Соцсети:
Актуальное

Сибирские традиции возобновления поколений

2 декабря 2019 | Оксана Сохарева
Новосибирский профессор Владимир Зверев читает лекцию в Кемеровском областном краеведческом музее.

Завершаем краткое изложение лекции, прочитанной в Кемеровском областном краеведческом музее профессором кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета, доктором исторических наук Владимиром Александровичем Зверевым. Она была посвящена теме «Население Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.». В прошлой публикации говорилось о составе населения, сословном делении, а также об особенностях расселения приезжих на новое место жительства. Сегодня речь пойдет о традиции возобновления поколений.

Брак, рождаемость и смертность

В течение сотен лет в нашем крае вплоть до конца XIX века, как и в России в целом, господствовал традиционный тип возобновления поколений: устойчивый, привычный, ставший нормой для многих поколений сибиряков, россиян. И по-другому они не мыслили себе этот процесс. В чем же были его особенности?

Во-первых, это почти всеобщая брачность. Подавляющее большинство людей, достигнув брачного возраста (а по законам 1830 года он был установлен таким: 18 лет – для мужчин, 16 лет – для женщин), вступало в брак. Таков был порядок, обычай, этого требовала традиция.

Людей вне брака почти не оставалось. Это могли быть мужчины, которых призвали в армию. Они не успели жениться, а когда возвращались, имели мало шансов найти жену, потому что по местным меркам были уже стариками, неприспособленными к крестьянскому хозяйству. Они составляли отдельное сословие – это так называемые солдатские дети. А из женщин без семьи могли остаться больные, уродливые, имеющие «моральные изъяны». К примеру, даже в третьем поколении внучка женщины, которая родила ребенка вне брака, считалась непригодной для замужества. Их тогда называли суразенками. Разборчивые матери не женили своих сыновей на таких невестах.

Есть такая поговорка: «Вкусный блин давно бы съели». Если девушка не вышла замуж до 23 лет, она уже считалась старой девой, о ней говорили «невестится, старой бабушке ровесница». Словом, во многих отношениях репутация у таких девушек была не очень хорошей.

Вторая особенность того периода – очень высокая рождаемость, почти неограниченная. На каждую тысячу человек населения каждый год появлялось на свет около 50. Сравним с сегодняшним показателем: 12 человек на тысячу. То есть, тогда рождаемость была выше в три-четыре раза. Это почти биологический максимум – 66 человек на тысячу. Правда, почти нигде и почти никогда в мире его не достигали.

Но эта высокая рождаемость сочеталась с очень высоким уровнем смертности. Большая часть детей, родившись, вскоре умирала. В начале XX века, когда ситуация улучшилась, по официальной статистике, из каждых десяти новорожденных два с половиной умирало, не дожив до года. Если же говорить о середине XIX века, то эта цифра составляла три-четыре человека из десяти. А к тому времени, когда подростки могли заменить родителей, их оставалось всего два-три человека в семье. В сущности, естественный прирост населения до конца XIX века был невысоким и в Сибири, и в России, и во всем мире.

Крестьянская семья в Сибири, 1914 год. Примечательно, что на снимке только один ребенок, хотя родители его – люди достаточно зрелые. Вероятно, в этой семье старожилов из всех детей выжил он один. Из материалов презентации В.А. Зверева.

Как Богу было угодно

Специалисты любят приводить следующие цифры: человечество существует около 200 тысяч лет, и за это время до середины XX века численность населения выросла примерно до двух с половиной миллиардов человек. А сейчас в мире почти семь с половиной миллиардов человек.

При высокой рождаемости смертность стала очень низкой в результате успехов медицины, образования (речь идет о гигиеническом просвещении).

До конца XIX века у нас в России и в большинстве других стран не было демографического взрыва. Население увеличивалось небольшими темпами. Была низкой в России и продолжительность жизни. По расчетам специалистов, в среднем 32 года: у мужчин – 31 год, у женщин – 33. Население в целом состояло из молодых людей, их было большое количество.

