Праздник неравнодушных
В начале ноября в Кемерове прошел XII форум социальных коммуникаций «ПОРА!»
Новые задачи
Принимающей стороной и соорганизатором мероприятия выступила «Кузбасская медиагруппа», а площадку для его проведения предоставил развлекательный центр «Континент».
Форум «ПОРА!» вырос из одноименного фестиваля социальной рекламы, родившегося в 2006 году в Омске. Со временем это городское событие поднялось на федеральный уровень: X фестиваль проходил уже в Москве, XI – в Белгороде. А потом его организаторы почувствовали, что привычные рамки стали им тесны.
«Реклама – это всегда призыв к чему-то. А мы поняли, что не хотим больше ограничиваться призывами «Пора действовать!» и можем способствовать реальным изменениям в российских городах, – отметил президент «ПОРЫ» Виктор Иссерс, он же – заместитель директора по региональному развитию компании «Реигон Медиа» (г. Москва). – В каждом городе есть неравнодушные люди с прекрасными идеями о том, как сделать жизнь более комфортной. Но, как правило, у них нет представления о том, как эти идеи продвигать. И здесь важно наладить диалог между городскими сообществами, властью, бизнесом, некоммерческими организациями, рекламщиками и СМИ. Площадкой для такого взаимодействия и мог стать форум, с его новыми компетенциями. Его задача – провести «склейку» всех названных выше элементов, причем так, чтобы они почувствовали максимальное доверие друг к другу».
Прикладной аспект
Наряду с конкурсной и образовательной программами «ПОРА» включала деловую часть. В этом разделе предполагалось обсудить наиболее острые проблемы во взаимодействии бизнеса и власти при реализации городских социальных проектов, показать, как компаниям выбирать для поддержки честные фонды и действительно значимые социальные проекты, научить их привлекать внимание региональных СМИ к социальным инициативам, и многое другое.
Для Кузбасса особая ценность форума заключалась еще и в том, что он не просто исследовал проблемы местных жителей, но и предлагал пути их решения, используя для этого опыт других регионов. Для этого организаторы подобрали уникальный состав спикеров из разных сфер, с разными взглядами и позициями. В Кемерово съехались эксперты из Москвы, Екатеринбурга, Барнаула, Уфы, Новосибирска, Омска…
Что касается кузбассовцев, участвовать в форуме могли все, от суперпрофессионалов с многолетним опытом работы до неравнодушных дилетантов. Причем совершенно бесплатно. Каждый мог рассказать широкой аудитории о своем проекте или идее, получить оценку от профессионалов в области социальных коммуникаций и социальных технологий и определить для себя вектор дальнейших действий.
Ограниченные рамки статьи не позволяют подробно рассказать о каждом из направлений «ПОРЫ». Скажу в общем: это было круто! В эпоху всеобщего клипового сознания и лености к чтению больших текстов журналисты все чаще работают по принципу «пришел, увидел, сообщил, побежал дальше». Я же в течение всех трех дней работы форума просто не могла оторвать себя от происходящего. Восхищало всё: позитивный настрой участников, профессиональный стиль и формат общения (что уж греха таить, заезжие «гуру» порой ведут себя в регионах как доброжелательные посетители зоопарка), высокий уровень буквально каждого заявленного мероприятия, а главное – их практическая ценность.
Ну, например. Михаил Алексеевский, руководитель Центра городской антропологии «Консалтинговое бюро «Стрелка» (г. Москва), рассказал участникам о результатах исследования «Актуальные проблемы семи сибирских городов глазами местных жителей». Это проходившее в течение 2017-2018 годов федеральное исследование было посвящено благоустройству общественных пространств в сорока двух городах России (от Калининграда до Владивостока).
В «наш» список попали Кемерово, Томск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и Тюмень. Выявленные в ходе опроса местных жителей проблемы объединились в семь блоков. Описание каждого чиновники вполне могли бы считать руководством к действию.
Из позитивного спикер отметил, что именно Кемерово стал первым российским городом, который с учетом результатов этого исследования создал на бульваре Строителей новое общественное пространство, отвечающее запросам горожан. Минувшим летом эта далекая от центра города часть бульвара «работала» в полную мощь: здесь транслировались матчи чемпионата мира и проводились крупные городские мероприятия.
В рамках форума состоялся брифинг «Отцы могут»: основатели «ПОРЫ» по-своему проработали актуальную для Кузбасса тему распространение ВИЧ-инфекции. В итоге родился остроумный социальный ролик, призванный замотивировать жителей области пройти тест на ВИЧ. Уже в скором времени кузбассовцы смогут увидеть его на местных телеканалах.
Лаборатория успеха
Особой площадкой форума стала коммуникационная лаборатория «Город неравнодушных». Именно здесь авторы социальных проектов делились своими идеями с профессионалами в области социальных коммуникаций и привлечения спонсорских средств и вместе с ними вырабатывали алгоритмы дальнейших действий. Публичная защита проектов была назначена на следующий день. Тем, кого жюри признает лучшими, обещали финансовую и организационную поддержку.
