Равноправие с «плюсом»
ВИЧ-инфекция в Кузбассе «взрослеет» и становится все более «женской»
Трехэтапная профилактика
В начале 2000-х на четырех ВИЧ-положительных мужчин в Кемеровской области приходилась одна ВИЧ-положительная женщина (соотношение 4 к 1). Сейчас соотношение выглядит уже как 1,7 к 1. То есть в эпидемию вовлекается все больше женщин. При этом большинство из них никогда не употребляли наркотики и заразились через незащищенные сексуальные контакты. И, вероятно, уже скоро в статистике новых случаев будет достигнуто полное «равенство полов».
«Одно из самых тревожных последствий феминизации эпидемии ВИЧ/СПИДа – рост числа беременных, имеющих положительный ВИЧ-статус, – уточняет заведующая профилактическим отделом ГБУЗ КО Областной Центр-СПИД Жанна Берг. – А это, в свою очередь, повышает риск рождения детей, которые с первых дней жизни будут уязвимы к любой инфекции. Если за первое полугодие 2007 года у ВИЧ-положительных кузбасских женщин родилось 103 ребенка, то за шесть месяцев этого года – уже 416. А за весь период регистрации данного заболевания у нас в области, то есть с начала 1990-х годов, от ВИЧ-позитивных матерей родилось уже около 6500 детей. Диагноз «ВИЧ-инфекция» был подтвержден более чем у 500 из них.
Для предупреждения вертикального пути передачи ВИЧ от матери к ребенку проводится трехэтапная химиопрофилактика: женщине – во время беременности и родов, младенцу – сразу после рождения. Если беременная выполняет все назначения врача и не пропускает приём терапии, вероятность того, что ребенок родится здоровым, составляет 99%. Однако есть женщины, которые принимают лекарства нерегулярно или отказываются от терапии вообще. А то и вовсе попадают в поле зрения медиков только в роддоме. В таких случаях риск заражения ребенка возрастает до 40-60%».
Парадоксы брака
Риск заражения ВИЧ для молодых девушек, не имеющих постоянного партнера, очевиден для всех. Вместе с тем специалисты отмечают: сегодня перед инфекцией уязвимы и женщины более старшего возраста, живущие с одним мужчиной. Парадоксально, но факт.
«Молодежь хорошо информирована о путях заражения ВИЧ и при сексуальных контактах активно использует презервативы, – поясняет Жанна Берг. – А когда мужчина и женщина начинают жить как пара, барьерные средства защиты часто заменяют другими видами контрацепции, которые предупреждают нежелательную беременность, но не защищают от инфекций, передаваемых половым путем. Женщина в браке расслабляется. Она и думать не хочет о том, что ее единственный может «ходить на сторону», совершенно не заботясь о последствиях. Она может вообще не знать, что он когда-то употреблял наркотики и таким образом подвергал себя высокому риску заражения».
…В областной центр СПИДа обратилась пациентка, у которой ВИЧ выявили во время беременности. После развода она встретила другого мужчину, с которым решила связать судьбу, и вдруг – диагноз… Злость и обида на второго мужа, как она считала, «наградившего» ее вирусом, буквально захлестнули ее. Но результаты анализов у него оказались отрицательными. То есть ВИЧ-положительным был первый муж, о чем женщина даже не подозревала …
«В итоге пара все же осталась вместе, – рассказывает психолог ГБУЗ КО Областной Центр-СПИД Елена Черных. – Оба партнера приняли диагноз женщины, осознав, что заболевание, если его контролировать, не мешает людям жить так, как они хотят. Они сохранили ребенка, оформили ипотеку…
Анализируя все случаи, которые проходят через меня, я все чаще думаю о том, что для мужчин диагноз ВИЧ зачастую является следствием рискованного поведения, то есть результатом их выбора. Тогда как женщины чаще выступают в роли потерпевшей стороны, становясь жертвой собственной доверчивости. В последнее время ко мне все чаще обращаются женщины в возрасте 45-60 лет, заразившиеся от мужей».
Одна из пациенток узнала о диагнозе после того, как отец ее детей, с которым она прожила четверть века, попал в больницу из-за резкого ухудшения состояния здоровья, и при обследовании у него была выявлена поздняя стадия ВИЧ-инфекции.
Другая история: после развода немолодая женщина начала встречаться с мужчиной, которого знала еще со школы. Результат – ВИЧ… Ряд подобных примеров можно продолжить.
Как обсудить проблему ВИЧ с партнером, которому ты, казалось бы, должен доверять? Как защитить себя в браке, если вы прожили вместе уже не одно десятилетие, не пользуясь барьерными средствами защиты?
«Этот вопрос намного серьезней и деликатней, чем кажется на первый взгляд, – замечает психолог Елена Черных. – Ведь придется коснуться и темы измены, и, возможно, каких-то физиологических проблем, которые нередко развиваются с возрастом. А это в понимании большинства неудобно. Тем не менее говорить необходимо, чтобы предупредить передачу ВИЧ в паре. Диалог поможет партнерам осознать необходимость пройти тестирование на ВИЧ и узнать свой статус. Если один из них окажется ВИЧ-положительным, а другой ВИЧ-отрицательным, своевременное применение мер профилактики поможет исключить риск заражения ВИЧ-отрицательного партнера».
Специалисты отмечают: в парах, где мужчина ВИЧ-положительный, а женщина отрицательная, отношения сохраняются дольше, чем в парах с иной «полярностью». Женщины чаще поддерживают своих партнеров, живущих с ВИЧ, помогают им сохранять приверженность к лечению, убеждают не нарушать график диспансерного наблюдения…
А в принципе, забота о сохранении здоровья важна в любом возрасте и вне зависимости от семейного положения.
Валентина Акимова.
Фото Федора Баранова.