Я – безналичный человек

Как перестать бояться пользоваться пластиковой картой и электронным кошельком.
В последнее время все чаще в российских СМИ стали появляться материалы-эксперименты, как журналисты стараются месяц прожить без наличных денег, то есть стать безналичным человеком. Я решила непременно поддержать коллег и принять участие в эксперименте. Ведь я практически и есть этот самый человек. Я держатель двух карт Сбербанка – дебетовой и кредитной – и активный пользователь интернет-банкинга. С безналичностью я «на ты», но кое-что на момент начала испытания по-прежнему оплачивала бумажными и железными деньгами. Во время эксперимента я решила свести эти платежи к минимуму.
Товары и услуги
Рассчитываться картой где бы то ни было гораздо быстрее и удобнее: не нужно отсчитывать купюры или искать мелочь. С этим не поспоришь. Да, терминалы могут «зависать» и ломаться, но такое на моей памяти не случалось уже давно. Наконец, деньги – в прямом смысле вещь грязная. В плане личной гигиены пластик намного дружелюбнее, ведь карту берёте в руки только вы.
Ещё одна причина моей приверженности безналичному расчёту – бонусные программы, которые сегодня есть у многих банков. У Сбербанка такая программа называется «Спасибо». Рассчитываясь картой, я получаю проценты-бонусы «Спасибо», которыми могу потом оплатить часть покупки в магазинах партнёров программы (кое-где до 99% от стоимости товара).
Картами я пользуюсь активно, поэтому со временем у меня накапливаются довольно приличные бонусные суммы, которые с лихвой покрывают ежегодную плату за обслуживание карт. Однажды только на одни бонусы я купила MP3-плеер. К сожалению, в Кемерове не так много партнёров «Спасибо», как в крупных российских городах. Но бонусы не сгорают, и потратить их можно где угодно. Например, этим летом в Санкт-Петербурге за «Спасибо» я поела в кафе, а в Москве купила лекарства в аптеке.
Платёжные терминалы в нашем городе есть практически в любом магазине или заведении, так что за большинство товаров и услуг я рассчитываюсь картой. Есть два небольших исключения – это мой фитнес-клуб и маленький частный стоматологический кабинет, до сих пор не охваченные эквайрингом. Тут я на ситуацию никак повлиять не могу.
Однако иногда можно превратить безналичные деньги в наличные, не имея с собой ни рубля. В один из дней испытания я не смогла пройти мимо лилий, которые на улице продавала пенсионерка-садовод. Разумеется, банковские карты она не принимала. Тогда я одолжила пару сотен рублей у коллеги, купила цветы и тут же перевела долг с карты на карту через мобильное приложение «Сбербанк онлайн». Так мне удалось поддержать чистоту эксперимента.
ЖКУ, связь и интернет
Ежемесячный ипотечный платёж автоматически списывается с моего сбербанковского счёта в установленную графиком дату. Мне остаётся только регулярно перечислять нужную сумму. Опять же, через «Сбербанк онлайн» делать это совсем не сложно: я перевожу деньги с зарплатной карты на счёт в считанные секунды. Мобильный интернет у меня есть всегда.
Интернет я так же оплачиваю с помощью смартфона. Баланс мобильного до недавнего времени пополняла через приложение, но эксперимент подвигнул меня подключить «Автоплатёж». В заданную дату с карты в пользу оператора переводится фиксированная сумма абонентской платы. Предварительно приходит SMS-оповещение: я могу подтвердить или отменить платеж. Несомненно, это удобно. Раньше я забывала сделать платёж и оставалась без мобильного интернета в самый неподходящий момент.
До августа этого года деньги за ЖКУ я относила в кассу управляющей компании. Утром нужно ехать на работу, а вечером всегда появляются какие-то дела. В выходные касса не работает. Даже при условии того, что заплатить за коммуналку можно в любой УК, делать это вовремя у меня получалось далеко не всегда, и копилась пеня.
До безналичных отношений с коммунальщиками у меня всё никак не доходили руки. А ещё не хотелось платить процент за банковские услуги (комиссия за оплату сотовой связи и интернета через интернет-банкинг не взимается). Но правила есть правила. Я решилась на безналичный платёж за свет, воду и обслуживание дома. Пока – через личный кабинет на сайте городского расчётно-информационного центра (РИЦ), где аккумулируется информация о начислениях.
