Простые технологии кузбасской сельской школы
Недавнее заседание круглого стола общественной палаты РФ было посвящено проблемам малокомплектных сельских школ. Речь шла о том, что по технической оснащенности они очень отстают от городских, и такое неравенство дает разницу в стартовых возможностях, что противоречит законодательству об образовании.
Эти выводы не новы; удивляет то, что в некоторых малокомплектных школах и сейчас учат качественно.
Впереди – море
Недавно мы рассказывали о том, что среди нынешних победителей и призеров Всесибирской олимпиады школьников, которую ежегодно проводит Специализированный учебно-научный центр Новосибирского госуниверситета среди учеников 7-11-х классов, – 49 кузбассовцев. 48 из них – ученики городских школ, в основном, гимназий и лицеев. И только одна девочка – из глубинки, из села Симбирка Ижморского района. Восьмиклассница Света Коваленко стала призером по биологии.
Конечно, я сразу решила познакомиться и с ней, и с ее учителями. Ведь считается, что в малокомплектных школах практически невозможно достойно организовать образовательный процесс (а Симбирская школа именно такая: 53 ученика в этом году, в следующем будет 43.) К слову, во Всесибирской олимпиаде нынче участвовали более 24 тысяч ребят.
И вот мы сидим в кабинете со Светой и с ее наставницей, биологом и директором школы Ириной Николаевной Малышко. Девочка листает папку, в которую складывает грамоты и дипломы за первые, вторые, третьи места в самых разных олимпиадах. Живет Света в соседнем селе Летяжка, где около 120 жителей, 12 из них возит на учебу в Симбирку школьный автобус.
– Больше всего увлекаюсь биологией, – признается Света, – заинтересовалась ею в 7-м классе, когда заняла в школьном этапе Всероссийской олимпиады 3-е место. Тогда меня пригласили на районный этап, там у меня получилось 1-е место. Мне нравятся все разделы биологии. Книги читаю разные, выписываю их по интернету, нахожу дополнительную информацию.
Кстати, в Летяжке есть своя неплохая библиотека, Света ею активно пользуется. Помимо научно-популярных изданий любит читать и художественную литературу: классические романы, детективы, книги о приключениях, путешествиях. А вот сама в путешествие за пределы Кузбасса этим летом поедет впервые. За успехи в учебе от Ижморского района ей выделили путевку на море, в Евпаторию, в лагерь «Лазурный».
А дальше девочку приглашают продолжить обучение в губернаторском многопрофильном лицее в Кемерове. Но Света решила подумать об этом в следующем году. Она так любит свою Летяжку, что уже сейчас планирует вернуться сюда после окончания вуза.
Растет Света в обычной крепкой трудолюбивой сельской семье. Правда, у родителей нет официального места работы, живут своим натуральным хозяйством. Мама и папа во всем поддерживают детей – Свету и ее брата, третьеклассника Данила.
Я задала вопрос Светиной маме Наталье Михайловне, как удается развивать интерес дочери к самообразованию. Она ответила, что не знает, девочка всегда такая была, интересовалась всем на свете. И еще мама благодарит учителей Симбирской школы, умных и заботливых.
Секрет успеха
То, что биология в Симбирской школе – предмет особый, видно уже в чудесном школьном дворе. Высоченные сосны, беседки, лавочки. Вокруг диковинные кормушки для птиц из подручных материалов – старых чайников, блюдец, баночек, но всё очень красиво. Летом, рассказывают, здесь еще и цветники необыкновенные.
В самом школьном здании кругом комнатные растения, на подоконниках – цветочная и огородная рассада. Биологическими дисциплинами детей увлекает сама директор Ирина Николаевна, учитель биологии с 16-летним стажем и, по ее собственному признанию, безумно любящий свой предмет.
Хотя дети в школе увлекаются не только биологией. Например, из шести прошлогодних выпускников 11-го класса все сдали ЕГЭ так, что поступили в вузы (естественно, на бюджетной основе) Кемерова, Новосибирска, Красноярска.
Второй признак качественного образования: ученики занимают призовые места в разных состязаниях. Например, Светина одноклассница Лиза Константинова увлекается танцами, тоже побеждает в конкурсах.
– В чем же секрет? – спрашиваю.
– Одна из причин в том, – рассуждает директор школы, – что малокомплектная школа позволяет организовать индивидуальное обучение. В первом классе восемь человек, во втором – два, в третьем – пять, в пятом – восемь, в шестом – три, в седьмом – восемь, в девятом – шесть, в одиннадцатом – шесть. Коллектив достаточно стабильный, почти все учителя имеют высшую категорию. Кадровые проблемы иногда возникают, но решаемые. Вообще победы детей неслучайны. Мы в системе работаем. Качество успеваемости – 50%. Это очень высокий показатель.
А еще великое дело – интернет. Не во всех домах он есть, но в школе работает. И мы учим ребятишек использовать его для самообучения, саморазвития и участия в разных проектах.
Другое поколение?
Село Симбирка – это не то чтобы глухомань, просто она находится в «аппендиксе» Ижморского района (так говорят сами симбирцы), и надо еще найти до него правильный путь. Даже наш редакционный водитель Александр Зиновьев, который исколесил буквально всю область, искал дорогу по навигатору. Но в итоге и навигатор запутался, отправил нас вкруговую, мы лишних 80 километров накрутили.
Потом, пока ехали по селу от околицы до школы, поняли, что населенный пункт занимает довольно обширную территорию, но живет здесь не так уж много народу: по обеим сторонам улиц то и дело попадались заброшенные дома с выбитыми стеклами. Хотя стены-то вроде крепкие – есть и панельные постройки. Позже и сами симбирцы подтвердили, что многие благоустроенные квартиры возводили еще в те времена, когда совхоз работал. А сейчас уезжают люди, бросив даже и такое хорошее жилье. В 2010 году, по данным Всероссийской переписи населения, в Симбирке проживали 566 человек. В наши дни, очевидно, меньше.
Кто-то, конечно, и сейчас в селе трудоустроен: в сельской администрации, в школе, в детсаду, в библиотеке, в фермерских хозяйствах – некоторое время назад тут обосновались два фермера. Однако большая часть населения, и не только Симбирки, но и соседнего села Летяжки, говорят, не работает.
– Как же живете без зарплаты? – спросила я у владелицы одного дома.
– У нас свое хозяйство. Скотину держим, к нам даже из Кемерова приезжают за мясом. Огород есть, пасека – мед всегда в цене, – ответила женщина.
Вообще среди селян люди разные. Есть те, кому работа со стабильным заработком уже и не нужна, и те, кто всё время заполняет пьянством. Словом, люди разные, и у многих есть дети. Что у них впереди? Школьные учителя пытаются сделать все для того, чтобы ребятишки реализовали свои способности.
Понятно, что нет в этой школе интерактивных досок, других новомодных штук, но интернет-то уже пришел. И его вполне можно использовать для обучения. Под руководством компетентных педагогов, конечно.
Кстати
Сейчас на территории Кузбасса 58 малокомплектных школ. По данным областного департамента образования и науки, малокомплектной общеобразовательной организацией является муниципальная общеобразовательная организация… без параллельных классов или имеющая совмещенные классы-комплекты со средней наполняемостью восемь и менее человек, удаленная от населенных пунктов, в которых расположены другие образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы соответствующего уровня, на расстояние более 30 километров либо расположенная в труднодоступной местности.