Вперед в счастливое прошлое?
Современные наследники «Пионерии» могут рассчитывать на новый статус. И, будем надеяться, на новые возможности творить добро.
Президент Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников».
Во главе координационного совета РДШ будут председатель и два сопредседателя, избираемые съездом на три года.
Конечно, сразу же возникает мысль, что в стране возрождается пионерская организация, прекратившая существование в 1991 году. Хотя на самом деле детское движение и не исчезало. Официальных преемников у пионерии не осталось, но различные детские организации и объединения быстро пришли ей на смену. Существуют они и в Кемеровской области.
Активы и активисты
Например, в столице Кузбасса ассоциация «Юные кемеровчане Ленинского района» (ЮКЛР) существует уже 15 лет. У истоков ее стояли завучи по воспитательной работе школ района Оксана Головина, Анна Юдина, Нелли Засухина, Оксана Пугина, Елена Язева. Первым руководителем стала Ксения Максимова, а директор Дворца творчества Ленинского района Елена Шалева с первого и по сегодняшний день оказывает всяческую поддержку.
Структура у ассоциации сложная. Она включает 16 школ, все волонтерские отряды района, примерно десяток разных объединений: «Юные друзья полиции», «Патриоты» и др.
По словам руководителя Виктории Копыловой, подобная организация есть в каждом районе города, но в Ленинском – самая масштабная. И главная составляющая в ее работе – работа в связке со школьными активами:
— В каждой из них есть свой орган ученического самоуправления. Называются они по-разному, но суть одна: есть лидер — президент или председатель, где-то есть школьный парламент, советы или министерства. Каждый месяц мы встречаемся с президентами для решения проблем, обсуждения плана на месяц. На весенних и осенних каникулах проводим школы актива, а вообще работу ведем круглый год.
Вадим Шиллер, кандидат исторических наук, доцент кафедры политических наук КемГУ:
— Инициатива президента по созданию общероссийского движения школьников в условиях роста националистических настроений среди учащейся молодежи своевременна и необходима, поскольку не последнюю роль в распространении деструктивных идеологий в школьной среде сыграло отсутствие организаций, аналогичных пионерской. В современных условиях процесс политической социализации старших школьников осуществляется бессистемно, что делает их легкой добычей агитаторов и пропагандистов, распространяющих экстремистские идеи. Создание организации школьников позволит минимизировать, а то и вовсе нейтрализовать вредное влияние подобных эмиссаров.Районная ассоциация, в свою очередь, входит в областное общественное объе-динение «Молодежь 42». В его составе около 50 районных и городских организаций.
Надо сказать, деятельность юных активистов очень напоминает ту, которой занимались их «прародители»-пионеры. Ребята так же собирают макулатуру, высаживают деревья, блюдут чистоту в городе, выходя на субботники и воскресники. И летом так же выезжают в лагеря отдыха на профильные смены, выездные школы актива, участвуют в конкурсах и побеждают. Кроме того, в Кемерове два года существует городская профильная смена — «Городская образовательная школа актива». И этот набор — актива, смены, профильной смены, участие и победы в конкурсах, занятия во Дворце творчества Ленинского района, по мнению Виктории Копыловой, помогают подросткам обрести командный дух.
Да и момент поощрения приятен: многие из активистов получают в качестве награды путевки в Республику беспокойных сердец (РБС), во всероссийский детский центр «Океан», в «Артек» и т.д. Прямо как в советские времена.
Федот, да не тот…
И все-таки они отличаются от пионеров. Не только атрибутикой и символикой, тем, что нет у них обязательных красных галстуков, пионерских значков, дружин. «Орлятские» песни, правда, дети Ленинского района поют у костра под гитару каждый сентябрь на полюбившемся мероприятии «Костры детства». Но именно потому, что им это нравится, и только те поют, кому хочется. А главное, что в основе всех этих объединений нет коммунистической идеологии, все придуманные ритуалы в каждой школе, где они есть, разные и не обязательны для исполнения. Хочешь — участвуй, хочешь – нет.
