Экзамен на всякий случай
На днях в маршрутном такси разговорились с девушкой Настей, окончившей в этом году первый курс исторического факультета КемГУ. Настя вспомнила, что почти все ее одноклассники в 2016-м сдавали ЕГЭ по обществознанию. Школьных дисциплин много, при этом набор экзаменов почти у всех одинаковый: русский, математика – ну, это понятно, без этого не получишь аттестата – и обществознание. За исключением тех, кто сдавал на всякий случай еще что-нибудь – физику, литературу, историю и т. д. Или обществознание на всякий случай, тут у людей разные планы. При этом именно обществознание – общий момент. Я поинтересовалась: почему именно этот предмет? Настя удивленно ответила: «Ну как же, он ведь требуется почти на все специальности». Это неверно, но такое мнение распространено, и в нынешнем году опять обществознание лидировало по массовости среди ЕГЭ по выбору. По данным областного департамента образования и науки, нынче в Кузбассе его сдавали 5782 человека, то есть больше половины всех нынешних одиннадцатиклассников.
В каждой отдельно взятой школе своя статистика, чаще всего подтверждающая общую тенденцию. Например, в лицее № 89 Кемерова из 50 нынешних выпускников обществознание включили в набор своих экзаменов более 20. Из 68 окончивших школу № 93 – 35 человек.
Платное обучение не пугает
Обществознание, вопреки распространенному мнению, необходимо для поступления далеко не на все специальности. Чтобы стать инженером, врачом, лингвистом, программистом, геологом, биологом, химиком, физиком, математиком, экзамен по обществознанию не нужен вовсе. Он нужен, только если собираешься поступать на экономические, управленческие, юридические специальности. Однако проблема в том, что на этих направлениях предоставляется либо мало бюджетных мест, либо их вообще нет, предлагается только коммерческая основа. В приемных комиссиях вузов каждый год удивляются: «зачем они все сдают обществознание? Сдавали бы физику – учились бы на бюджете». В КемТИППе, КузГТУ, СибГИУ так и объяснили: «На направления, где для поступления требуется ЕГЭ по обществознанию, бюджетных мест нет». Выбор кажется странным, сами ребята называют разные причины.
Иван, один из выпускников, который собирается поступать в Сибирский государственный университет путей сообщения в Новосибирске, рассказал мне, что сдал, конечно, и физику, и профильную математику. Правда, говорит, не очень высокие баллы получил, а потому боится, что не поступит. Сдавал он и обществознание. Просто, когда готовился к экзаменам, сразу решил, что этот предмет выучить проще, потому и подстраховался им. Если уж не получится с технической специальностью, то можно будет выбрать что-то более гуманитарное. Кстати, на самом деле обществознание – сложнейший предмет, и это заблуждение, что сдать его проще, чем, допустим, биологию. В этом году по обществознанию в Кузбассе только один стобалльник. И сам Иван за «общество» на ЕГЭ набрал 50 с небольшим баллов из ста.
Больше возможностей
У директора кемеровского лицея № 62 Светланы Гафаровой, которая еще и преподает обществознание и не первый год выпускает одиннадцатиклассников, на этот счет свое мнение.
– В первую очередь эту дисциплину выбирают все-таки дети, которые целенаправленно стремятся на экономические, юридические факультеты, где хоть часть бюджетных мест, но есть. Или целевые места, например, выделяются. Таких у нас в каждом потоке человек пять-шесть. Если поступить на бюджет не удается, идут на платные отделения в местные вузы. Порой учиться на бюджете в другом городе получается не дешевле, чем платно в своем городе. Во всяком случае, затраты сопоставимы.
Есть те, кто выбирает эту дисциплину как запасной вариант, – размышляет Светлана Владимировна. – Высокие баллы по профильной математике, которая в 62-м лицее преподается во всех профильных классах, и по обществознанию дают более широкие возможности по выбору профессии. Кстати, бюджетные места на направлениях, где необходимо обществознание, некоторые университеты все-таки предоставляют. Пусть их и не так много. Например, военные вузы.
У нас в регионе, допустим, это Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, где широкий спектр экономических специальностей, и Кемеровский государственный университет. Мы достаточно плотно сотрудничаем с этими вузами, и многие наши ребята сдавали обществознание потому, что планируют туда поступать.
Всего в этом году кемеровский лицей № 62 окончили 76 человек, обществознание сдавали около 40 из них.
Профессионально ориентированы
Впрочем, нет ничего абсолютного. Например, директор междуреченского лицея № 20 Ирина Геннадьевна Бозина не считает, что обществознание сдают излишне много одиннадцатиклассников. В лицее несколько профилей: химико-биологический, физико-математический, социально-гуманитарный, экономико-математический. Выпускники при выборе экзаменов обычно ориентируются на предметы, соответствующие профилю, на котором обучались. Они ведь и выбирают в старших классах профиль с учетом того, какую профессию в будущем хотят получить. Многое зависит от того, как поставлена профориентационная работа.
В одной из школ рассказали, что на родительских собраниях в сентябре каждого года объясняют: прежде чем планировать поступление на экономические и юридические факультеты (то есть усиленно штудировать, кроме обязательных предметов, обществознание), стоит хорошо подумать, так как после получения диплома будет не так-то просто найти работу. По данным Министерства образования и науки, почти 40 % молодых юристов и около 20 % тех, кто обучался по специальности «экономика и управление», сегодня не находят себя на рынке труда в первый год после выпуска.
Однако детей никакие запугивания не останавливают. Как видим, очень многие по-прежнему стремятся в управленцы, экономисты и юристы. Пусть и за деньги придется учиться.
Между тем
Заместитель губернатора Елена Пахомова поделилась наблюдением:
– Бывает, что выпускник выбирает обществознание, потом не поступает на бюджет, идет на платное обучение. Уже во время учебы родители выясняют, что не хватает средств, чтобы платить за образование и содержать ребенка, обращаются за помощью. В связи с этим советуем одиннадцатиклассникам: с самого начала учебного года, когда решаете, к каким экзаменам будете готовиться, уже должны знать, что бюджетных мест на юридических и экономических направлениях очень немного и конкурс очень большой. Причем есть люди, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют преимущественные права при поступлении. С одной стороны, неплохо, когда наши выпускники будут иметь экономическое и юридическое образование. Но если речь идет о выборе первой, основной профессии, следует учитывать, что очень сложно потом будет трудоустроиться.
Впрочем, все советы пригодятся теперь уже выпускникам будущего года. Нынешние свой выбор сделали.