Тревожная весна на «Заречной»

Так выглядят наземные постройки шахты «Сибирская» (фото сделано летом 2018 года)
Законсервированная шахта «Сибирская» вновь может стать причиной затопления ниже лежащего угледобывающего предприятия. Компания вышла из процедуры банкротства, но, по словам производственных соседей, новая команда проблему неконтролируемого водопритока не решает. Авария, которая произошла на соседней шахте «Заречная» уже дважды, может повториться и этой весной, зацепив другие выработки.
Напомним, шахты «Сибирская» и «Заречная» находятся в Полысаеве, на одном угольном поле. Ранее предприятия входили в угольную компанию «Заречная». При этом «Сибирская» была оформлена на компанию Carlit Investments Ltd (Кипр).
Затопленная в 90-е, еще при других собственниках, «Сибирская» так и не добыла угля. Предприятие не начало работать и в составе УК «Заречная» – большая производственная семья поддерживала состояние младшего брата.
Дважды – в одну воду
В июне прошлого года конкурсный управляющий АО «Шахта «Заречная» подал иск к конкурсному управляющему ООО «Шахта Сибирская» (на тот момент оба предприятия находились в процедуре банкротства).
Как утверждает истец, недропользователь не обеспечивает безопасность на производственном объекте, к чему его обязывает закон. Дело в том, что горный отвод участка «Октябрьский» шахты «Заречная» граничит с «Сибирской» – между ними есть гидравлическая связь. Вода из затопленной шахты, с которой не справляется ветхий водоотлив, уходит ниже, к соседям. С мая 2016 года, когда из-за затопления произошла первая серьезная авария, «Заречная» несет затраты на ликвидацию и предотвращение ЧС (в частности, 70% электроэнергии на «Октябрьском» идет на водоотлив). Конкурсный управляющий просил суд взыскать с ответчика 605 млн 197 тыс. 666 рублей.
Этот иск рассматривается Арбитражным судом Кемеровской области до сих пор. Между тем 17 июля 2018 года из-за неконтролируемого водопритока со стороны «Сибирской» на «Заречной» произошло очередное ЧП – из шахты вывели людей и по пласту Новобайкаимскому приостановили работы. Под водой оказалось оборудование на сумму порядка 160 млн рублей. «Срывается годовая производственная программа, предприятие несет убытки, – комментировал на тот момент находившийся на должности начальника шахтоучастка «Октябрьский» Максим Панов. – Чтобы возобновить работу в штатном режиме, нужно затратить порядка 150 миллионов рублей».
Другая команда, те же проблемы
В октябре Арбитражный суд прекратил конкурсное производство в ООО «Шахта «Сибирская»: кипрская фирма-учредитель полностью погасила задолженность в размере 615,8 млн рублей. Но, как рассказали на «Заречной», проблему с затоплением это не решило, скорее даже наоборот. Хотя владелец лицензии, по словам старой управленческой команды шахты, кардинальных мер, которые бы решили проблему затопления, не принимал, сотрудники «Сибирской» делали все возможное, чтобы помочь соседям.
С ноября прошлого года на шахтоучастке «Октябрьский» начал повышаться уровень воды, рассказывает его нынешний начальник Константин Голубовский. «Когда «Сибирская» качала воду, когда разрывали гидравлическую связь между предприятиями, у нас минимальный столб воды был 21 метр по пласту Красноорловскому и 22 – по пласту Несложному, а сейчас эти уровни превышены в среднем на 11 метров, – объясняет он. – На данный момент мы качаем воду и «Сибирской», и свою, то есть работаем только на приток. Каждые сутки вода поднимается на 0,1 метра. Потому что они не качают, насосы остановлены в вертикальном стволе».
В период конкурсного производства, чтобы не допустить технологической катастрофы, конкурсный управляющий «Сибирской» принял решение приобрести оборудование для работ по водопонижению. Однако собственник шахты до сих пор не рассчитался с поставщиком: об этом они сейчас спорят в суде. Юристы «Сибирской» оспаривают само решение конкурсного управляющего купить оборудование, так как необходимости в водопонижении на «Сибирской» ее новое руководство не видит.
Как рассказал технический директор ООО «Угольная компания «Полысаевская» (сейчас выводит из кризиса предприятия группы компаний «Заречная») Владимир Щурко, еще в прошлом году с новой командой шахты «Сибирской» неоднократно пытались договориться.
«В том числе, на уровне тогда заместителя губернатора Олега Токарева, – вспоминает он. – Присутствовал нынешний директор «Сибирской», главный механик. Вроде бы договорились о дальнейшей координации движений, которая должна была реализоваться еще до Нового года».
«Сибирская» откладывала эту встречу, продолжает собеседник газеты, и она состоялась уже после Нового года на территории шахтоучастка «Октябрьский».