Кстати, министр образования Дмитрий Ливанов уверяет, что и в фундамент нового движения никакой идеологии не закладывается. Главное – оторвать детей от вредных компьютеров и заинтересовать полезными и важными делами.
И вообще организация должна быть внешкольной, и вступление в нее должно носить добровольный характер…
Дуб мудрости
А пока… В нынешних детских объединениях само-управления, например, при школах, многим заправляет ребячья инициатива, поскольку нет регламентации «сверху».
Скажем, в кемеровской школе №45 есть объединение «Союз равноправных классов «Дубрава». Название придумал школьник, другие дети поддержали.
Елена Язева, заместитель директора школы по воспитательной работе, пояснила:
— «Дубрава» потому, что дуб – дерево мудрости, силы, стойкости; зелень – это юность. Дети придумали и эмблему, и флаг (он зеленый, сшили сами). Каждому принимаемому в объединение старшие товарищи повязывают желто-зеленый галстук. Зелень символизирует юность, желтый цвет – солнце, тепло, жар сердец.
Когда думали над структурой, знали, что в каких-то школах были республики, министерства, президенты. Мы решили, что у нас будут советы: «Закон и порядок», «Наука и образование», «Забота и милосердие», «Здоровье и спорт», «Культура и искусство», «Досуг и общение», «Труд». На каждый совет есть положение, у каждого свои цели, задачи и направления деятельности.
Очень интересно в этой школе проходят выборы президента. Тут случаются настоящие предвыборные баталии, всё серьезно. Каждый класс, начиная с восьмых, имеет право представить своего кандидата. В ход идут все «взрослые» выборные технологии, с агитационными листовками, с информационными стендами, с помощниками кандидатов, с бюллетенями. В помещении, где проходят выборы, устанавливается прозрачная урна для голосования.
— Пионерская система все-таки была больше ориентирована на подготовку исполнителей, перед нынешним поколением детских объединений другие задачи: научить интересно жить, развивать лидерские качества,
— размышляет Елена Петровна Язева (которая, кстати, с большой теплотой вспоминает свое пионерское детство).
Рассказывают, что несколько лет назад 45-ю окончил успешный во всем парень – учился замечательно, активно участвовал в общественной жизни района и города. Поступал он в один из кемеровских вузов. Но на специальность, на которую хотел, не хватило баллов, попал на другую. Тогда парень пошел к ректору с просьбой перевести его куда нужно. Ректор сказал: «Успеешь сегодня до шести вечера взять ходатайство в городском управлении образования — переведу». Парень пошел туда, прихватив с собой свои многочисленные грамоты. Когда зашел в кабинет начальника управления, разложил их все на столе и спросил: «Это вы подписывали?» — «Ну, я…» — «Если заслужил, дайте мне, пожалуйста, ходатайство». И, конечно, он его получил. И, конечно, такой смелости он научился в «Дубраве». Она, кстати, входит в районную ассоциацию «Юные кемеровчане». Но не как первичная организация, а на условиях равноправия. Там нет иерархии «выше-ниже». Сюда, как уверяет ее руководитель Виктория Копылова, можно прийти с улицы, и примут.
Обновим старый мультик
5 ноября ребята из ЮКЛР ходили в гости к ребятишкам детдома №105, показывали им старые советские мультфильмы в рамках областного проекта «Союзмультфильм – детям». К нему добавили свой, районный, проект «Рисуем мир»: после того как детдомовцы придумают и нарисуют продолжение увиденных мультяшных историй, те школьники, кто обучается во Дворце творчества специальным программам, попытаются создать мультики по сюжетам рисунков.
Вот в этом сходство нынешних ребятишек с пионерами былых лет: они устремлены в творение добрых дел. Участвуют в многочисленных — городских и областных — экологических, благотворительных акциях и свои проекты создают.
Что будет дальше с этими организациями, появившимися самостоятельно (вольются ли они в общее движение, или останутся сами по себе, или распадутся), пока никто не знает.
Ирина ЖУКОВА.