О неявке деревенских коммунистов на партучебу
(Из постановления бюро городского комитета ВКП (Б))
Заслушав сообщение о неявке без уважительных причин на политучебу 10 и 11 января деревенских коммунистов-членов ВКП(б) т.т. ВАСИЛЬЕВА и ФЕДОРОВА (Подъяковский сельсовет), МАЛЬЦЕВА (колхоз «Красный пахарь»), ЛОСЕВА (Романовский сельсовет) и кандидатов ВКП (б) т. ГНИЛОМЕДОВА (Осиновка), ТОКАРЕВА (Барановка) и БАРАКИНА (колхоз «Н-Деревня»), последний не явился два раза, Бюро горкома постановляет:
Отметить, что неявка на политзанятия по вызову горкома ВКП (б) есть грубое проявление недисциплинированности и нежелание по-серьезному браться за повышение своего идейно-политического уровня со стороны перечисленных товарищей.
Принимая во внимание, что на следующее занятие 25 января указанные товарищи явились, ограничиться предупреждением их, а особенно т. Баракина, что если ими не будут аккуратно посещаться политзанятия, к ним будут применены более жесткие меры партийного воздействия.
Запретить всем районным организациям в дни деревенской партучебы 10, 11, 25, 26 числа каждого месяца вызывать деревенских коммунистов в город или отрывать их от партучебы каким-либо другим способом.
9.02.1935.
Комментарий
Александр Коновалов, профессор кафедры истории России Института истории и международных отношений КемГУ:
– В советское время система политической учебы пронизывала все уровни общества, проявляла себя в самых разных формах. Существовали кружки по изучению трудов Ленина и Сталина, проводились лекции специалистами, состоявшими на штатных должностях в комитетах партии. Имелась и практика самостоятельного изучения текущих партийных документов – постановлений пленумов ЦК, отчетных докладов на съездах партии, принятых резолюций. Наконец, в каждом учреждении и организации, на каждом предприятии проводились политбеседы и политинформации. Эти мероприятия знакомили советских трудящихся с политическим решениями, воспитывали их в духе безоговорочного принятия «генеральной линии партии». Политическая учеба рассматривалась как дело государственной важности. Далеко не случайно, что в составе партийных комитетов любого уровня, от сельских до Центрального, имелась должность секретаря по пропаганде и агитации (в «брежневское» время они стали именоваться секретарями по идеологии).
В 1920-1930 годы политучеба для коммунистов преследовала еще одну важную цель – сформировать в партии новую когорту функционеров из рабочих и колхозников, которые не имели необходимых знаний для занятия должностей в аппарате. Еще после так называемого «ленинского призыва» (кампании по приему в ВКП(б) молодых рабочих после смерти Ленина) пропагандисты столкнулись с непониманием рядовыми коммунистами целей и задач социалистического строительства. В партии тогда проходили многочисленные дискуссии по поводу темпов индустриализации, поиска источников на ее проведение. К середине 1930-х годов было необходимо закрепить убежденность в правильности сталинской политики в городе и деревне. Поэтому и предпринимались такие жесткие меры к «прогульщикам».