История загадочного народа

В минувшем году Нижнетомский археологический отряд Кузбасской археологической экспедиции обнаружил несколько уникальных артефактов на месте поселения древнего человека. Впервые удалось найти бронзолитейную площадку и «крематорий»…
(Мы продолжаем рассказ об итогах раскопок, проведенных кузбасскими археологами в 2018 году.)
Томские писаницы давно известны ученым. Их изучение ведется с XVIII века.
«В научной среде ведется полемика, напечатано огромное количество статей, несколько монографий, – говорит Алексей Марочкин, старший научный сотрудник лаборатории археологии Федерального исследовательского центра угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ УХХ СО РАН). – Но до недавнего времени археологический контекст Томских писаниц не был известен вообще! Это белое пятно на археологической карте накладывало определенные ограничения на любые построения ученых».
Поэтому уже несколько лет подряд Нижнетомский археологический отряд изучает прибрежную часть Томи вблизи писаниц. Сначала усилия были сконцентрированы на исследовании уникального памятника на Новоромановской писанице. Пять лет, с 2008-го по 2012 год, велись раскопки на месте стоянки древнего человека, которое названо «Долгая-1».
Этот археологический памятник, по словам ученых, составлял единый комплекс вместе с писаницей. А рядом расположены еще несколько поселений и могильников. Там были обнаружены следы кратковременных стоянок людей разных эпох (от каменного века до средневековья), их хозяйственной деятельности (производства каменных и бронзовых орудий), обрядовых практик – к примеру, ритуальной разделки охотничьей добычи.
«На «Долгой-1» мы смогли «привязать» наскальные изображения писаницы к археологии напрямую, – отмечает Алексей Геннадьевич. – Вот – изображение на скале, а вот – следы обрядовых действий в культурном слое. И при определенных навыках их можно сопоставлять. Помимо этого, был достигнут классический археологический результат. Мы получили культурно-хронологическую схему. Ее часто сравнивают с книгой. Когда горизонты культурного слоя можно, как страницы книги, листать назад. От современности уйти в начало, в древность. Мы постепенно шли и дошли до каменного века, уперлись в скалу. А на ней нашли еще один петроглиф.
Но, как случается с книгой, где страницы бывают вырваны либо попросту не написаны, так и у нас. В одни периоды здесь жили люди, в другие – нет. Поэтому наши схемы, какими бы стройными они ни казались, надо было проверять и перепроверять на других материалах.
И вот нами был выбран еще один интереснейший памятник для проверки в окрестностях другого петроглифического комплекса – в пяти километрах вниз по течению от Томской писаницы».
Крохалевское время
Археологи занимались раскопками поселения раннебронзового века «Ивановка-1» шесть лет, с 2013-го по 2018 год. Материала накопали столько, что теперь «надо взять паузу и изучить находки».
«Если продолжать образное сравнение с книгой, то наши находки можно охарактеризовать так: некоторые «страницы», которые мы ранее фиксировали в виде одного абзаца, здесь развернулись в отдельную главу, – поясняет Алексей Марочкин. – Так, на «Долгой-1» и на месте других поселений мы находили лишь фрагменты керамики крохалевской культуры. Это была просто часть в этом «многослойном пироге». А на «Ивановке-1» мы увидели совершенно другую картину: огромный производственно-поселенческий комплекс времен этой культуры (конец III – начало II тыс. до н.э.). Свой поселок эти древние люди поставили у реки, рядом с галечными отмелями. Галечное сырье использовали для изготовления каменных орудий. И культурный слой насыщен разными предметами – это и каменные топоры, наконечники стрел, грузила, и металлические изделия. И наконец-то мы нашли ответ на вопрос: как же они изготавливали металл? Ранее мы находили остатки литейных форм, в том числе и на «Долгой-1». Здесь же, на «Ивановке-1», мы нашли бронзолитейную площадку. Впервые найдены слитки чернового металла, из которого изготавливали металлические предметы быта, и обломки металлических изделий. А это открывает возможности для изучения рецептуры металла, путей поставок сырья в другие регионы. И это – выходы на векторы культурных связей крохалевского населения.
Это позволит на принципиально новом уровне изучить культуру, которая была доминирующей в Кузнецкой котловине и нашем южном Притомье на протяжении пятисот лет. Понять их место в гирлянде синхронных ярких и самобытных культур Южной Сибири.
Это очень загадочный народ. Эти люди занимали всю территорию до предгорий Шории, осваивали среднее течение Томи, Иню, Верхнюю Обь (район Новосибирского Приобъя). У них керамика интересная, поверхность покрыта как бы отпечатками ткани».
И хотя ученые еще не завершили раскопки, они уже дошли до логического промежуточного результата.

Научные сотрудники лаборатории археологии ФИЦ УУХ СО РАН (слева направо): Алексей Марочкин, Алена Юракова и Павел Герман.
Кулайский слой
Помимо крохелевского культурного слоя кузбасские исследователи впервые нашли погребально-культовый комплекс – древний «крематорий» времен кулайской культуры (VI в. до н.э. – V в. н.э.).
По сути, были обнаружены три ямы – «крематория» и захоронение сожженного черепа. Также в числе находок – керамическая чаша.
«Это позволяет по-новому взглянуть на ранее сделанные находки кулайского времени, – уверен Алексей Марочкин. – Известно, что позднекулайцами это место тоже обживалось. Между ними и крохалевцами – временная пропасть, как между нами и древними римлянами. Это совершенно другой народ, который пришел сюда спустя тысячелетие.
Ранее кулайский период в Кузнецкой котловине был представлен либо случайными единичными находками керамики, либо случайными находками бронзового культового литья. Мы смогли датировать найденный культовый комплекс радиоуглеродными методами. Ему около двух тысяч лет. И у нас есть гипотеза: кулайцы включали Томскую писаницу в свой сакральный мир. И вполне возможно, что где-то рядом есть погребальные могильные комплексы».
Археологический отряд
Прошедший сезон был уникален еще и тем, что впервые на раскопках работала полевая археологическая школа.
«Это формат, который в мире очень популярен, – отмечает Алена Юракова, младший научный сотрудник лаборатории археологии ФИЦ УУХ СО РАН, куратор школы. – У нас такого опыта не было, но необходимость в археологической школе появилась. Научные задачи растут, мы расширяем территории и интенсивность исследований, нужны кадры. Это с одной стороны. С другой – сегодня система высшего образования крайне недостаточна, чтобы сформировался хороший специалист-археолог. Благодаря такой школе повышается квалификация студентов-историков».
Минувшим летом в археологической школе учились не только студенты Кемеровского госуниверситета, но и школьники. Подали заявки и несколько школьных преподавателей истории. Все они участвовали в раскопках, а также слушали курс тематических лекций. Опыт получился удачным, и его планируют повторить.
факт
На участке Томи от деревни Писаной до Юрги сосредоточены восемь писаниц. Самая знаменитая – Томская, но есть еще Крутая-1, Крутая-2, Новоромановская-1, Новоромановская-2, Висящий камень, Никольская, Тутальская.

Лекция для участников археологической школы о древних культовых местах Кузбасса (читает Л.Ю. Боброва).