Вечная любовь последнего героя
Два портрета рядом с букетом ромашек. На фотографиях он и она – супруги Кармановы. Четыре года назад, в день их благодатной свадьбы (а это 70 лет совместной жизни!), Сергей Иванович еще держал за руку свою Анну Петровну. И тогда на столе красовались ромашки. Цветы будто кланялись мужу и жене за их верность друг другу и вообще всё то, что называется любовью.
Но через четыре месяца после того праздника Анны Петровны не стало. И на её могилу тоже легли ромашки…
Всем смертям назло
Так вышло, что на фронт Сергей Карманов отправился позже ровесников. Хотя он готов был пойти на священную войну уже в 1941-м. Из всех репродукторов звучала песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». А Сергей вставал с петухами, чтобы не опоздать на урок в школу. Там он уже не учился, а учил.
– Это и есть твоё боевое и ответственное задание. Так что выполняй приказ, – сказали ему.
Приказом директора школы Сергей Карманов, успевший окончить лишь семилетку, был назначен учителем начальных классов. Надо же было кому-то учить деревенских ребятишек. Вот Сергей, уже навеличенный Ивановичем, и сеял «разумное, доброе, вечное» по мере своих знаний и своего усердия. Вроде, получалось. Слушались мальчики и девочки своего молодого учителя. Кто-то из ребят приносил в класс отцовские письма с фронта. В этих письмах были непременные приветы родным, соседям, землякам.
– Значит, и вам тоже, Сергей Иванович, привет от моего батьки. Вот увидите, он героем станет.
– Он уже герой. Все, кто воюет, герои, – убеждал Сергей.
А потом кто-то из ребят объявлял о пришедшей похоронке на своего отца, павшего смертью храбрых в бою с немецкими захватчиками. И тогда горевали всем классом, всей школой, всей деревней.
В начале 43-го получил повестку о призыве и Сергей Карманов. Сборы были недолги. Своему классу, родным он пообещал вернуться живым. А вот землячке Аннушке, запавшей ему в душу, сказать этого не успел. Ничего, отправит письмо с фронта.
…Определили сибиряка пулемётчиком стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта. За меткость, храбрость, стойкость командиры его хвалили. Но в одном из боёв Сергея ранило. Доставили его в госпиталь, а тот буквально переполнен. За неделю, пока лежал в коридоре, дожидаясь очереди к операционному столу, развилась гангрена. Выход один: ампутация ноги. Долечивали пулемётчика Карманова уже в другом госпитале.
– Ничего, ты и с костылём ещё попляшешь на своей свадьбе, – утешали медсёстры.
– Я и вальс станцую, – улыбался в ответ Сергей. – Правда, Аннушка ещё не знает, что она моя невеста. Скажу, когда вернусь.
Спасибо за дочку! Ещё бы и сына!
Вернулся домой Сергей Карманов с двумя боевыми орденами – Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени.
Засуетилась мать, расплакавшись от радости, стала на стол накрывать, а Сергей заявил, что сидеть ему пока некогда. Надо бы с Аннушкой повидаться и сказать ей спасибо за то, что выжил. О ней думал, о ней мечтал, потому и не убила его пуля-дура.
В победном 45-м сыграли свадьбу. Расписали Сергея и Анну 7 июля, на день Ивана Купалы. Это уже потом, через годы ближайшим соседом старинного праздника по календарю (8 июля) станет День семьи и верности – в честь святых супругов Петра и Февронии. И с неизменным живым символом любви – ромашками.
Вот и в семье Кармановых именно ромашки всегда были и остаются любимыми цветами. Их со своей дачи привозит дочь Сергея Ивановича – Нелли. Она – первенец у Сергея и Анны. Имя ей дал папа. И выбирал его недолго. Просто читал газету «Пионерская правда», а там была зарисовка о славной девочке Нелли. «И моя дочка будет самая-самая», – подумал тогда Сергей Иванович.
Да, его снова звали по имени-отчеству. Ведь он, получив после войны диплом о педагогическом образовании, снова работал учителем. Первой учительницей для ребят в школе была и Анна Петровна. Так что не расставались супруги Кармановы ни дома, ни на работе.
А дни, когда Анна была в родильном доме, казались и ей, и ему месяцами. В роддоме Анна была трижды. Вторую дочку супруги назвали Ниной, третью – Валентиной. Вот ей-то, Валентине, уже ставшей невестой, отец и признается, как сильно он ждал мальчика. Ничего тогда не сказала дочь, но сюрприз любимому папе приготовила. Выйдя замуж, она оставила отцовскую фамилию. И вот когда у неё родился мальчик, назвали его Серёжей. Так что есть на свете ещё один хороший человек, настоящий мужчина Сергей Карманов. И, кстати, муж Валентины на решение свой любимой не обиделся: тестя он уважал. Благодарил и его, и Анну Петровну за отличную дочку.
