтора раза. Но альтернативных возможностей для занятости в регионе по-прежнему не хватает. И это является основной целью экономического раздела программы», – отметил министр.
На строительство инфраструктуры для новых инвестпроектов предусмотрено почти 3 миллиарда рублей. На пять лет продлят срок существования ТОСЭР «Анжеро-Судженск», «Юрга», «Новокузнецк», «Прокопьевск». Резиденты этих территорий продолжат пользоваться различными преимуществами, в том числе пониженными тарифами страховых взносов.
Выступавшие отметили, что видят большой потенциал в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства на территории Кузбасса, который также необходимо использовать для диверсификации экономики. На сегодняшний момент доля занятых в МСП в экономике Кузбасса на семь процентных пунктов ниже среднероссийского уровня. Но кузбассовцы активно участвуют во всех антикризисных программах и программах льготного кредитования.
Предлагается использовать потенциал региона, который накоплен в связи с угледобычей и переработкой, с развитием горно-шахтного оборудования и научно-образовательного потенциала. В частности, в регионе готовят сильные кадры в горной сфере, в том числе и для других субъектов. Поэтому для модернизации кампуса Кузбасского технического университета предусмотрено выделение 2 млрд рублей.
«Для развития рынка труда, изменения структуры занятости также считаем важным привлечь инвестиции угольных компаний. Это обсуждалось на совещании под руководством президента. Как раз те дополнительные провозные способности, которые предоставлены региону, будут обусловлены требованиями к угольным компаниям инвестировать в Кузбасс, в неугольную занятость», – отметил министр экономического развития. – В конечном итоге реализация программы должна привести не только к опережающему развитию инфраструктуры, к решению накопившихся социальных проблем, но и главным образом к созданию 13 тысяч новых рабочих мест как раз вне угольной занятости и привлечению дополнительно 30 миллиардов рублей инвестиций».
Министр финансов Антон Силуанов отметил, что для финансирования этих направлений задействованы ресурсы как действующих госпрограмм, так и новые инвестиции и бюджетные ассигнования. Поэтому общий объём дополнительных бюджетных вливаний согласован, деньги будут предусмотрены как в текущем году, так и в соответствующих годах будущей трёхлетки. Поэтому вопросы финансового обеспечения решены и отработаны.
прямая речь
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев:
«Март 2021 года – исторический месяц, исторический момент в новейшей истории Кузбасса. Второго марта президент принимает решение и дает указание по Восточному полигону с конкретным сроком и с конкретным объемом. Дает поручение создать программу социально-экономического развития, а уже через четыре дня, сегодня, под вашим руководством – это большая благодарность Вам и всем членам команды, что работали круглосуточно – была разработана программа. Я полностью подтверждаю, что всю программу социально-экономического развития мы вместе отработали».
Тридцать процентов – плюсом!
Визит в Кузбасс председатель Правительства РФ Михаил Мишустин начал с совещания о транспортном обеспечении вывоза угля из Кемеровской области. Решения приняты для региона важнейшие: в течение ближайших четырёх лет пропускная способность Восточного полигона должна увеличиться до 180 миллионов тонн, с существенным – на 30% – ростом объёма вывоза угольной продукции из Кузбасса.
780 миллиардов на инфраструктуру
Глава кабмина напомнил, что 2 марта президент страны провёл совещание по развитию угольной отрасли, где поднимались, в том числе, вопросы транспортного обеспечения поставок из Кузбасса.
«Тема важнейшая. Ряд задач давно требуют решения», – сказал Михаил Мишустин.
Одна из основных задач – развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего – Восточного полигона железных дорог. В течение ближайших четырёх лет пропускная способность полигона должна увеличиться до 180 миллионов тонн, то есть примерно на четверть относительно 2020 года. С существенным – на 30% – ростом объёма вывоза угольной продукции из Кемеровской области.
«Для этого предстоит расширить две железнодорожные магистрали – Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Необходимо проложить новые пути, провести реконструкцию станций и усилить энергоснабжение. Помимо доставки угля и других товаров на Восток, мы планируем сократить до семи дней время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до нашей западной границы, – отметил глава правительства страны. – Первый этап модернизации этих двух веток планируется завершить уже в текущем году. Суммарно будет построено около 670 километров путей. На втором этапе – более 1300 километров. В целом до 2024 года объём финансирования, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит около 780 миллиардов рублей».
Для того чтобы выполнить эту задачу, будет разработан поквартальный график реализации этапов строительства этих двух магистралей. С показателями пропускной и провозной способности, а также предельного веса грузового поезда в разбивке по основным участкам.
