Особый уход без большого дохода
В Кузбассе оживляется интерес к социальному предпринимательству в сфере оказания услуг стационарного обслуживания пожилых людей и инвалидов. Составят ли частники здоровую конкуренцию государственным учреждениям этого профиля?
«Сегодня в Кузбассе 26 государственных стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, – констатирует первый заместитель начальника департамента социальной защиты населения Кемеровской области Елена Воронина. – Среди них – шесть домов-интернатов общего типа, два дома-интерната интенсивного ухода (милосердия), один специализированный дом-интернат (для лиц, освобождаемых из мест лишения свободы) и 14 психоневрологических интернатов. Всего в них проживает около шести тысяч человек.
Этого количества учреждений сейчас достаточно, хотя были годы, когда нам не хватало коечной сети. Но мы провели оптимизацию, открывали новые дома-интернаты, проводили реконструкцию и капремонт, перепрофилировали санатории области, и сегодня коечная сеть полностью удовлетворяет потребностям. Например, если три года назад очередность в психоневрологические интернаты составляла 900 человек, то в нынешнем сентябре мы выполнили поручение президента к 2018 году полностью ликвидировать очередность на получение социальных услуг в психоневрологические интернаты. А в домах-интернатах для престарелых и инвалидов у нас нет очередности с 2011 года».
Частники вышли из тени
Рынок частного предпринимательства в сфере обслуживания пожилых граждан и инвалидов появился относительно недавно, несколько лет назад он находился в тени, и, как правило, о подобных заведениях знали только те, кто вдруг сталкивался с проблемой организации ухода за престарелым родственником на время отпуска или длительного отъезда.
«Два года назад мы активизировали работу в этом направлении, – замечает Елена Анатольевна. – Стали много встречаться с некоммерческими организациями. Сначала, правда, было тяжеловато. Но сегодня мы знаем, сколько их, кто они и где находятся. По данным последнего мониторинга, у нас в области 35 организаций, которые позиционируют себя как стационарные организации, работающие с престарелыми и инвалидами. Однако не все среди них – «полноценные» пансионаты, есть и такие, где гражданин в коттедже ставит несколько коек, кормит проживающих и называет это частным дом престарелых. Среди этих 35 в официальный реестр поставщиков социальных услуг Кемеровской области вошли меньше половины, 16».
Хотят помочь
Однако желание заниматься именно социальным предпринимательством у кузбассовцев сегодня есть, и оно возрастает, – замечает главный специалист отдела надомного, полустационарного и срочного стационарного обслуживания департамента соцзащиты населения Елена Холодок.
«Я работаю именно с негосударственным сектором, и всё чаще к нам обращаются люди, которые планируют организовать социальный бизнес. Обращаются и те, у кого есть коммерческая организация, а они хотели бы заняться благотворительностью. Причем интересует не только организация пансионатов для пожилых людей, но и другие направления: работа с подростками, детьми-инвалидами, патронажная служба, услуги сиделок. Что до уже работающих частных пансионатов, то они все разные. Некоммерческие организации так и называются «социально ориентированные», потому что их главной задачей не является только лишь извлечение дохода. Приятно, когда к своему делу относятся по-человечески, когда заботятся не только о физическом состоянии, но и о душевном комфорте постояльцев. Когда систему безопасности выстраивают грамотно и комплексно. Однако далеко не все частники отличаются таким подходом. И, к сожалению, бывает так, что даже социальные организации думают только о прибыли».
По зову сердца
Cветлана Овдиенко – социальный предприниматель, директор автономной некоммерческой организации. В 2015 году совместно с партнерами открыла сеть пансионатов для пожилых людей в Кемерове. В этот бизнес она пошла не ради прибыли. Сегодня ее пансионаты – из числа тех, где все устроено «как надо», и входят в официальный реестр поставщиков соцуслуг.
«У меня раньше было свое дело в совершенно другой сфере, – рассказывает Светлана. – Знакомая занялась социальным бизнесом, и я решила ей помочь. Знала, что будет тяжело, но когда увидела всё сама, поняла, что это очень страшно. Каждый человек приходит в дом престарелых (государственный или частный, не важно) со своей болью, через мучительные решения, стоит ли обращаться или пусть страдают дети и внуки, тогда, когда становится совсем невыносимо. Я поняла, что могу помочь сделать так, чтобы последние дни стариков проходили достойно. В голове у меня был ориентир, как можно всё устроить. Но зачем изобретать велосипед? Все придумано до нас, есть 442-й закон (№442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». – Прим. ред.). На него и опирались.
Не знаю, кто больше друг в друге заинтересован, власть в нас или мы в них… Но мы – однозначно. Хочется чувствовать поддержку людей, которые хорошо знают закон, потому что сами еще не во всем ориентируемся. Я благодарна департаменту, что организовали для нас экскурсию в один из образцово-показательных государственных домов престарелых. Мы увидели, как и на каком уровне всё должно быть. Так и сделали у себя. Мне просто хотелось всё это одомашнить. Все помещения и территорию оборудовали пандусами, пожарной сигнализацией, установили видеокамеры.
Открывать свой дом престарелых – дело добровольное, и если уж это делать, то делать как положено. Надо осознавать, что это не бизнес, а тяжелая работа. И делаешь ты ее не восемь рабочих часов в день, а 24 часа в сутки, у тебя нет отпуска, а только огромная ответственность пред теми, кто находится в твоих пансионатах, и перед родственниками, которые привезли сюда своих стариков. Ни дня не жалела, что занялась этим делом, правда, бывали минутки слабости, когда хотелось отключить телефон и поплакать».
Добро пожаловать в соцбизнес
Впрочем, и власти сегодня частно-государственное партнерство в этой сфере тоже весьма кстати.
«Чтобы качество оказания услуг было на высоком уровне, на рынке должна быть конкуренция, – уверена Елена Воронина. – Важная составляющая – и снижение нагрузки на областной бюджет за счет частников. Пансионаты, дома престарелых и инвалидов – самые тяжелые направления социального бизнеса, и потому тем предпринимателям, которые хотят прийти на рынок оказания социальных услуг, посоветую не зацикливаться на одних лишь пансионатах. Мы определили перечень услуг, которые востребованы сегодня населением, которые кузбассовцы хотели бы получать, но они в силу разных обстоятельств не всегда оказываются государственными учреждениями. Работы очень много».
А вот захочет ли бизнес заняться этой и другой социальной работой, покажет время.