Кузбасс послевоенный
Угольная промышленность Кузбасса в первое послевоенное десятилетие переживала непростые времена. Каково было реальное положение рабочих на угольных предприятиях и как все изменилось благодаря учреждению Всесоюзного «Дня шахтёра» – об этом и других вопросах рассказал Рашит Саитгараевич Бикметов, доктор исторических наук профессор КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева. Лекция организована в рамках третьего сезона историко-краеведческого лектория «Кузбасс – взгляд в историю», посвящённого 300-летию Кузбасса.
Значение угледобычи в послевоенное время было чрезвычайно важным. Разрушенная экономика нуждалась в скорейшем восстановлении. Угольная промышленность в Кузбассе столкнулась с рядом трудностей. Во-первых, это износ оборудования: в годы войны основной упор был сделан на производстве вооружения.
Вторая проблема касалась кадров: после Великой Отечественной на угольных предприятиях Кузбасса лишь больше 20% рабочих имели довоенный шахтёрский стаж, 25% трудящихся составляли женщины. Вопрос с нехваткой рабочей силы решался несколькими путями. К примеру, проводился оргнабор: представители шахт выезжали в другие регионы и заключали договоры с гражданами, которые хотели поработать в Кузбассе. В первые послевоенные годы было набрано 130 тысяч человек. Однако из них 106 тысяч уехали. Одной из причин было то, что Кузбасс традиционно испытывал проблемы с жильём. Прибывающих рабочих размещали в наспех построенных землянках, часть трудящихся проживали в общежитиях. В комнате вместо одной могли поселить три семьи, а если это была молодёжь – до 60 человек. Они направлялись на работу в разные смены. Еще одна причина отъезда людей – тяжелейшие условия труда шахтёров, не каждый выдерживал.
Вторая категория работников прибывала на шахты по линии ФЗО – фабрично-заводского обучения. Но и они сталкивались с теми же проблемами на шахтах, поэтому уходили с шахт на другие производства (военное время, когда за такой уход наказывали, закончилось). Готовили кадры и сами предприятия, обучая рабочих на курсах.
Названные официальные источники пополнения рабочих кадров не давали должного результата: нехватка жилья и тяжёлый труд делали своё дело. 84% работников комбината «Кузбассуголь» проживали в общежитиях в первые послевоенные годы. В комбинате «Кемеровоуголь» этот показатель был на уровне 62%.
Не случайно делается упор на спецконтингенте, потому что его можно разместить в бараках. Эти люди не требовали индивидуального жилья, детских садов и т.д.
Привлечение спецконтингента
Спецконингент, который использовался в угольной отрасли, составляли разные категории. Одна из них – бывшие кулаки. Традиционно Кузбасс начал использовать их ещё в 1930-е годы. Первые строители шахт были из числа раскулаченных. Потом постепенно они влились в кадровый состав. Им было разрешено строить индивидуальное жильё, правда, из вторичного леса, который, к примеру, поднимали из шахт, когда меняли старые крепи.
В предвоенные годы работали 49,5 тысячи рабочих из среды трудопоселенцев. В большей части у них было индивидуальное жильё. Спецпереселенцы к тому же имели ещё одно преимущество – личные огороды, что было подспорьем в хозяйстве. Они достойным трудом показали, что являются патриотами родины, в годы войны многие просились на фронт. С 1942 года их стали призывать в армию.
К спецконтингенту относились и мобилизованные немцы (на 1 апреля 1944 года на шахтах Кузбасса работали 16,5 тысячи человек из их числа), иностранные военнопленные; репатрианты (советские военнопленные, которые были вывезены из оккупированной территории, и гражданские лица, которые были вывезены в Европу для работы на промышленных предприятиях), власовцы, оуновцы, указники.
Статус шахтёров
Ситуация, в которой работали угольщики, была напряжённой. Лектор привёл примеры, как люди жаловались на голод, отсутствие зарплаты, спецодежды, элементарных удобств.
Тяжёлый физический труд, спряжённый с опасностью, большое количество спецконтингента – о каком статусе профессии можно было говорить?
Чтобы повлиять на эту ситуацию, 10 сентября 1947 года принимается Указ от повсеместном праздновании Дня шахтёра. Сохранился уникальный документ о том, как шло планирование и подготовка торжеств в Анжеро-Судженске, где предусмотрено много мероприятий, в том числе изменения в социально-бытовой сфере: строительство домов, общежитий, переселение из землянок в жилые дома, строительство водопровода, капремонт детских садов, оснащение школы музыкальными инструментами, ремонт магазинов, столовых, перевыполнение плана товарооборота, завоз свежих фруктов из Узбекистана и т.д. В 1948 году, когда впервые отмечается профессиональный праздник, много работников получают звания почётных шахтеров, Героев Социалистического Труда и другие награды и звания.
Стал решаться жилищный вопрос. Со временем двухъярусные кровати были заменены на обычные, к 1948 году из землянок переселено 17 тысяч рабочих. А целиком землянки в Кузбассе ликвидировали к 1950 году.
«Считаю, что этот указ о праздновании Дня шахтёра сыграл большую роль. Работники угольных предприятий почувствовали заботу, свою значимость, как результат – повысилась производительность труда и угледобыча», – подчеркнул учёный. Все это свидетельствовало о том, что общество обратило внимание на шахтёров и их нужды.
Начинается постепенный вывод женщин из шахт. К 1958 году их полностью заменили мужчины, за исключением газомерщиков. И то пока не подготовили новых специалистов.
Многое меняется на производстве. Происходит замена конной тяги на электротягу. В 1950 году была выведена из забоя последняя лошадь, начинается механизация труда. Появляются новые специальности, комплексные бригады. Уже востребован рабочий широкого профиля – горнорабочий очистного забоя, проходчик горных выработок. Профессии включают в себя функции многих шахтёрских специальностей. К середине 1950-х годов возрастает доля угля, добытого открытым способом.