С чего начиналась кузбасская энергетика
Газета «Кузбасс» – почти ровесница плана ГОЭЛРО, которая совсем скоро также отметит свое 100-летие. На протяжении всей своей истории она была прямым свидетелем событий, происходящих в разные времена в нашем регионе, и запечатлевала все на своих страницах. В том числе и история кузбасской энергетики находит свое отражение в «Кузбассе» с самых ранних пор ее зарождения в регионе. Внимательно листая страницы нашего издания, можно узнать, как «… летом 1929 года кузнецкстроевцы смонтировали в сараюшке генератор мощностью 5 киловатт. Зажглись 20 лампочек Ильича. На большее этой станции не хватало. Но каково же было ликование народное! В Москву телеграф отстукал депешу: «У Кузнецкстроя есть электростанция!»
А в это время в Кемерове энергетика развивалась своим чередом. Там же, на страницах газеты, мы читаем: в июне 1934 года, спустя два года после ввода в действие ТЭЦ Кузнецкого металлургического комбината, дала ток кемеровская ГРЭС. До ее пуска «длинными зимними вечерами в четверть накала едва-едва мерцали в квартирах горожан сорокаваттные электролампочки. А зачастую электроэнергия, вырабатываемая единственной турбиной на коксохимзаводе, и совсем не подавалась городу. Она поглощалась новостройками Кемерова: ГРЭС и азотно-туковым заводом».
И еще интересный факт: «в 1934 году построенные по плану ГОЭЛРО Кемеровская ГРЭС и ТЭЦ Кузнецкого комбината были соединены линией электропередачи 110 кВ», и таким образом было положено начало Кузбасской энергосистеме.
Годы военных испытаний
Великая Отечественная война проверяла на прочность всю страну. Вот и кузбасским энергетикам пришлось многое испытать. Как и на других предприятиях место мужчин, ушедших на фронт, заняли женщины и подростки. Спустя десятилетия по-особенному воспринимается письмо кочегара Лежнева, опубликованное в газете в 1941 году.
5.12.1941. На посту у котлов
С тех пор, как пущена кемеровская электростанция, я нахожусь на посту у ее котлов. Здесь, у котлов, мы тоже воевали. Мы воевали за экономию угля, за чистоту агрегатов, мы дрались за сохранность приборов, за безаварийность работы. С каждым годом росло число боевых участков на трудовом фронте. Везде нужны были люди. Тогда я попробовал встать у двух котлов. Было страшновато, как в молодые годы, в разведке. В те годы мы громили врангелевские банды на юге. За боевые заслуги я награжден орденом Красного Знамени. И теперь с гордостью ношу я память о победах – второй орден – «Знак Почета».
Этим летом, когда началась война, мне, старому фронтовику, показалось очень обидным оставаться в тылу. Но годы не те. И у моих котлов я нашел способ бить врага. Я готовлю молодых кочегаров. Я учу их всему, что знаю сам. И, главное, впервые в моей долгой жизни я учу кочегарить не мужчин, а женщин. Девушки встают к нашим котлам, и моя ученица, недавний статистик нашего цеха, Зина Колотухина, уже догоняет меня. Уже как и я управляется с двумя котлами, успевает следить одновременно за 38 измерительными приборами. Значит мы с ней вдвоем уже отпустили на фронт четырех здоровых, сильных парней и притом каждый месяц экономим родине уголь, электроэнергию, оборудование.
Так деремся мы, старики и женщины, в глубоком тылу с ненавистным врагом. Так выполняем наш священный долг советских граждан, отдавая на защиту Родины все, что имеем: своих детей, свои силы, свою жизнь.
Дважды орденоносец кочегар Ф. Лежнев.
Вот и в другой публикации за 1941 год «Стахановцы военного времени» говорится о том, что военная обстановка внесла очень много нового в производственную жизнь энергетиков.
«Недавно мы ремонтировали один из агрегатов нашего цеха – турбину № 4. По плану на ремонт турбины отведено 96 часов. Но условия военного времени заставили нас по-другому подойти к этому делу. Продумав весь процесс до мельчайших деталей, мы решили наполовину сократить срок ремонта. Важно было спланировать работу так, чтобы не создавать перегрузки на одних участках и простоя на других. Мы разработали точный график буквально на все часы работы. Таким образом, каждый рабочий мог видеть, в какой час, какая деталь должна быть подготовлена», – пишет в газете В. Еланцев, заместитель начальника турбинного цеха ГРЭС (19.11.1941).
