Фермеры с доставкой на дом
Мода на экологичность постепенно приучает потребителя к продуктам с этикеткой «фермерское». Однако настоящим фермерам довольно сложно пробиться на рынок. Альтернативным путём сельхозпроизводителя к покупателю, по-своему тернистым, представляется интернет-торговля. Как в Кузбассе помогают таким предпринимателям осваивать онлайн-ниву, узнавал наш корреспондент.
Интернет-воин в поле
В 2015 году житель села Силино Кемеровского района Олег Афанасьев зарегистрировал крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) и открыл онлайн-магазин «Царство продуктов». Бывший горожанин и IT-специалист, он использует интернет-каналы и в своей сельской жизни (историю фермера-дауншифтера читайте в одном из ближайших номеров). Ещё с 2006 года Афанасьев дистанционно продаёт домашнюю птицу и комбикорм.
Интернет-магазин КФХ Афанасьева – пока что чисто семейное предприятие. Звонки и онлайн-заявки принимает мать фермера, комплектует и развозит заказы сам хозяин. Трижды в неделю Олег доставляет по Кемерову и району куриные и перепелиные яйца и тушки этой же птицы. Ещё Афанасьевы держат коз, овец и выращивают овощи – с перспективой расширить ассортимент.
Фермер говорит, что недостатка в заказчиках нет: среди годами наработанных клиентов постоянных около 30. Скорее, наоборот, спрос превышает предложение. «На перепелиное яйцо, например, запись за две недели вперёд; пять-шесть заказов в день принимаем, – рассказывает он. – Предлагали сотрудничать торговые сети, но пока объём не тот».
Сейчас у Олега в собственности 44 сотки земли, но он планирует взять ещё 20 га, воспользовавшись областной мерой поддержки сельхозпроизводителей. «Будем увеличивать площади под картошку, морковь, – объясняет он. – Да и животных держать в тесноте не хочется».
Трудностей с логистикой на данном этапе Афанасьев не испытывает: «Составляю маршрут так, чтобы было удобно мне и людям. Но поголовье растет, отлучаться от хозяйства становится трудно, да и пробки скоро начнутся. В мае-июне будем брать сотрудника на развоз».
Продавай, но проверяй
Важная особенность онлайн-торговли фермерскими продуктами – повышенная ответственность за их качество и безопасность. Законодательство обязывает животновода регулярно предоставлять скотину на осмотр, проводить все необходимые исследования, а также ветеринарно-санитарную экспертизу продукции, предназначенной на продажу. Но всё равно риск высокий, говорят сами фермеры. «Предположим, сегодня ветеринары приехали, сделали забор крови, – комментирует Олег Афанасьев. – Но животное так же, как и человек: сегодня здорово, завтра заболело. Поэтому это ответственность прежде всего моя. Как производитель я должен следить за здоровьем своей скотины и птицы, а работая с продукцией, соблюдать элементарную санитарию: надевать перчатки и так далее».
По закону производители пищевой продукции в обязательном порядке декларируют её соответствие регламентам Таможенного союза и в добровольном – сертифицируют. Сертификация непереработанных фермерских продуктов необязательна, но желательна для серьёзного бизнеса. Без этого не зайдёшь в сети, поясняет Олег Афанасьев, но сертификация дорого стоит – мелкие производители её просто не потянут.
В прошлом году Агропромышленный кластер Кемеровской области 3 из 8,5 млн рублей, полученных по линии Минэкономразвития, выделил на сертификацию фермерской продукции. Поддержку получили 26 организаций – участников кластера. КФХ Афанасьева, например, выделили 100 тысяч рублей, благодаря чему фермер сертифицировал куриные и перепелиные яйца, а также тушки птиц. В этом году Афанасьев собирается сертифицировать производство по принципам ХАСПП – также при финансовом участии кластера. «Кластер вообще очень помогает – в том числе и в плане образования: в этом году буду поступать на зоотехника», – признается фермер.
Не одинокие в сети
Кузбасский кластер АПК также собирается объединить фермеров и мелкий пищепром для торговли через интернет. Как рассказала исполнительный секретарь совета кластера Екатерина Ижмулкина, к маю будет готов сайт, за лето он пройдёт обкатку и в сентябре заработает. Пока своё участие в проекте «42сотки» (именно так будет называться магазин) подтвердили около 30 организаций (треть из них – представители малого бизнеса). «Это шанс для многих мелких производителей выйти на рынок, – отмечает Ижмулкина. – Ведь небольшие магазины, с которыми они пытаются сотрудничать, то и дело закрываются под напором крупных сетей».
Фермерская кооперация для реализации должна помочь решить проблему доставки: планируется, что на базе КемГСХИ будет работать единый логистический центр.
Продукцию будут завозить туда по мере формирования заказов, чтобы до покупателя она доходила максимально свежая. «В одиночку сложно и с продуктовой линейкой, потому что, если мы, например, занимаемся переработкой молока, мы эту продукцию и выставляем, – говорит председатель совета кластера АПК, глава КФХ Александр Баранов. – Потребитель же хочет видеть в одной корзине хлеб, яйца, колбасы, копчёности, мёд. То есть одной доставкой мы можем закрыть весь стол. Тем более что булку хлеба бесплатно никто не повезет, а в интернет-торговле всегда есть стоимость доставки».
Традиционно фермерские продукты стоят дороже продовольствия промышленного производства. Александр Баранов говорит, что «42сотки» не будет дешёвым магазином, но за счёт объединения усилий и снижения издержек (например, отсутствие необходимости в складских помещениях) цены в нём будут вполне доступные.
Кооперация в интернете должна положительно сказаться и на качестве и безопасности продукции, ведь фермеры будут работать уже не только на свою репутацию, но и на авторитет зонтичного бренда. С другой стороны, и продавец отвечает за производителя. «Организации, как правило, пытаются себя защитить и принимают продукцию только при наличии документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, – подчеркивает руководитель отдела надзора за гигиеной питания управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Ирина Антонова. – Скоропортящаяся продукция – это продукция высокого эпидемиологического риска. Поэтому к ней с нашей стороны всегда пристальное внимание».
Обращения потребителей по поводу качества фермерской продукции поступают, но крайне редко, говорят в управлении. Например, в конце 2015 года таких было два, в первом квартале нынешнего года – одно; среди прочего жаловались на сметану. (Во всех случаях Роспотребнадзор выявил несоответствие продукции микробиологическим показателям; продавцов и производителей привлекли к административной ответственности).
«Уводя фермеров в интернет, мы просто переходим в другую плоскость – правила торговли остаются те же», – говорит Екатерина Ижмулкина. В перспективе львиная доля торговли уйдёт в интернет, в том числе и продуктами питания, считает Александр Баранов: «За этим будущее, именно за такой торговлей. Этот рынок перспективный, он продвигается». В 2016 году кластер АПК продолжит софинансирование сертификации продукции и производства своих участников, которые намерены торговать в сети.
– Сельхозпродукция – это сроки годности, сроки реализации. То, что фермер произвёл продукт, ещё не значит, что он способен вовремя доставить его до потребителя, тем более в мелких объёмах. Интернет-магазины здесь как раз помогают обеспечивать логистику. Но важно, чтобы продукция была безопасной: проверенной ветеринарной службой и Россельхознадзором. Я бы советовал покупателям спрашивать соответствующие документы.
Ксения ГОРДИЙЧУК.