Железно!
…В большом кованом сердце напротив двери Кузнецкого загса «бьется» сердце поменьше. Они вместе навсегда. Вот через эти сердца я и увидела показавшуюся вдалеке пару Минцис. Моисей и Аделаида шли по новокузнецкой площади в загс на церемонию 65-летия бракосочетания, на свою Железную свадьбу.
25-градусный мороз студил металлические сердца в инее. А Моисею Яковлевичу было жарко: он шел не спеша, с голой шеей. И Аделаиде Тарасовне идти под ручку с мужем было спокойно – не скользко и тоже тепло.
Они красивы, хотя ей уже 90 и ему вот-вот будет 90. Они выглядят гораздо моложе. И взволнованны больше, чем в молодости… Итак, сегодня снова женится на любимой женщине известный в Новокузнецке, России и мире ученый и металлург, человек из всемирной энциклопедии «Who is who»!
Знак
Да, похоже, сама судьба повела их, Мишу и Аду, навстречу друг другу в далеком 1951-м.
– Я, студентка последнего курса Московского электромеханического института инженеров транспорта, родом из Подмосковья. За годы учебы изучила столицу, вот и попросила комиссию по распределению назначить меня на работу в Сталинск (будущий Новокузнецк). Потому что все новое – интересно, – говорит перед началом церемонии Аделаида.
– А меня, выпускника энергофака Среднеазиатского политехнического института, из Ташкента отправили в Кузбасс, на алюминиевый завод, инженером-электриком, – поясняет Моисей.
Дальше – оба пожили в общежитиях. А весной 1952-го и ему, и ей дали по комнате в квартирах в новом доме. И они прожили в одном доме полгода, ни разу не увидев друг друга!
– А в октябре 1952-го выпускников вузов – молодых специалистов – собрали на лекцию от университета марксизма-ленинизма, в школе. Я зашла в класс, народу много. Куда сесть? В последнем ряду не хочется… И вижу – на третьей парте место. Подхожу, спрашиваю парня за ней: «Свободно?» – «Да!» Вот мы с Мишей после лекции, познакомившись, и вышли вместе, и он пошел меня проводить, – улыбается Аделаида. – И как же были удивлены, когда подошли к дому. «Я здесь живу!» – «И я!» А потом подошли к подъезду: «Вот мой подъезд!» – «И мой!»
– Оказалось, я на четвертом этаже живу, а она – на втором, в одном подъезде, – смеется Моисей.
Потом были встречи, приглашения в кино… И 1 февраля 1953-го они сыграли свадьбу на «её» этаже, а потом переехали к нему наверх. На свадьбе гуляли подруги с ТЭЦ, где работала Ада, друзья с алюминиевого завода, где работал Моисей, приезжала из Самарканда его мама.
– Загс был тогда на краю Советской площади, там шел ремонт, и сидела такая… тетя весом под 150 кило. И была комната такой маленькой, что заявления мы писали на подоконнике у лестничного проема, и через несколько дней пришли, просто забрали свидетельство о браке, – вспоминают, улыбаясь, Минцис.
И, слыша сейчас снова «Горько!», смущенно целуются, залитые светом из больших окон и принимая поздравления сотрудниц загса, дочки с зятем, заводчан и всех-всех…
Купола
– 65 лет промелькнули, – говорили мне позже, дома, среди бесконечных книжных полок, Моисей и Аделаида. О прошлой эпохе больших мечтателей и больших дел. О том, как Моисея на заводе назначили вскоре начальником экспериментального цеха, и ему пришлось стать металлургом. И втянулся, влюбился в металлургию. И пропадал на работе сутками, порой даже по четверо суток дежуря. И «болел», изобретал, внедрял. И сейчас «болеет» за дело, считая алюминий металлом сегодняшнего дня и будущего, пришло же время сплавов алюминия… И недавно издал 34-ю свою книгу «Металлургия алюминия» – новый учебник для студентов и инженеров.
– Кое-что ценное я после себя оставил, – говорит про свое дело ученый, металлург (с «металлической», кстати, фамилией: в основе слова «Минцис» – европейская мелкая монетка. – Ред.). А еще он помог главному собору города покрыть металлом купола. Товарищ по работе, аргентинец, приехав в Новокузнецк на завод, проезжая мимо восстанавливавшегося тогда Спасо-Преображенского собора, спросил Моисея: «Могу я чем-то помочь?» Минцис с вопросом аргентинца заехал потом к настоятелю – отцу Александру Пивоварову. И батюшка сказал: спасибо, нужна листовая медь для куполов. Листы заказали, привезли, аргентинец оплатил. И купола засияли! (Позже другой благотворитель, рассказывает Моисей Яковлевич, помог собору уже с металлической фольгой, и купола медные, покрытые еще и фольгой, заблестели золотом.)
– И все же… существует формула любви? – спросила я, прощаясь с «железной» семьей Минцис, рассчитывая услышать подробный рецепт от старейшего металлурга.
– Нет. Она – в мудрости.
– И в терпении, – переглянулись юбиляры.
И добавили через пару секунд:
– Прожить 65 лет вместе – великое счастье.
– Да, большая удача…
О главном
5 вопросов о будущем
Новокузнечанин Моисей Минцис – действительный член Нью-Йоркской академии наук, академик Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, профессор СибГИУ, кандидат технических наук, Заслуженный рационализатор РСФСР, орденоносец. 47 лет он проработал на Новокузнецком алюминиевом заводе, 17 лет – в СибГИУ, автор 39 патентов на изобретения и почти двухсот научных статей, перестал преподавать и ушел из университета на пенсию всего пять лет назад… На вопросы «Кузбасса» о будущем Моисей Яковлевич ответил сходу. И стало ясно: прошлое, настоящее и будущее проанализированы и взвешены им многократно…
- XXI век уже принес и еще наверняка принесет множество технических новинок. Изменится ли в связи с этим человек?
– Обязательно! Расширение пространства осваиваемого скажется на человеке. Это совершенно невероятное неизбежное дело. Изменится мышление, понимание…
- В прошлом веке в школах говорили: «Надо учиться». А сейчас только и слышно, что не надо накапливать знания. Надо лишь научить отыскивать нужную информацию в копилке интернета…
– Глупость. Знания важны всегда.
- XX век был веком мощным индустриальным. Сейчас кажется, что пришла эпоха затишья…
– Спорный вопрос. Да и технику нельзя остановить. Она будет развиваться.
- Ученые ищут препараты для увеличения человеческой жизни. Жить 150 лет – это человеку нужно?
– Никому не нужно. Человек смертен. Я по себе чувствую: уже не тот, отстал, мне уже что-то неинтересно, потому что чувствую себя неважно… И для чего 150 лет жить? Просто жить – скучно. Мне нужно работать. Мне тяжело ходить на завод. А если я не вижу завода, какая это работа? Вот, сижу, читаю…
- Вы верите в Бога?
– Я изучил все религии мира (и собрал в домашней библиотеке основополагающие книги. – Ред.). Уважаю в них главное: любая религия учит добру, и добрые отношения между людьми – основа всему.