Я присутствовала на обсуждении нескольких проектов. Среди них был клуб любителей зимнего плавания «Снегири», который представляла Елизавета Пономарева, и экскурсии «Внутри и снаружи» Ольги Васильевой (в прошлом она возглавляла творческое объединение «Кот да Винчи», а ныне руководит фондом социально-культурных инициатив «Рыба шагала»). Среди выступающих были также Марина Ли, директор кемеровского благотворительного фонда «ВСоЗнании» (приоритетная деятельность фонда – создание условий для комфортной и эффективной работы городских сообществ), и предприниматель и общественный деятель Алеся Кадакина с нереализованным проектом трудоустройства инвалидов «Встреча без галстука».
В какой-то момент вопросы и комментарии экспертов показались мне слишком жесткими. И не только мне: обескураженные авторы идей поделились похожей реакцией в соцсетях. Но у экспертов была своя сермяжная правда:
«На социальные форумы не приходят люди, которые делают йогурты или пиво. Сюда приносят другой продукт. И в процессе обсуждения мы решаем, как сделать его лучше».
Коммуникации работают!
Результат такого подхода продемонстрировала на следующий день Алеся Кадакина. Изначально она планировала «вписать» трех инвалидов, владеющих творческими профессиями, в какой-нибудь работающий бизнес. И тем самым убедить других людей с ограниченными возможностями, что их удел – не только сбор розеток на предприятии. Днем ранее эксперты посоветовали ей объединить этих реальных ребят, фотографа, журналиста и специалиста по продвижению контента в соцсетях, в одно агентство. Потому что успешный бизнес из инвалидов – это круче, чем попытка пристроить их куда-то через унижения и жалость. Это будет гораздо сильнее мотивировать на успех других людей с ограниченными возможностями. И привлечет к ребятам клиентов не потому, что они особенные, а потому, что они профи.
В итоге Алеся «частично перепилила первоначальный замысел». «Встреча без галстуков» трансформировалась в «Команду равных», в информационное агентство с четкой задачей: издать до конца года бизнес-календарь на 2019 год, «лицами» которого будут обычные предприниматели и предприниматели-инвалиды. Именно этот проект получил 90 тыс. руб. поддержки из призового фонда форума «ПОРА!»
Еще 10 тыс. руб. жюри выделило студенту Кемеровского института РЭУ им. Плеханова Глебу Стафееву на реализацию проекта «Прикосновение». Недавно Глеб стал за свой счет издавать для слепых и слабовидящих детей книги на специальной объемной тифлобумаге. Помимо денег, Анна Рысева, директор по развитию благотворительного фонда «Образ жизни» (г. Москва) предложила Глебу консультацию на тему «Как превратить идею в работающий проект». Чтобы люди, которые захотят ему помочь, могли сделать это. (Ранее Глеб высказывал негативное отношение к фондам вообще).
И тут же Алеся Кадакина рассказала, что в обед встретила в кафе знакомого предпринимателя, который регулярно занимается благотворительностью. Знакомый посетовал, что устал выполнять новогодние мечты о смартфонах, хочет поучаствовать в другом реальном деле. И она рассказала ему о проекте Глеба…
В рамках форума проходил также фестиваль социальных инициатив и социальной рекламы. Он имел свой призовой фонд в 300 тыс. руб. и собирал заявки со всей России (всего поступило более 160).
Среди призеров фестиваля также оказались два кузбасских проекта. По 75 тыс. руб. получили кемеровский экскурсионный проект
С надеждой на вирусный эффект?
Единственным, но очень большим минусом «ПОРЫ» было незначительное присутствие тех, на кого она, собственно, и была рассчитана. Не берусь судить, чья именно это недоработка. Но за три дня я практически не увидела на форуме местных чиновников и бизнесменов. Было много студентов, а список активно-неравнодушных горожан ограничился… семью участниками. Кроме уже названных ребят сюда входили художник Сергей Кукушкин с литературно-изобразительным проектом «Артификация Кемерова» и пиар-директор кемеровской компании «Гудлайн» Анна Кузьмина с проектом «Городской модератор» (проект о том, зачем сторонам нужно договариваться и как правильно делать это).
Жаль. Только в Кемерове сегодня действую полторы сотни различных городских сообществ. А сколько их в других городах области? Наверняка участие в форуме было бы полезно многим.
«Будем надеяться на «вирусный эффект», на то, что те, кто поучаствовал в работе форума, понесут его идеи дальше», – грустно пошутил президент «ПОРЫ» Виктор Иссерс.
«Форум вдохновил на новые свершения тех, кто уже подошел к той грани, за которой начинается «не могу больше и не хочу», – отметил продюсер форума, генеральный директор «РТК» СТС Екатеринбург Владимир Гриценко. – И хоть чуть-чуть, но сделал нашу жизнь ярче и лучше».