«Тогда мы сможем получить абсолютно чёткий план, на который смогут ориентироваться не только сами железнодорожники, но и бизнес, и регионы – все, кто заинтересован в развитии своих проектов вокруг или благодаря расширению БАМа и Транссиба», – отметил глава кабмина.
Ещё одна задача – повысить предсказуемость поставок. Для этого необходимо обеспечить долгосрочные, до трёх лет, договоры между «Российскими железными дорогами» и основными грузоотправителями – угольными компаниями.
«Чтобы появилось представление, абсолютно ясное и чёткое, о том, какой поток грузов будет гарантирован на этом маршруте и сколько можно перевезти дополнительно. Рассчитываю, что и представители Кузбасса примут в этом самое активное участие», – сказал Михаил Мишустин.
Необходимые документы нужно разработать до 1 июля.
Задачи будут выполнены!
Как пояснил министр транспорта РФ Виталий Савельев, эта работа уже начата.
«Нами уже 3 марта текущего года совместно с «РЖД» подготовлен проект распоряжения Правительства РФ об утверждении этапов строительства и параметров расширения БАМа и Транссиба в поквартальной разбивке до 2024 года включительно. Сейчас формируется приложение к данному распоряжению».
Завершить эту работу планируется в этом месяце. Что же касается принципа «вези или плати», призванного повысить предсказуемость объёмов перевозок, сейчас, по словам Савельева, планируется сформировать нормативную правовую базу заключения таких договоров и опробовать её на вывозе 10 миллионов тонн из 68 миллионов тонн угольной продукции из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока, но необходимо внести изменения в 10-ю статью 18-го федерального закона «Устав железнодорожного транспорта».
Как отметил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, составление графика работ уже начато.
«Сейчас ключевая задача – мобилизовать силы и не упустить строительный сезон 2021 года», – отметил он.
Глава «РЖД» Олег Белозеров заверил главу правительства в том, что со стороны железнодорожников для этого будет сделано всё необходимое.
«Мы выполняем задачи, поставленные президентом РФ на совещании 2 марта, и в первую очередь это поручение обеспечить рост перевозок угля из Кузбасса не менее 30%. Цифры министром транспорта уже были названы. Хочу заверить, что с нашей стороны всё будет сделано для безусловного выполнения поставленной задачи», – отметил Белозеров.
В заключительном слове Михаил Мишустин сказал:
«Я согласен с тем, что практически постановка задач, в том числе на комиссии по ТЭК, была сделана детальная. Объёмы и соответствующие показатели были чётко указаны. На сегодняшний день нам надо по цифрам сбить инвестпрограмму, в том числе относительно «РЖД»… После этого останется только одно – жёстко скоординироваться по работе и контролировать».
Шахтёрам «Алексиевской» помогут
Беседа с губернатором Кузбасса стала последним пунктом программы рабочей поездки Михаила Мишустина в Сибирь. Глава правительства России в ходе двусторонней встречи с Сергеем Цивилевым затронул проблему долгов по зарплате работникам шахты «Алексиевская». Предприятие находится в состоянии банкротства с 2017 года.
«Бросать людей нельзя. Люди, которые оказались в такой ситуации, конечно же, нуждаются в помощи. Мы поможем, а с вами договоримся – каким способом. Региональным властям поможем. Здесь также нужно разбираться с правоохранительными органами и ФНС, почему такая ситуация случилась. Как президент говорит, с таким хамством по отношению к людям должна разбираться Генеральная прокуратура. У меня просьба соответствующую координацию провести с правоохранительными органами», – сообщил Михаил Мишустин.
Губернатор отметил, что общая задолженность предприятия составляет 200 миллионов рублей. Для её погашения шахту выставили на торги, они стартуют на следующей неделе.
«Главное – не оставить людей, работавших на предприятии, один на один с проблемами. Большая их часть при помощи Министерства труда и занятости Кузбасса уже переведена на вакансии в других угольных предприятиях региона», – подчеркнул губернатор Сергей Цивилев.
Также глава региона рассказал премьер-министру об объектах, которые были построены или возводятся в Кузбассе по федеральным программам. В частности, об открытом в прошлом году обходе Мариинска.
«С осени прошлого года через город не идёт федеральная трасса, что положительно сказывается и на экологической обстановке, и на безопасности людей, живущих в Мариинске», – отметил Сергей Цивилев.
В области строятся четыре школы: в Тайге на 350 мест с бассейном, в Анжеро-Судженске школа на 1000 мест, в Кемерове две школы – в Лесной Поляне на 1050 мест, которая уже приступила к работе, и микрорайоне 7Б на 1225 мест. Все они будут сданы к 1 сентября этого года, и примерно 3,5 тысячи детей пойдут в новые, современные, цифровые образовательные учреждения.
