Зачем дом звонит хозяину?
Среднее профессиональное образование стремится к высшему – это показал всекузбасский студенческий фестиваль «Арт-Профи Форум»
Идеи
для аргументов
Бывшая однокурсница укоризненно сказала мне при встрече:
– Не понимаю, как так: у вас с мужем, людей с высшим образованием, сын в колледж пошел…
В тот момент я не нашла, что ответить. А вот потом… Уже который день хожу и мысленно спорю с ней, причем запоздалых аргументов находится множество. И очень жаль, что однокурсница не побывала со мной на мероприятии, которое состоялось недавно в Кемерове, – на финале областной студенческой программы «Арт-Профи Форум».
В ней участвовали более трех тысяч человек из 54 кузбасских колледжей и техникумов. Программа включала десять номинаций: профессиональное и художественно-прикладное творчество, реклама-презентация профессий, ярмарка социальных инициатив обучающихся и презентация социально значимых проектов, конкурсы плакатов, видеофильмов, информационных материалов и авторской песни. Кроме того, специально к Году кино была приурочена номинация «Сто идей для кино».
Событие проходило в Кемеровском техникуме индустрии питания и сферы услуг. В актовом зале студенты состязались в артистических талантах, пели, танцевали, рассказывали о своих колледжах-техникумах. Второе помещение – и очень большое – было отведено под выставку продукции, которую создают в тех самых техникумах и колледжах. Там было всё – от разнообразной выпечки до картин, написанных в самой сложной технике.
Вежливая дорога Миши и Маши
Большая группа посетителей сразу бросилась к столу, где по расчерченным линиям между деревянными елочками ездили две «букашки» сантиметров десяти в диаметре. Такой ажиотаж легко объясним: действующие модели всегда завораживают. «Букашки» оказались роботами Мишей и Машей, а черные линии – лабиринтом, в котором им предстояло найти кратчайший путь до базы. Казалось, что действуют эти создания осознанно. Но научили их «думать», конечно, люди – студенты третьего курса Юргинского техникума машиностроения и информационных технологий Александр Будаев и Денис Грибанов. Ребята обучаются по специальности «Компьютерные системы и комплексы», Мишу и Машу они создали под руководством Ларисы Журовой, преподавателя профессионального модуля «Проектирование цифровых устройств».
– Там стоит микроконтроллер, который мы программировали на профессиональном языке СИ, – объяснили студенты. – Двухколесный робот с датчиками исследует траекторию, которую построили для него заранее. У роботов несколько функций. Одна – просто прий-
ти в конечную точку. Вторая – «мальчик» Миша уступает дорогу «девочке» Маше. Роботы между собой взаимодействуют, а мы с ними – нет, мы их только запускаем. Они сами всё обдумывают и принимают решения. Еще искусственный интеллект выражается в том, что роботы запоминают кратчайший путь. В первый раз они исследуют трассу, во второй раз пойдут по этому пути. Это позволяет экономить ресурсы. Использовать таких роботов можно на производстве, между двумя цехами что-то перевозить, например. Можно дополнять эту систему другими различными датчиками, например, анализатор газа можно поставить.
Подобные устройства, и очень совершенные, уже используются в разных сферах. Но программа, которую для Маши и Миши написали студенты, имеет важные отличия. И еще важная деталь: один из разработчиков – юргинец, второй – из Тогучинского района Новосибирской области. В этот техникум, по словам Ларисы Журовой, вообще поступают ребята не только из Кузбасса, но и с Алтая, из Томска и других регионов. А потом они продолжают обучение по специальности в университетах:
– Многие оканчивают новосибирские вузы. Девочки наши работают сейчас проектировщиками в научно-исследовательских институтах Новосибирска.
Жилье
с самообороной
Другие студенты того же техникума, четверокурсники Владислав Шпехт и Иван Петренко, привезли на выставку макет «умного дома». Сам макет, признаются, не строили – нашли на старом чердаке. А вот датчиками, наделившими дом умом, снабдили его сами, написали программу – и пожалуйста. Свет включается от человеческого тепла. Человек заходит – загораются лампочки. Размер макета не позволяет, конечно, войти в дом, но если внести руку – свет загорается. А еще дом извещает хозяина о подтоплениях. Если протечка какая-то возникла – сразу следует звонок на телефон: так, мол, и так, быстрее спасай, тону…
– Идея эта – полностью наша, – рассказали юные изобретатели-программисты. – В мире технологии «умного дома» уже несколько лет внедряются: управление жалюзи, теплыми полами, когда холодно, и т. д. А вот охранную систему, извещающую о протечках, – это мы придумали сами.
Валяйте, учитесь
На выставке было представлено изобилие всяких сумасшедше интересных изделий.
Например, наряды из валяной ткани. Учат их делать в технологическом колледже Юрги. Одежда, выполненная в такой технике, пользуется на рынке огромным спросом, мастерицы никогда не останутся без дохода.
А еще в этом колледже обучают парикмахерскому делу, готовят дизайнеров текстильного направления и ландшафтных дизайнеров, поваров-кондитеров. Так что колледжу было чем похвалиться на выставке. На таком ярком фоне и перспективы его выпускников представлялись отнюдь не в мрачных тонах.
– Трудоустроенность наших выпускников в целом – более 90%, а дизайнеров – 100%, – подтвердил Сергей Решетка, замдиректора по учебно-производственной работе. – Многие дальше идут обучаться в университеты. У нас заключены договоры с различными вузами.
Для аппетита
и фантазии
Выпечка на выставке – а ее было много – источала непереносимо вкусные запахи. Посетители не выдерживали и время от времени съедали некоторые экспонаты. Впрочем, никто вроде и не запрещал.
А уж каких только декоративно-прикладных произведений тут не было! И радующих глаз, и побуждающих немедленно начать творить что-нибудь своими руками, и полезных с точки зрения практики. Например, изделие Кемеровского педагогического колледжа – учебно-наглядное пособие «Обучающая интерактивная панель «В гостях у Самоделкина» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Вообще-то эта панель – обычная большая доска, к которой прикреплены выключатели, телефонные циферблаты, шпингалеты от шкафчиков, дверные цепочки и много другой всякой всячины. Всё открывается-закрывается, включается-выключается. Такая штука наглядно демонстрирует дошколятам, как пользоваться бытовыми приборами.
Было на выставке и много других обычных предметов, примененных необычно. Картины из макарон, настольная лампа из водопроводных кранов, большие скульптуры из чего-то пищевого, но «как настоящие»: Крокодил Гена, Лукоморье с Котом и дубом и другие.
Кто в шахтеры?
Известно, что в пубертатный период мальчишкам нередко становится «тесно» за школьными партами.
– Вы, наверное, в школе не очень хорошо учились, потому и не пошли в 10-й класс? – спрашиваю в коридоре у четверых парней в горняцких костюмах. Они только что со сцены, где представляли Кемеровский горнотехнический техникум. Все из одной группы и учатся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
– Я вообще-то отличником был, – говорит третьекурсник Никита Земцов. – Но у нас в поселке не было набора в 10-й класс. И я решил идти в этот колледж, тем более что у меня и отец, и дед шахтеры, профессия нравится. В армии отслужу, затем продолжу образование.
– Здесь, в колледже, обучение намного эффективнее, – добавляет однокашник Никиты Константин Маскаев. – Предметы по специальности интереснее школьных.
Замечено, что мальчишки в техникумах часто учатся лучше, чем учились в школе. Будущие горняки объясняют это тем, что здесь опеки меньше, приходится быть самостоятельными…
Татьяна ФОМИНА.