А вообще-то непросто, наверное, быть учительскими детьми. Чуть что не так – покажут пальцем, зашепчутся: «Ага, других уму-разуму учат, а свои-то – не ангелы». Однако Кармановы за дочек не краснели. Все три хорошо учились и в школе, и потом в институтах. Нелли и Валентина – тоже педагоги. Преподавали математику и физику, оставшись лириками в душе. У Нины диплом инженера. Она и Валентина живут в Санкт-Петербурге. Но в Салаире бывают каждый год. И раньше, и сейчас стараются подгадывать своё пребывание под годовщину родительской свадьбы, дни рождения папы и мамы. Когда Сергею Ивановичу исполнилось 90, дочери подарили ему большой самодельный плакат с генеалогическим древом. Он и сейчас висит над двумя кроватями, стоящими рядом. А на столике, где ваза с ромашками, – портреты Анны Петровны и Сергея Ивановича. Тоже, конечно же, рядом. Навсегда.
И вновь наступит 7 июля
– Сергей Иванович Карманов остался единственным фронтовиком в нашем Салаире. Он – последний герой, кому ещё можно руку пожать, – так сказали мне в администрации городского поселения.
– Неужели последний? – с грустью переспрашивает дочь фронтовика Нелли Сергеевна. – Ведь, кажется, ещё недавно наши уважаемые ветераны выступали перед ребятами, рассказывая о своих дорогах боевых. Я и папу в свою школу приглашала. Еле-еле уговорила, чтобы пиджак с наградами надел. Что в классе, что дома он неохотно о войне вспоминал. От нас, дочек, всегда отмахивался: «Страшная она, эта война. Давайте лучше книжку почитаем».
Не рассказывал Сергей Иванович и про своё ранение. Мало кто догадывался, что у него протез. И дома он не сидел, сложа руки. Всё умел, всё мог – даже кофточки дочкам сшить.
Богато ведь не жили. Невелика учительская зарплата. Но дочки не помнят, чтобы родители ссорились из-за денег. Вернее, их нехватки. Да и вообще не было больших ссор в их доме, как и сора. А сам дом Сергей Иванович любил украшать. Он и дочек учил жить чисто и красиво. Это уже потом из частного дома Кармановы переселились в благоустроенную квартиру. А до этого их усадьба в Салаире всегда отличалась и убранством, и уютом. В деревянное кружево наряжал Сергей Иванович своё семейное гнездо. И живые цветы были как у дома, так и в доме. Всегда хотелось Нелли, Нине, Валентине приходить, приезжать к родному порогу. И у каждой дочки находились хорошие новости для любящих и любимых родителей.
Как-то Нелли сообщила, что она подсчитала общий учительский стаж их династии. Получилось 218 лет! Муж Нелли – Фёдор Павлович Букреев – тоже уважаемый в городе человек. И тоже педагог. Последние годы своего педстажа заработал воспитателем в детском доме. Столько порассказывал о сиротах при живых родителях! Вздыхал Сергей Иванович, слушая зятя. А ещё вспоминал безотцовщину лихих сороковых. В те годы война всё отнимала, а сейчас-то что не жить в согласии и любви? Именно из-за любви у него самого и свершилось всё, о чём в передышках между боями мечталось, а потом и в госпитале…
…Уже четыре года, как нет Анны Петровны, а дни рождения, свадебные даты в этой славной семье всё равно отмечаются. С новыми фотографиями в альбоме, с новыми листками на генеалогическом древе, с букетами ромашек. Можно и не перебирать, не отрывать их лепестки. Последний всё равно будет на слове «Любит!».
Совсем скоро Сергею Ивановичу Карманову должно исполниться 99 лет. Снова соберётся дружная родня за столом. Будет там стоять и портрет Анны Петровны – первой и вечной любви бывшего отважного пулемётчика – последнего героя в городе.
г. Салаир, Гурьевский район.
07.07.2020 в 06:59
Приятно было прочитать такую замечательную статью и встретить упоминание о моей любимой учительнице: Букреева Нелли Сергеевна была моим учителем математики, она педагог от бога! Весь наш класс отлично знал предмет. Благодаря ее подготовке я смогла отучиться в институте.
В класс Нелли Сергеевны было приятно зайти, такая теплая атмосфере там царила, весь он утопал в цветах! Мои наилучшие пожелания Вам и Вашим близким!
(Оксана Демина, Салаир, Школа 24- 99 выпуск)
Ответить
07.07.2020 в 07:10
Уважаемая Оксана, ваши слова — лучшая похвала работе журналиста.
Ответить