Главное — логика

28 мая 2015 | Татьяна Фомина

Незнание нового закона не исключает 100 баллов за экзамен по обществознанию

Самый популярный предмет из предметов по выбору среди участников ЕГЭ – обществознание. Сдавать его в этом году в Кузбассе планируют 7160 человек. При том, что всего выпускников одиннадцатых классов 10340.
Секрет популярности предмета прост: при поступлении на очень многие специальности вузов требуется именно общество-знание. И чтобы сдать экзамен по этой дисциплине на высокий балл, ребятам нужно учесть ошибки школьников прошлых лет и некоторые новые нюансы. О них мы побеседовали с председателем областной предметной комиссии по обществознанию Эдуардом Вольфсоном.

— Эдуард Николаевич, законы без конца меняются. Вряд ли дети могут уследить за всеми нововведениями. И что же – за такое незнание снижают оценки?
— Нет! В феврале в Москве прошло совещание, и там договорились: если выпускник отвечает не по новому закону, а по старому правильно, то ответ засчитывается. Нам важно не то, успел ли он закон посмотреть, а умеет ли он из закона выбрать что-то главное.
— Какие результаты обычно показывают наши ребята на экзамене?
— За последние восемь лет в среднем процента на два хуже, чем по России. Иногда по каким-то параметрам чуть лучше. Однако общий уровень подготовки примерно такой же, как везде. Дисциплина тяжелая: включает основы философии, психологии, политологии, права, экономики…
— Назовите, пожалуйста, наиболее распространенные ошибки в работах.
— Есть ошибки, которые я называю технологическими. Например, когда не дочитывают вопрос до конца. Доходят до первой запятой или точки и начинают отвечать, а вторую часть упускают. Совет в связи с этим: полностью читать вопрос. Часто в нем самом заключается половина ответа.
Бывает, школьники попадают в ловушки, отвечая на вопросы тестовых заданий. К примеру, не обращают внимания на частицу НЕ. Допустим, спрашивается: «…что НЕ включается», а ребенок рассказывает, наоборот, о том, что включается…
— Ну, это простая невнимательность. А встречаются ошибки, связанные с трудностью заданий?
— Непосильной для многих оказывается задача, где требуется составить развернутый план по данной теме из области права, экономики и прочего. Что такое развернутый план? Это основные вопросы и подпункты. При составлении плана важно показать, что понимаешь тему. Для этого необходимо соблюдать структуру. Часто этого нет: написал три пункта – первый, второй, третий, и всё. А план нужен развернутый. Примерно три, четыре, пять основных вопросов и подпункты.
Причем не требуется ответ, который можно назвать однозначно верным. Требуется логика, чтобы было видно, что есть понимание темы от первого до последнего пункта. Однако это задание – камень преткновения. Некоторые его вообще пропускают…
Непросто ребятам бывает справляться и с мини-сочинением. Дается на выбор, например, пять цитат на темы экономики, права, психологии, политологии, философии. Нужно выбрать одну цитату автора и раскрыть ее содержание. Выделить проблему, которую поднял автор. Развернуть с точки зрения аргументации, потом привести примеры для обоснования своей позиции. Из специальной, художественной литературы, из наблюдений и личного опыта. Правда, если использован только личный опыт – балл снижается.
Вот эти задания — сложносочиненный план и мини-сочинение – больше всего проблем вызывают. Но они и много «весят», то есть баллов за них можно получить много.
-А какие проблемы с мини-сочинением?
— Например, ребята нередко путают аргументы и примеры. Казалось бы, очевидная вещь: приводим аргументы, затем примеры, которые подтверждают эти аргументы. Но путаются: не приводя аргументов, дают примеры. А к чему они, непонятно.
Чтобы ответ был полностью оценен, требуется привести два аргумента и три примера. Если ты привел только один аргумент, то уже баллы снизят, если привел только примеры без аргументов – иногда бывает, что и ноль ставят. Если проблему не обозначил – то тоже ноль баллов получишь за сочинение.
— Если опоры на личный опыт недостаточно, какую литературу посоветуете использовать?
— Любую. Во многих произведениях есть и политические контексты, и нравственные. Пример: на занятии со школьниками меня порадовала девочка, которая читает «Сагу о богах» французского автора Бернара Вербера. Там представлена философско-религиозно-фантастическая концепция общества, вся история человечества в очень интересных образах.
Можно обратиться и к классическим произведениям русской литературы, советской. Самостоятельное переосмысление прочитанного, хороший язык приветствуются. Нужно помнить: нет единственного правильного ответа. Есть правильная логика, которой нужно следовать.
— А грамматические ошибки учитываются?
— Нет, не учитываются.
Татьяна ФОМИНА.

Другие статьи на эту тему

10 сентября

Сергей Цивилев отметил достижения кузбасских выпускников-стобалльников и призеров Всероссийской олимпиады школьников

Сегодня, 10 сентября, в администрации правительства Кузбасса состоялся торжественный прием выпускников, которые в этом году…

29 августа

В ЕГЭ для школьников будут вносить изменения

Глава Рособрнадзора Азор Музаве выступил на общероссийском родительском собрании, где рассказал об изменениях в едином…

Попробовали успех на вкус

В Кузбассе 87 выпускников школ, гимназий и лицеев сдали единый государственный экзамен на рекордные 100 баллов.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс