Эрудиты от природы
15 декабря школьники шестых-одиннадцатых классов писали Всекузбасский экологический диктант. Наш корреспондент тоже проверил свои знания в области самой зеленой науки и родной природы в компании кемеровских юннатов.
Напомним, экологический диктант проводился в области впервые. В акции приняли участие 37189 школьников из 16 городских округов и двенадцати муниципальных районов. В Кемерове на областной детской эколого-биологической станции тест писали учащиеся детско-юношеских объединений и активисты «Экодесанта». К ним и присоединилась газета «Кузбасс».
В 15.00 в учебном кабинете собрались около 30 детей: все они занимаются природоведением здесь либо дополнительно – в своих школах. Заместитель директора областной детской эколого-биологической станции Татьяна Коротенко объяснила ребятам правила. За 45 минут нужно ответить на 20 вопросов. Какие-то из них касаются общих разделов биологии и экологии, какие-то – природы Кемеровской области. Все задания разного характера: нужно выбрать один из правильных ответов или несколько, расставить события в правильной последовательности, угадать вид по описанию и так далее.
«Вопросы не только на знания, эрудицию, но и на логику, – отмечает Татьяна Коротенко. – Все они посильны для учеников шестых-одиннадцатых классов. Здесь не требуется каких-то профессиональных знаний. И, конечно, это не ЕГЭ».
Меня как человека, давно отошедшего от школьной скамьи, хоть и интересующегося природой и экологией, уже первый вопрос теста заставил призадуматься. «Какой фактор не является лимитирующим для численности лебедя-кликуна»? Выбираю ответ «г»: беспокойство в период гнездования. Вопрос №2: «Какое растение не занесено в Красную книгу Кемеровской области?». Из четырех вариантов интуитивно отмечаю кровохлебку лекарственную. Самое большое животное Кемеровской области? Некоторое время колеблюсь между медведем и лосем – выбираю последнего. Из перелётных фото птиц выделяю горихвостку: остальных представителей класса приходилось видеть в городе зимой. На вопросы про «Черную Книгу флоры Сибири» и скорость разложения разных видов бытовых отходов отвечаю, не задумываясь – приходилось сталкиваться по работе. А вот детритную и пастбищную цепь питания составляю наугад.
Большинство детей справляется с заданием гораздо быстрее, чем за отведенное время. Не проходит и 20 минут, и первым работу сдает ученик 8-го класса 41-й гимназии Влад Марков. Молодой человек помогает мне разобраться в вопросах, в ответах на которые я сомневалась.
«Лимитирующий фактор – значит, ограничивающий, – объясняет он. – Загрязнение водоемов – является. Браконьерство, конечно, влияет. Беспокойство в период гнездования тоже очень сильно влияет. А так как лебедь-кликун питается планктонами, поэтому ответ «в»: уменьшение количества рыбы в водоемах».
В своей гимназии Влад с одноклассниками занимается в творческом объединении «Экокалендарь».
«К различным экологическим датам мы проводим акции, – рассказывает руководитель объединения, педагог дополнительного образования областной детской эколого-биологической станции Ольга Прохорович. – Дни защиты от экологической опасности, День птиц, День воды… В них задействованы и начальные классы, и старшие. Очень много изучаем Кемеровскую область: летом – в походы ходим».
В частности, юные натуралисты наблюдают за колонией бобров, которые появились там, где их не было много лет – в поселке Треща Топкинского района.
«Мы решили изучить, откуда они пришли, как они расселяются, – объясняет Ольга Ивановна. – В этом году замеряли следы и погрызы».
По результатам своих исследований гимназисты начали составлять реферат, который представят на областной научно-практической конференции школьников.
С другой частью вопросов мне помогла разобраться главный специалист отдела охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента природных ресурсов и экологии Маргарита Коваленко, которая также писала диктант на областной эколого-биологической станции. Эколог, специализирующий на воздухе, безошибочно узнает по описанию краснокнижные растения и животное.
«Так как наш отдел непосредственно занимался разработкой Красной книги, для меня эти вопросы были очень близки, – признается она. – Вообще очень интересные и разные задания: по биологии, по экологии. Был вопрос, связанный с отходами, что сейчас очень актуально. Над парой заданий я даже задумалась. Уверена, что дети должны написать хорошо – они очень эколого активные».
В итоге 74,5% участников Всекузбасского «Экологического диктанта» показали высокий и средний уровень знаний. А представитель редакции, судя по правильным ответам, справился с заданием как минимум на четверку – опять же, во многом руководствуясь лишь логикой и интуицией.