Кузбасские станции наращивали мощности в военные годы. Так, 20 января 1943 года наше издание пишет:
«Дать дополнительную электроэнергию Кузбассу – дело большой государственной важности. Потому и ввод в строй новых мощностей Кемеровской ГРЭС стал первоочередной задачей нашего города… Сейчас на строительстве новой очереди ГРЭС горячие денечки. Каждый день и даже час на строгом учете. Дело чести каждого завода – в установленный ему срок выполнить заказ стройки, чтобы к XXV годовщине нашей доблестной Красной Армии Кузбасс получил дополнительные тысячи киловатт энергии, которая оживит и заставит работать новее производственные мощности для нужд фронта».
И в подтверждение этих слов уже в 1946 году «Кузбасс» подводит итог:
10.02.1946. Энергетика
Несмотря на трудности военных лет, непрерывно увеличивалась энергетическая база Кузнецкого бассейна, росло количество вводимых в строй турбогенераторов, котлов электростанций, все шире и шире разветвлялись линии электропередачи.
За годы Отечественной войны энергетики поставили на службу индустриальному Кузбассу 9 новых турбин и 11 котлов. Мощность энергетической системы бассейна за время войны увеличилась на 60 процентов.
Электростанции Кузбасса теперь производят вдвое больше электроэнергии, чем производили в 1940 году!
Мирное время
В 1968 году в интервью ко Дню энергетика Н. Белов, начальник «Кузбассэнерго», Герой Социалистического Труда, вспоминал:
«По плану ГОЭЛРО первой была сооружена ТЭЦ Кузнецкого металлургического комбината. Следом за ней – Кемеровская ГРЭС. Однако особенно бурными темпами развития характерны послевоенные годы: пуск Южно-Кузбасской, строительство Томь-Усинской и Беловской ГРЭС. Только за минувшую семилетку введено энергетических мощностей больше, чем за все предыдущие годы, производство электроэнергии увеличилось в два раза, а отпуск тепла – в 2,6 раза».
И в последующие годы и десятилетия эта отрасль развивалась серьезными темпами. Вот уже в 1977 году Г. Полонянкин, управляющий «Кузбассэнерго» пишет в «Кузбассе:
30.10.1977. Энергетики: знамя снова в Кузбассе
Энергетики Кузбасса планомерно сокращают расход дефицитных кузнецких углей. За короткий срок коллектив коммунистического труда Томусинской ГРЭС осуществил перевод котельных агрегатов на угли Хакасского месторождения, а коллектив Новокемеровской ТЭЦ подготовился к приему природного газа.
Во втором квартале коллектив Кузбасской энергосистемы завоевал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. В третьем квартале энергетики добились высоких трудовых показателей и удержали переходящее Красное знамя Минэнерго СССР и ЦК профсоюза в своих руках.
22.12.1977. Сегодня – День энергетика
По итогам социалистического соревнования за третий квартал Новокемеровская ТЭЦ заняла первое место среди предприятий кузбасской энергосистемы. Сегодня коллектив продолжает наращивать темпы работы. За одиннадцать месяцев этого года энергетики сэкономили две тысячи тонн условного топлива и более одного миллиона киловатт-часов электроэнергии.
интересный факт
Динамо-машина – от Ленина
В 1966 году «Кузбасс» рассказал об интересном факте:
«После разгрома колчаковщины поднимается из руин Сибирь. По ленинскому указанию шахтеры Прокопьевска усиленно строят новый рудник. Но электричества нет. Трудно. Шахтеры отправляют делегацию к Ленину: Петра Юшкина, Ефима Сербина и Андрея Туманова. Принял их Ильич. Рассказали они о своем житье-бытье и попросили помочь приобрести динамо-машину. Уважал Ильич шахтеров и велел из Малого театра отправить резервный двигатель и генератор Прокопьевскому руднику» («Кузбасс» 22.12.1966).
Комментарий
Как рассказали в Прокопьевском краеведческом музее, динамо-машина действительно прибыла в город. О том, что В.И. Ленин направил этот подарок шахтерам Прокопьевска, который установили в здании электростанции, построенной в 1921 году, говорит тот факт, что на здании ОАО «Прокопьевскэнерго» долгое время висела мемориальная доска.
Этому событию прокопьевский профессиональный художник Г.В. Стаценко посвятил графическую работу «Прокопьевские ходоки у Ленина». Она хранится в фондах музея.