Никто не хотел увольнять
Сотрудница потеряла работу, потому что не согласилась с переименованием должности
В редакцию обратился житель Анжеро-Судженска Николай Белобрусов с просьбой помочь выяснить, имело ли право руководство социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в деревне Ольговка Яйского района уволить его дочь, педагога-психолога Светлану Воротникову, и не были ли допущены нарушения в самой процедуре увольнения.
И хотя, на первый взгляд, случай этот частный, мы решили рассказать о нем нашим читателям, которые, может быть, попали или попадут в похожую ситуацию.
Единица с минусом
Светлана Николаевна была уволена в январе 2016 года. С мая 2008-го она работала в учреждении и увольняться не планировала. Впрочем, и директор Татьяна Лоскан, по ее словам, увольнять сотрудницу не собиралась, та хорошо работала. Но получилось вот что. Как объяснили Светлане Николаевне, в штатном расписании реабилитационного центра единицы педагога-психолога больше нет. Зато появилась должность с другим наименованием: «психолог социальной сферы». Светлане Воротниковой предложили ее занять. Но та отказалась, потому что в случае согласия потеряла бы педагогический стаж (психолог социальной сферы – должность не педагогическая), а это означало и потерю права на выслугу лет, то есть на досрочную пенсию, положенную педагогам, и потерю коммунальных льгот, предусмотренных для сельских педагогов. Кроме того, как нам сообщили в областном департаменте социальной защиты населения, «переименование должности «педагог-психолог» на должность «психолог в социальной сфере» влечет изменения организационных условий трудового договора: изменяется продолжительность еженедельной нагрузки (с 36-часовой рабочей недели на 40-часовую), ежегодного оплачиваемого отпуска (с 56 на 28 календарных дней)».
Выслать трудовую
С точки зрения директора, Светлана отказалась принять изменения напрасно, ведь они не слишком значительны: зарплата прежняя, работа та же, что и была. Лишь название другое. А так – и педстаж не идет, и вообще трудовой стаж прервался.
Однако Светлана Воротникова считала и считает иначе. Кроме того, ей не нравится, что ее не сократили, а уволили с непонятной для нее записью в трудовой книжке: «Уволена в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий договора». Словом, ни с переименованием должности, ни с увольнением, ни с такой записью в трудовой педагог-психолог не согласилась. А потому не стала нигде ставить подписи при увольнении. Трудовую книжку не забрала и не забирает до сих пор из принципиальных соображений: ждет, что ее вышлют по почте. Директор Татьяна Лоскан, по словам уволенной, обещала выслать ее в течение трех дней, но не выслала до сих пор. Без этого Светлана Николаевна не может устроиться на другую работу.
Однако директор объяснила корреспонденту «Кузбасса», что не имеет права выслать трудовую, поскольку у нее нет на то письменного согласия бывшей сотрудницы.
В управлении социальной защиты Яйского района рассказали, что очень хотели бы, чтобы квалифицированный сотрудник не выпала из системы. Профессионалы-то на дороге не валяются. Но вышло то, что вышло.
Вопросы и ответы
Словом, у уволенной осталась и обида, и много вопросов без ответа. За ответами мы обратились в департамент социальной защиты населения Кемеровской области, в ведении которого находятся социально-реабилитационные центры. Наши вопросы и полученные ответы (за подписью начальника департамента Н.Г. Кругляковой) таковы.
1. Законен ли вывод из штата социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ставки педагога-психолога? Каким законом это регламентировано? Если в социально-реабилитационном центре не предусмотрена педагогическая деятельность, почему оставлены воспитатели, которым идет педагогический стаж?
«В рамках реализации Федерального закона от 28.12. 2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» департаментом социальной защиты населения Кемеровской области издан приказ от 24.11.2014 №176 «Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Кемеровской области, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание», в связи с чем в организациях социального обслуживания Кемеровской области проводится работа по приведению в соответствие действующих штатных расписаний. Основанием для формирования штатного расписания муниципальных учреждений являются нормативные правовые акты, утверждаемые на уровне муниципального образования. Нормативы штатной численности организаций социального обслуживания Яйского муниципального района, осуществляющих полустационарное обслуживание, утверждены постановлением администрации Яйского муниципального района от 23.04.2015 №698. … В соответствии с утвержденными нормативами штатной численности в центре предусмотрены должности «психолог», «психолог в социальной сфере», «воспитатель». Должность «педагог-психолог» не предусмотрена данными нормативами, в связи с этим в штатные расписания организаций социального обслуживания указанная должность не может быть включена».
2. Обязано ли руководство учреждения выслать уволенному трудовую книжку по почте, если человек ее не забрал лично?
«В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку. В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки».
3. Законна ли формулировка по Трудовому кодексу «Уволена в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора», как в случае со Светланой Воротниковой?
«Внесение записи в трудовую книжку работника «Уволена в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора» осуществляется работодателем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 7, ч. 1, ст. 77 ТК РФ – отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора)». (Правомерность такой формулировки подтвердили и в Государственной инспекции труда в Кемеровской области. – Т. Ф.)
Почему
не сократили?
Из комментария департамента социальной защиты населения осталось неясным: если должности, в которой работала Светлана Воротникова, больше не существует, почему женщину не уволили через процедуру сокращения, что для нее было бы предпочтительнее. Впрочем, в ответе из департамента содержится такая формулировка: «…департамент социальной защиты населения Кемеровской области не уполномочен давать официальные разъяснения по применению трудового законодательства. В пределах своей компетенции выражаем мнение по рассматриваемым вопросам». Возможно, поэтому нюансов процедуры увольнения и не коснулись. Но директор социально-реабилитационного центра в Ольговке Татьяна Лоскан пояснила, что не сократила сотрудницу, так как ее должность не сокращена, а переименована, поскольку функциональные обязанности остались те же самые. Да и не собиралась она в принципе увольнять сотрудницу, но обстоятельства вынудили. Права ли директор?
За разъяснением мы обратились к заместителю руководителя Государственной инспекции труда в Кемеровской области Нодари Зухбая. Нодари Вахтангович ответил:
– Вопросы сокращения или переименования должности решает работодатель. Никто: ни суд, ни прокуратура – не имеют права вмешиваться в эту процедуру.
Татьяна ФОМИНА.