Михаил Мишустин пожелал удачи и выразил надежду, что при общей слаженной работе все намеченные планы будут реализованы.
Тем временем
Уголь поедет
Президент страны принял решение о значительном увеличении объема ж/д перевозок кузбасского угля в восточном направлении. В то же время начала улучшаться рыночная конъюнктура. Всё это должно стабилизировать ситуацию в добывающей сфере, считает заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов.
Как напомнил профильный замгубернатора, угольная отрасль в последние два-три года испытывает кризис. Отчасти это связано с отказом западных стран от угля в пользу газа и возобновляемых источников энергии. Объёмы реализации и цены на угольную продукцию в Европе начали резко падать. В этой связи логично было бы переориентироваться на азиатско-тихоокеанский рынок, где кузбасское топливо востребовано и конкурентоспособно. Однако провозные способности восточного полигона РЖД не позволяют сделать это в той мере, в которой хотелось бы.
«В 2018-2020 году, когда шло снижение, мы получили от РЖД определённые знаки, свидетельствующие о том, что они хотели бы ограничить объём перевозок из Кузбасса на Восток, – говорит Андрей Панов. – Мы работали в таких условиях, что вроде полигон расширяется, пропускная способность увеличивается, а мы из года в год везём одни и те же объёмы. РЖД согласовывает нам одни и те же цифры – 53 миллиона тонн в год. Конечно, это никого не устраивает, учитывая, что европейский рынок снижается, и нам необходимо направить поток в другую сторону. Увеличение объёмов жизненно важно для Кузбасса».
Губернатор региона неоднократно поднимал этот вопрос на федеральном уровне, напоминая, что строительство Восточного полигона, сроки которого президент обозначил РЖД в 2018 году на совещании в Кемерове, идёт с большим опозданием. Наконец 2 марта Владимир Путин расставил точки над i для РЖД и распорядился увеличить объёмы транспортировки угля из Кузбасса в восточном направлении на 30% к 2024 году.
15 миллионов плюсом к тому, что сегодня вывозят из региона – это очень значительная прибавка, комментирует Панов. Угольщики могут спокойно планировать объёмы добычи (которые, напомним, последние три года падали) и развития. Цели на 2021 год – 235 миллионов тонн (+14 миллионов к 2020-му). Ожидается, что в этом году в регионе заработают четыре угольных предприятия. В Беловском муниципальном районе – шахта «Сибирская» с проектной мощностью 5 миллионов тонн угля в год. На предприятии будет создано 1,3 тыс. новых рабочих мест, инвестиции в проект составят порядка 15,3 миллиарда рублей. Здесь же заработает шахта «7 Ноября-новая» (3,5 миллиона тонн угля в год, 700 новых рабочих мест, инвестиции – 15 миллиардов рублей). В Киселёвске откроется обогатительная фабрика «Шахта № 12» (4 миллиона тонн угля в год, 400 новых рабочих мест, 10 миллиардов рублей инвестиций). В Калтане начинает работать разрез «Чернокалтанский» (2 миллиона тонн угля в год, 300 новых рабочих мест, 1 миллиард рублей инвестиций).
Все новые объекты угольной промышленности строятся на существенном удалении от населённых пунктов – один-два километра, заверил замгубернатора.
«Лицензии выдаются только при таком условии и с согласованием, в том числе и муниципалитетом, – подчёркивает Панов. – Мы неоднократно писали в федеральные органы власти, чтобы законодательно закрепить двухкилометровую зону. Роспотребнадзор нам неоднократно отвечал, что эти зоны устанавливаются расчётным путём. Есть методики, учитывающие рельеф, розы ветров. Так получаются иногда санзоны до 300-500 метров… Пока поддержки в этом отношении нет. Но со своей стороны мы нашли общий язык с Роснедрами, и они воспринимают наше предложение как руководство к действию. Мы совместно решаем этот вопрос при выдаче лицензий. Плюс некоторые компании брали на себя обязательство по расселению жилых домов, и таким образом санитарную зону увеличивали».
Кроме перспективы увеличения вывоза на Восток, обозначенной на высшем уровне, оптимизм внушает рыночная конъюнктура. Как бы там ни было, цены на уголь растут с конца прошлого года, говорит Андрей Панов. Так что есть надежда, что они стабилизируются на несколько лет, и отрасль будет спокойно развиваться. Что касается будущего угля, хоть в мировом топливном балансе его доля снижается, но в абсолютных цифрах чёрное золота не падает. Страны с быстро растущими экономиками от угля отказываться не собираются, а только увеличивают его потребление.