Это вам игрушки!
Сегодня – канун Рождества, через неделю – старый Новый год. Только после этих праздников во многих семьях елочные украшения на год отправятся в дальний ящик.
Однако у таких тонких ценителей красоты, как Николай Николаенко,
новогодние игрушки «живут» круглогодично. И занимают почетное место среди прочих коллекций.
Трудносохраняемые
«Кузбасс» уже сообщал, что в ноябре в Кемерове впервые прошел фестиваль коллекционеров со всей страны. На нем были представлены частные экспозиции и личные обменные фонды участников. Экспонатов было великое множество: и монет, и значков, и марок, и бронзовых статуэток. Но одна коллекция уже тогда особенно притягивала взгляды посетителей выставки. Это были елочные игрушки, особо хрупкое чудо. Они расположились в нескольких коробках. Отдельное место занимали Деды Морозы и Снегурочки из картона и папье-маше.
Николай Николаенко – коллекционер с большим стажем. Наш сосед-сибиряк, родом из города Боготол Красноярского края. И страсть к собиранию ёлочных игрушек – это лишь одно из многих направлений, которыми он занимается.
«Не так часто коллекционируют елочные игрушки, это специфическое увлечение, – объясняет Николай. – Если книг о монетах и значках сегодня полно, то каталогов по игрушкам всего два, и они очень малотиражные. А возни с такими «сокровищами» много. У меня в основном игрушки советского периода: 50-х, 60-х, 70-х годов – игрушки моего детства. Но детство уходило, игрушки пропадали, выбрасывались, разбивались. Стекло вообще довольно сложно сохранить – это хрупкий материал, к тому же есть экспонаты из папье-маше, ваты. При хранении важен температурный режим, потому что в советские годы они покрывались специальными материалами, которые под воздействием тепла или холода разрушались. Не говорю уже о том, что они места много занимают. Игрушек у меня несколько десятков тысяч, но, учитывая то, что приехал я издалека, с собой удалось взять лишь малую часть коллекции».
История в фигурках и фантиках
Семья Николаенко живет в городе, а лет 15 назад Николай купил дом с постройками в одноименном селе Боготол. Это и дача, и хранилище, и музей. Площадь усадьбы позволяет коллекции рассортировывать и хранить.
«Точное число экспонатов не знаю, да и не хочу знать, мне достаточно того, что я знаю все их типы и виды, – улыбается коллекционер. – У меня представлен весь ассортимент: шары, шишки, сосульки, елки, фигурки животных и сказочных персонажей. Есть по тематике «Цирк», есть – из сказок про Айболита и Чиполлино. В свое время такие игрушки выпускались целыми сериями по десятку-другому персонажей. Если посмотреть на игрушки в виде фигурок людей, можно заметить, что каждая из них уникальна: они делались и расписывались вручную, это не штамп.
Существует в моей коллекции одна игрушка, которую особенно ценю. Она не представлена ни в одном каталоге, и никто из коллекционеров с такой раньше не сталкивался. Это стеклянный чёртик из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Скорее всего, это было просто лихачество какого-то стеклодува, но, тем не менее, вещь уникальная.
Где я беру игрушки? Друзья, знакомые, просто горожане приносят, что-то покупаю. Есть игрушки от 35 рублей, редкие стоят от 800 и больше.
Игрушки, как марки и монеты, отображают историю развития общества. Мальчиши-кибальчиши были героями своего времени – и остались в истории в виде елочных фигурок. Полетел Гагарин в космос – выпустили игрушечных космонавтов. Кукуруза десятка видов – времен Хрущева, как вы сами понимаете. Интересно это всё собирать.
Нумизматика – основное мое увлечение, я этим с раннего детства болею. А елочные игрушки начал собирать с четверть века назад. И супруга Люба мне помогает. Мы вместе уже 34 года. Она не коллекционер, она автомотолюбитель, возит меня с моими коллекциями по городам и выставкам.
Есть у меня и коллекция Дедов Морозов, они тоже разные. Вот этот, из ваты и бархата, изготовлен в 1966 году на игрушечной фабрике в Ачинске. Есть Морозы из гофрированной бумаги, папье-маше, дерева и ткани, есть пластмассовые Дедушки, они появились уже в 70-х годах».
Да, кстати, у Николая Николаенко есть коллекция, которой позавидовали бы современные дошколята: около тысячи игрушек из «киндер-сюрпризов».
«Ценность коллекций определяется двумя параметрами: материальной и моральной. Есть экземпляры, которые почти ничего не стоят, но они очень дороги моему сердцу, моим детским воспоминаниям. Моему сыну, например, 33 года, и он ни за что не отдаст свою коллекцию вкладышей от жвачек «Турбо», которую собирал, будучи ребенком. Он дрожащими руками и по большим праздникам дает посмотреть свои фантики 12-летнему сыну», – смеется коллекционер.
Мода своего времени
Что до моды, то сегодня игрушечный расклад такой. «В тренде» и особенно высоко ценятся старые елочные игрушки с советской символикой. Их и осталось совсем мало, и определенный «ностальгический» интерес к символам Союза появился.
К современным игрушкам подход тоже меняется. Многие начинают коллекционировать корпоративные елочные игрушки – например, от «Газпрома». Делают такие игрушки понемногу и тоже вручную.
А коллекционер Николай Николаенко каждый год в канун Нового года устраивает выставки елочных игрушек в родном городе и ближайших музеях. Его мечта – чтобы его коллекция когда-нибудь разрослась до масштабов огромнейшей экспозиции России. Как в Санкт-Петербурге, где сейчас проходит выставка старинных елочных игрушек дореволюционных и советских времен «Сверкающая сказка».
Что же касается украшения своей домашней новогодней ели, то с этим в семье Николаенко, как вы понимаете, проблема только одна – выбора. Игрушек очень много, и потому каждый год ёлка выглядит по-новому. И каждый раз удивляет родных и друзей. Ведь каждый, кто бы ни пришел, увидит на ней игрушку своего детства. И непременно улыбнется, вспоминая о светлом…
Юлия Матющенко.