«Мы предложили: они откачивают воду, мы со своей стороны оплачиваем расходы за электроэнергию, расходы на обслуживание, все затраты, связанные с Росприроднадзором, – отмечает Щурко. – Все это было прописано в договоре, который мы с нашей стороны подписали. Он находится на шахте «Сибирской». Там, видимо, договор никто не подписывал, воду не качают. По нашим данным, они собираются приступить к работам только в июне-июле».
Всешахтный потоп
Однако в июне будет уже поздно, полагают на «Октябрьском». Предстоящий паводок может спровоцировать затопление шахты, как в прошлом году, а это – остановка работы предприятия со всеми вытекающими последствиями. Как и прежде, существует угроза: если «Октябрьский», имеющий самый мощный водосборник по линии реки Ини, не справится с откачкой, начнется затопление шахт, расположенных ниже, – «7 Ноября», «Комсомолец», «Имени Кирова», «Полысаевская».
Сейчас на «Октябрьском» делают всё возможное, чтобы вода не прорвалась в шахту, как весной 2016-го и летом 2018-го, говорит Константин Голубовский: «Мы делаем дополнительные водосборники, бурим скважины для выдачи воды, устанавливаем насосы, оптимизируем схему откачки. Мы заказали и провели обследование водоотливов: есть рекомендации – мы их выполняем. Мы готовимся к паводку, чтобы не допустить утопления. И откачка воды на шахте «Сибирской» значительно бы здесь помогла».
На «Заречной» надеются на очередные переговоры, а в случае, если собственник «Сибирской» не предпримет никаких мер по предотвращению подтопления, намерены вновь обращаться в суд.
По состоянию на лето прошлого года, как свидетельствовали управленцы законсервированной шахты, предприятие представляло собой полуразрушенный АБК, две короткие выработки с вентилятором местного проветривания, насос, котельную и склады. На «Сибирской» работали 55 человек, которые поддерживали горные выработки в безопасном состоянии.
«Строят стволы, занимаются техническим проектом, лицензией (есть проблемы с невыполнением лицензионного соглашения), – рассказывает Владимир Щурко то, что ему известно о сегодняшнем положении дел на «Сибирской». – Объявили прием людей: по сути, проходчикам платят за то, что они чистят снег. Что будет дальше, сказать сложно, потому что нет общения».
Новый старый собственник?
По оценке Владимира Щурко, который курировал «Сибирскую» в составе «Заречной», чтобы добыть на шахте первый уголь, понадобится до двух с половиной лет и 4-6 млрд рублей инвестиций. Помимо этого, необходимо построить железнодорожную ветку до станции протяженностью порядка 13 км, новую трассу. Если будут строиться вентиляторы главного проветривания, в санитарно-защитную зону могут попасть около 40 частных домовладений – собственникам нужно будет предоставлять полысаевцам новое жилье. Кроме того, качество здешнего угля требует обогащения.
«В составе УК «Заречная» «Сибирская» была связана инфраструктурно с другими шахтами компании, которые постоянно оказывали ей техническую поддержку – функционировать как обособленное предприятие активу будет сложно», – резюмирует Щурко, который считает, что оптимальным сценарием для шахты было бы сохраниться в составе группы предприятий УК «Заречная».
Несмотря на сложное положение «Сибирской», расставаться с активом владелец не захотел. Через суд он заблокировал проведение торгов, назначенных конкурсным управляющим на август 2018 года, на которые уже были поданы две заявки, и, как уже было сказано выше, полностью погасил кредиторскую задолженность.
Судя по всему, «Сибирская» вернулась в руки конечного владельца. По данным «Заречной» – это известный российский бизнесмен Виктор Нусенкис. Как в феврале сообщала газета «Авант-Партнер», у компании «Шахта «Сибирская» изменился состав учредителей. У Carlit Investments Ltd осталось 3,23% долей, а 96,77% перешло к московскому ООО «Углепроминвест» (его гендиректор возглавляет несколько московских компаний, в которых Виктору Нусенкису принадлежат доли от 33 до 100%). Оно в свою очередь принадлежит на 100% кипрской «Компания Энерго Груп». Именно под этим названием украинская группа «Энерго», а ранее концерн «Энерго», действовала как владелец активов Нусенкиса в Кузбассе (угольная компания «Заречная», Юрмаш, СХО «Заречье», шахта «Сибирская»). После 2013 года они были переведены на внешнее кредитование и нарастили долговую нагрузку в размере более 70 млрд рублей (по данным угольной компании «Полысаевская»). После предприятия, по сути, оказались заброшены в сложном техническом и финансовом состоянии, а их работники – более пяти тысяч человек – оказались на грани выживания. Из-за снижения налоговых поступлений пострадали и бюджеты всех уровней.