Сибирские традиции возобновления поколений
Завершаем краткое изложение лекции, прочитанной в Кемеровском областном краеведческом музее профессором кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета, доктором исторических наук Владимиром Александровичем Зверевым. Она была посвящена теме «Население Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.». В прошлой публикации говорилось о составе населения, сословном делении, а также об особенностях расселения приезжих на новое место жительства. Сегодня речь пойдет о традиции возобновления поколений.
Брак, рождаемость и смертность
В течение сотен лет в нашем крае вплоть до конца XIX века, как и в России в целом, господствовал традиционный тип возобновления поколений: устойчивый, привычный, ставший нормой для многих поколений сибиряков, россиян. И по-другому они не мыслили себе этот процесс. В чем же были его особенности?
Во-первых, это почти всеобщая брачность. Подавляющее большинство людей, достигнув брачного возраста (а по законам 1830 года он был установлен таким: 18 лет – для мужчин, 16 лет – для женщин), вступало в брак. Таков был порядок, обычай, этого требовала традиция.
Людей вне брака почти не оставалось. Это могли быть мужчины, которых призвали в армию. Они не успели жениться, а когда возвращались, имели мало шансов найти жену, потому что по местным меркам были уже стариками, неприспособленными к крестьянскому хозяйству. Они составляли отдельное сословие – это так называемые солдатские дети. А из женщин без семьи могли остаться больные, уродливые, имеющие «моральные изъяны». К примеру, даже в третьем поколении внучка женщины, которая родила ребенка вне брака, считалась непригодной для замужества. Их тогда называли суразенками. Разборчивые матери не женили своих сыновей на таких невестах.
Есть такая поговорка: «Вкусный блин давно бы съели». Если девушка не вышла замуж до 23 лет, она уже считалась старой девой, о ней говорили «невестится, старой бабушке ровесница». Словом, во многих отношениях репутация у таких девушек была не очень хорошей.
Вторая особенность того периода – очень высокая рождаемость, почти неограниченная. На каждую тысячу человек населения каждый год появлялось на свет около 50. Сравним с сегодняшним показателем: 12 человек на тысячу. То есть, тогда рождаемость была выше в три-четыре раза. Это почти биологический максимум – 66 человек на тысячу. Правда, почти нигде и почти никогда в мире его не достигали.
Но эта высокая рождаемость сочеталась с очень высоким уровнем смертности. Большая часть детей, родившись, вскоре умирала. В начале XX века, когда ситуация улучшилась, по официальной статистике, из каждых десяти новорожденных два с половиной умирало, не дожив до года. Если же говорить о середине XIX века, то эта цифра составляла три-четыре человека из десяти. А к тому времени, когда подростки могли заменить родителей, их оставалось всего два-три человека в семье. В сущности, естественный прирост населения до конца XIX века был невысоким и в Сибири, и в России, и во всем мире.
Как Богу было угодно
Специалисты любят приводить следующие цифры: человечество существует около 200 тысяч лет, и за это время до середины XX века численность населения выросла примерно до двух с половиной миллиардов человек. А сейчас в мире почти семь с половиной миллиардов человек.
При высокой рождаемости смертность стала очень низкой в результате успехов медицины, образования (речь идет о гигиеническом просвещении).
До конца XIX века у нас в России и в большинстве других стран не было демографического взрыва. Население увеличивалось небольшими темпами. Была низкой в России и продолжительность жизни. По расчетам специалистов, в среднем 32 года: у мужчин – 31 год, у женщин – 33. Население в целом состояло из молодых людей, их было большое количество.
Традиционные устои сохранялись благодаря господству религиозных установок. С точки зрения и христианства, и буддизма, и ислама (а в Сибири имеют распространение все эти три мировые религии), считалось, что детей должно рождаться столько, сколько Бог пошлет. Обязательно нужно вступать в брак – это единственное оправдание сексуальной жизни. Брак заключается на небесах – а значит, расторгнуть его практически невозможно. Необходимо воздерживаться от интимных отношений в определенное время, например, в посты. Эта всеобщая религиозность узаконивала традиции не только письменным образом, но и устным – проповедями священников.
Ценность личности
К концу XIX века многое начинает меняться. Специалисты называют это демографической революцией или демографическим переходом. Смысл этого процесса в том, что от традиционных порядков на протяжении нескольких десятков лет происходил переход к современным, индустриализированным, модернизированным формам возобновления поколений.
Это означает, во-первых, что всё чаще молодые люди стали вступать в брак в более позднем возрасте, откладывать его. В том числе из-за службы в армии, тем более что сроки службы сокращаются. И девиц не спешат выдавать замуж, потому что они – работницы в хозяйстве. Браки заключаются уже не по желанию родителей, а по взаимной склонности (как бы мы сейчас сказали – «по любви»). Это было невиданным делом, прежде никто никогда в традиционных обществах не спрашивал про взаимную склонность.
Стали чаще жениться «убегом», не дождавшись разрешения родителей. Два молодых человека убегали или уезжали, создавали семью, потом возвращались и бросались в ноги родителям. А тем что делать? Хочешь – не хочешь, а надо разрешать брак. К слову, у подобных браков имелась еще одна причина – это был способ избежать больших расходов на свадебный пир. В среднем в Западной Сибири одна средненькая свадьба обходилась родителям жениха и невесты в 100 рублей. Это была очень большая сумма. Для сравнения, рабочие на золотых приисках могли получать около 30 рублей.
Стало расти количество детей во многих семьях – и рождалось, как и прежде, много. Но начала сокращаться смертность, так как стала складываться организованная система медицинского обслуживания. Пусть далеко не в каждом сибирском селе она была доступна, но все-таки появилась возможность пользоваться услугами врачей, акушерок, ветеринаров, покупать какие-то лекарства.
Повышается уровень образования, грамотности. А статистически установлено, что грамотные и образованные люди меньше болеют и живут дольше хотя бы потому, что они читают всякие рекомендации относительно того, как, к примеру, вести себя во время эпидемии, как профилактировать заболеваемость, руки моют…
Словом, смертность стала сокращаться, поэтому большое количество детей в семьях стало выживать. Такая ситуация была до тех пор, пока не начала снижаться рождаемость…
Происходит процесс становления человеческой личности. Женщины активно вовлекаются в производственные процессы за пределами семьи. Мужчины заняты не в своем хозяйстве, а в промышленном производстве. Формируется личностное, индивидуалистическое самосознание. Это главный фактор, который приведет позже к сокращению рождаемости и к тому, что сложится современная ситуация с низким уровнем рождаемости, низким уровнем смертности и высоким продолжением жизни, с достаточно зрелым (если не сказать пожилым) составом населения и с гораздо более низкой ценой воспроизводства населения.
Традиционный тип – страшно затратный, он требует огромного количества физических, моральных сил, экономических ресурсов, чтобы возобновлять поколения. Современный тип – более щадящий, много сил и времени уходит не на воспроизводство поколений, а на активную роль в экономике, политике, культуре, на удовлетворение потребностей эмоциональных, интеллектуальных. В общем, на самореализацию людей как личностей.