Традиционные устои сохранялись благодаря господству религиозных установок. С точки зрения и христианства, и буддизма, и ислама (а в Сибири имеют распространение все эти три мировые религии), считалось, что детей должно рождаться столько, сколько Бог пошлет. Обязательно нужно вступать в брак – это единственное оправдание сексуальной жизни. Брак заключается на небесах – а значит, расторгнуть его практически невозможно. Необходимо воздерживаться от интимных отношений в определенное время, например, в посты. Эта всеобщая религиозность узаконивала традиции не только письменным образом, но и устным – проповедями священников.

Ценность личности

К концу XIX века многое начинает меняться. Специалисты называют это демографической революцией или демографическим переходом. Смысл этого процесса в том, что от традиционных порядков на протяжении нескольких десятков лет происходил переход к современным, индустриализированным, модернизированным формам возобновления поколений.

Это означает, во-первых, что всё чаще молодые люди стали вступать в брак в более позднем возрасте, откладывать его. В том числе из-за службы в армии, тем более что сроки службы сокращаются. И девиц не спешат выдавать замуж, потому что они – работницы в хозяйстве. Браки заключаются уже не по желанию родителей, а по взаимной склонности (как бы мы сейчас сказали – «по любви»). Это было невиданным делом, прежде никто никогда в традиционных обществах не спрашивал про взаимную склонность.

Стали чаще жениться «убегом», не дождавшись разрешения родителей. Два молодых человека убегали или уезжали, создавали семью, потом возвращались и бросались в ноги родителям. А тем что делать? Хочешь – не хочешь, а надо разрешать брак. К слову, у подобных браков имелась еще одна причина – это был способ избежать больших расходов на свадебный пир. В среднем в Западной Сибири одна средненькая свадьба обходилась родителям жениха и невесты в 100 рублей. Это была очень большая сумма. Для сравнения, рабочие на золотых приисках могли получать около 30 рублей.

Стало расти количество детей во многих семьях – и рождалось, как и прежде, много. Но начала сокращаться смертность, так как стала складываться организованная система медицинского обслуживания. Пусть далеко не в каждом сибирском селе она была доступна, но все-таки появилась возможность пользоваться услугами врачей, акушерок, ветеринаров, покупать какие-то лекарства.

Повышается уровень образования, грамотности. А статистически установлено, что грамотные и образованные люди меньше болеют и живут дольше хотя бы потому, что они читают всякие рекомендации относительно того, как, к примеру, вести себя во время эпидемии, как профилактировать заболеваемость, руки моют…

Словом, смертность стала сокращаться, поэтому большое количество детей в семьях стало выживать. Такая ситуация была до тех пор, пока не начала снижаться рождаемость…

Происходит процесс становления человеческой личности. Женщины активно вовлекаются в производственные процессы за пределами семьи. Мужчины заняты не в своем хозяйстве, а в промышленном производстве. Формируется личностное, индивидуалистическое самосознание. Это главный фактор, который приведет позже к сокращению рождаемости и к тому, что сложится современная ситуация с низким уровнем рождаемости, низким уровнем смертности и высоким продолжением жизни, с достаточно зрелым (если не сказать пожилым) составом населения и с гораздо более низкой ценой воспроизводства населения.

Традиционный тип – страшно затратный, он требует огромного количества физических, моральных сил, экономических ресурсов, чтобы возобновлять поколения. Современный тип – более щадящий, много сил и времени уходит не на воспроизводство поколений, а на активную роль в экономике, политике, культуре, на удовлетворение потребностей эмоциональных, интеллектуальных. В общем, на самореализацию людей как личностей.

Другие статьи на эту тему

07 ноября
Указом Президента РФ Дмитрию Гавриловичу присвоено Почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел России». Фото из паблика Алексея Фомина.

Грибалка и скандинавская ходьба: житель Юрги собственноручно вырастил рощу

Юргинец Дмитрий Чахлов к 300-летию Кузбасса вырастил на своём приусадебном участке в деревне Чахлово 300…

05 августа

Власти подвели итоги подготовки к 300-летию Кузбасса в Березовском

В результате подготовки к 300-летию Кузбасса в Березовском провели работы по улучшению и модернизации городских…

03 августа

Эксперт: развитие малых городов в Кузбассе помогает сохранить человеческий капитал

В год празднования 300-летия Кузбасса в малых городах продолжаются масштабные изменения: строятся дома, социальные, культурные…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс