Время больших перемен
В рамках проекта «К 300-летию Кузбасса: взгляд в историю» в Кемеровском областном краеведческом музее состоялась очередная открытая лекция. На сей раз перед слушателями выступил доктор исторических наук, профессор Кемеровского госуниверситета, действительный член Академии политических наук Сергей Макарчук.
Сергей Владимирович – известный специалист по истории политических партий, общественных организаций и органов местной власти второй половины девятнадцатого – первой четверти двадцатого веков. Название его лекции в музее звучало так: «Кузбасс в 1900-1917 годах. Общественно-политическая жизнь – время больших перемен». Сегодня мы приводим ее первую часть в кратком изложении.
«Вставай, поднимайся, рабочий народ»
Самая большая перемена в общественно-политической жизни указанного периода – то, что она активизировалась, приобрела динамику и даже революционные формы. Поэтому мы смело можем говорить об общественно политическом движении в Кузбассе в начале XX века.
Оно началось у нас рано, практически сразу после освоения Кузнецкой земли русским населением, казаками. Так, например, уже вскоре после основания в 1618 году Кузнецкого острога была направлена коллективная челобитная царю Михаилу Романову, в которой казаки жаловались на тяжелое экономическое положение. Это не что иное, как тип коллективных действий. В XVIII веке, когда произошла приписка кузнецких крестьян к Кабинетским заводам, начались массовые побеги, отказы от несения заводских повинностей. А в 1810 году происходит первый факт неповиновения рабочих – волнение мастеровых Салаирского рудника.
В 1836 году волнения рабочих имеют место на Рождественском и Бурлёвском золотых приисках. Тогда все три сотни рабочих три дня не работали. Более того: они не дали арестовать зачинщика – Дегтярёва. А 95 рабочих и вовсе покинули прииски. Это первая известная стачка на приисках Сибири. Она положила начало стачечному рабочему движению.
В 1876 году на Гурьевском металлургическом заводе рабочие создали первую в Кузбассе самодеятельную организацию – Ссудно-сберегательную кассу. Это первая мирная форма улучшения своего экономического положения и начало институционального оформления общественного движения.
В 1897 году стачку проводят железнодорожники на станции Мариинск. А в мае 1898-го произошла первая в Сибири первомайская стачка на Судженских копях Михельсона.
Как отмечает профессор Макарчук, Мариинск в то время был одним из центров общественно-политического движения на севере Кузбассе. Но именно в Тайге началось организованное политическое движение.
Первая подпольная организация
На территории Кузбасса организованное политическое движение начали политические ссыльные. А их здесь было довольно много. Они проживали и в деревнях, и в городах. Только в Мариинске и в Тайге – более 20 политических ссыльных. Причем некоторые из них имели непосредственное отношение к рабочему, марксистскому движению.
К примеру, в Мариинске проживал политссыльный Лебедев – один из зачинателей социал-демократического движения в России. В Тайге жил Мягков, член Московского рабочего союза, там же – Тимофеев и Гудимов, члены Ивано-Вознесенского рабочего союза. Однако главный костяк политических ссыльных был сосредоточен в Томске, в губернском центре. В 1896 году именно в Томске политические ссыльные создали первый марксистский рабочий кружок. В него входили простые рабочие, в том числе Николай Дробышев и Егор Решетов. Нам они особенно интересны тем, что непосредственно отвечали в рабочем кружке за пропагандистскую марксистскую работу на станции Тайга.
«Первые марксисты Томска сразу поняли, что пролетарское население Тайги (а рядом и Анжерские и Судженские копи) было более склонно воспринимать марксистскую идеологию, чем население непролетарского купеческого Томска», – отмечает Сергей Макарчук.
В 1900 году Егор Решетов переезжает в Тайгу, устраивается на работу в железнодорожные мастерские и одновременно становится руководителем марксистского рабочего кружка на станции Тайга. По сути, этот кружок стал первой политической подпольной организацией на территории Кузбасса.
Роль Кржижановского в надполье
Дальнейшее развитие кружок в Тайге получил после приезда Глеба Максимилиановича Кржижановского. Соратник Ленина, он один из создателей Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», первого плана ГОЭЛРО, первого Госплана, академик и вице-президент РАН, потом Академии наук СССР. Понятно, что такой крупный деятель рабочего движения не мог остаться в стороне от деятельности рабочего кружка.
Как и его сподвижники, Кржижановский был арестован и сослан в Сибирь. В Тайгу он прибыл для дальнейшего прохождения срока ссылки. Будучи инженером (окончил Санкт-Петербургский технологический институт), Глеб Максимилианович получил назначение на должность начальника депо станции Тайга.
Кржижановскому трудно было вести какую-то подпольную работу, находясь практически под гласным надзором полиции. Но он сыграл большую роль в развитии кружка, очень много сделал для развертывания легальной работы. Именно по его инициативе в депо станции Тайга открылась библиотека-читальня. Можно сказать, что это была первая организация политического надполья.
Когда Кржижановский уехал из Тайги в 1901 году, эта библиотека превратилась в городскую Пушкинскую библиотеку. А рабочий кружок расширился и трансформировался в первую партийно-политическую организации на территории Кузбасса – Тайгинскую группу РСДРП.
Киров в Тайге: правда и мифы
В 1904 году в Тайгу прибыл другой будущий видный партийный и государственный деятель – Сергей Костриков, известный как Сергей Миронович Киров.
Это был личный друг Сталина. В 1934 году он был убит. И потом к каждой годовщине гибели Кирова издавались целые тома воспоминаний. И, по убеждению профессора Макарчука, они сыграли отрицательную роль в исторической науке. Каждый старался показать, какой Киров великий, как здорово он руководил, в том числе и в Кузбассе.
Говорилось, что Киров издавал листовки, возглавил большевистскую организацию (притом, что тогда он – студент первого курса Томского технологического института). Что Киров участвовал в социал-демократической работе, приезжал в Анжерку, Судженку, Тайгу, распространял листовки. И всё это правда. Но также в воспоминаниях возникает информация, что Киров создал здесь боевую дружину, даже появляется картина «Сергей Мироновчи Киров обучает членов боевой дружины на станции Тайга обращению с оружием». А на самом деле никакой дружины не было! Тайгинская группа РСДРП даже не ставила вопрос о вооруженном восстании!
Историк Макарчук уверен: сегодня надо более критично подходить к изучению этого вопроса. Сейчас многие архивы закрыты, в том числе столетней давности. Когда откроют документы, тогда мы и увидим истинную роль Кирова.
Но как бы то ни было, именно тайгинская организация РСДРП являлась самой крупной политической подпольной организацией в Кузбассе.
Продолжение следует…