У моего банка также есть опция «Автоплатёж» для ЖКУ и я, думаю, обязательно воспользуюсь ею в будущем. К оплате будет предлагаться сумма счёта, который УК выставила мне на сегодня. При этом я всегда смогу приостановить автоплатёж, чтобы сверить начисления. Как мне пояснили в Сбербанке, комиссия по автоплатежу за ЖКУ составит 0,5% от суммы перевода. Это меньше, чем мне пришлось заплатить за перевод на сайте РИЦ.
Транспорт
Пожалуй, единственная статья расходов, требующая обналичивания средств в нашем городе, – это общественный транспорт и такси. В автобусах, трамваях и троллейбусах действует единый проездной билет. Но я не хочу им пользоваться. Во-первых, это ещё одна дополнительная карта, предназначенная исключительно для оплаты проезда. Во-вторых, её нужно покупать. В-третьих, закинуть деньги на электронный проездной можно только в определённых немногочисленных точках, а перевести с дебетовой карты – нельзя. В-четвёртых, я иногда езжу на маршрутках, а там транспортная карта не действует.
Я надеюсь, что в будущем в Кемерове весь общественный транспорт завяжут в единую систему, которая предусматривает возможность оплаты проезда банковской картой с бесконтактной технологией (как это сейчас работает в Москве). А пока для оплаты проезда мне приходится иметь в кошельке сотню-другую.
В августе мне дважды понадобилось воспользоваться услугами частных извозчиков. Для чистоты эксперимента я попыталась найти таксомотор с терминалом. В общем, пришлось обналичивать деньги и на такси. Жаль! Безналичный расчёт решил бы проблему со сдачей, которая не всегда есть у таксистов.
Безопасность
В итоге на проезд и другие услуги за месяц эксперимента мне пришлось обналичить около 3 800 руб. Это 20% от всех моих трат. Статистику операций я взяла на странице «Мои расходы» в личном кабинете на сайте «Сбербанк онлайн». (Кстати, расплачиваясь по безналичному расчёту, проще вести домашнюю бухгалтерию: все траты зафиксированы.) 15 308 рублей – сумма моих платежей, сделанных картами Сбербанка 0,5% от суммы каждой покупки возвращаются мне в виде бонусов «Спасибо», но некоторые партнёры в рамках акций могут начислять больше. Как минимум за август я заработала 77 рублей.
Кэша в кошельке я всегда держу по минимуму – только на случай платежей, которые не смогу сделать картой. Само наличие физических денег меня тяготит: если я потеряю кошелёк или стану жертвой карманника, то практически наверняка лишусь их безвозвратно. Если же уведут карту, то я заблокирую её через приложение сразу, как только обнаружу пропажу.
Заблокировать карту следует незамедлительно: хоть воры или мошенники не знают мой PIN-код, но с помощью CVC2/CVV2, напечатанного на обратной стороне карты, они смогут совершить покупку в интернете. Кстати, именно в интернете мошенники чаще всего уводят данные банковских карт. Чтобы этого не произошло, специалисты не советуют вводить свои реквизиты на сомнительных сайтах. Также не помешает завести для онлайн-покупок отдельную карту, пополняемую по мере надобности: если уж мошенники до неё доберутся, то не смогут много унести. Для повседневных офф-
лайновых трат тоже лучше держать на карте небольшую сумму денег, а основные сбережения хранить на счёте. Лично я постоянно перекидываю средства между своими счетами и картами в моём «Сбербанке онлайн». Чтобы свести к минимуму вероятность подхватить вредоносную программу на смартфон, не стоит скачивать сомнительные приложения и отвечать на сомнительные запросы на сайтах.
Мне не приходилось сталкиваться с кражей денег с карты – пластиковый кошелёк я считаю более надёжным, чем обычный. Если соблюдать нехитрые правила безопасности, то вероятность потерять деньги на карте очень низка. Кстати, карточные счета защищены государственной системой страхования вкладов: если банк разорится – вам вернут деньги.
Вместо послесловия
По данным президента ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, которого мне довелось послушать этим летом, 8-10 лет назад лишь 5% россиян пользовались картами для платежей, а 95% шли и обналичивали свои зарплаты. Сегодня уже 50% картхолдеров пользуется пластиком в ежедневном режиме. С положительной динамикой распространяются и платёжные терминалы. В том числе и благодаря закону, который обязывает торговые точки с большим оборотом переходить к эквайрингу.
Зона cash-free, несомненно, будет расширяться и в нашем регионе. Так что недооценивать возможности безналичной оплаты, которая в будущем обещает стать ещё более защищённой и удобной, на мой взгляд, не стоит. Нужно привыкать пользоваться картой и электронными переводами и делать это грамотно.
Ксения Гордийчук.