Дети и деньги
Предприимчивыми ли растут дети в семьях предпринимателей?
Этот вопрос особо заинтересовал нас после знакомства на прошлогоднем молодежном форуме «Ты — предприниматель!» с одним из гостей — бизнес-тренером Дмитрием Сухановым.
Дмитрий приехал в Кемерово из Красноярска – единственного, наверно, в России города, где руководителем программы «Ты — предприниматель!» (в Красноярске она называется флагманской) является предприниматель. И это – Дмитрий Суханов.
Но нас заинтересовал не столько опыт Суханова по организации и управлению молодежной образовательной программой «Ты — предприниматель!» (повторить его каждому нереально!), сколько его собственный отцовский опыт воспитания у сына финансовой грамотности.
Дмитрий признался, что в его арсенале есть даже небольшой мастер-класс «Дети и деньги». А вот, как он рассказал, с чего все началось:
«1 сентября после праздничной линейки забрали своего первоклашку и повезли отмечать в кафе, но по пути заехали в район Покровки (Красноярск) к одному из многочисленных старых деревянных бараков. У одного подъезда стояла старенькая прогнившая «Волга», у которой не было заднего левого колеса — на пенечке стояла.
Спрашиваю сына:
— Хочешь жить в таком доме, когда вырастешь?
— Нет! — отвечает сын.
— А хочешь ездить на таком автомобиле?
— Нет!
— А знаешь, кто живет в таких домах и ездит на таких автомобилях?
— Кто?
— Те, кто плохо учились в школе, и те, кто тратили все деньги, которые у них были!
И в этот день мы договорились с сыном о том, что в первых числах месяца даем ему на карманные расходы 500 руб. на месяц. Но при этом озвучиваем условие: если в конце месяца у него останется не менее 250 рублей, то мы добавляем ему еще 2000 рублей (но уже не на карманные расходы, а на будущие инвестиции).
За первые месяцы:
— сыну удалось сохранять по 250 рублей (один раз не смог, но об этом будет отдельная история);
— мы освободились от просьб купить что-то ненужное в магазинах. Отвечали — у тебя есть свой бюджет, вот и принимай решение сам. Как правило, он принимал правильное решение;
— а месяца через четыре сын подошел с предложением: «Папа пойдем в банк отнесем деньги!».
В последующем (уже во втором классе) мы отнесли деньги в банк…».
Какими были ваши первые карманные и заработанные деньги? А у ваших детей? – поинтересовалась «ОПОРА» у кузбасских предпринимателей.
Собственными уроками финансовой грамотности и размышлениями о том, равнозначны ли они урокам предприимчивости, с нашими читателями сегодня делятся:
Иван РОЩУПКИН, глава фермерского хозяйства, Ленинск-Кузнецкий район:
— Карманных денег у меня не было, давали на что-то конкретное, если надо и если родители считали, что это действительно нужно… Когда мне было лет десять, мы с сестрой за деньги копали картошку. За ведро нам платили сколько-то копеек, рубля три зарабатывали. Не вспомню, на что тратил, ну, какой-нибудь ножичек купишь или фонарик.
Когда стал постарше и захотел мотоцикл, мне дали бычка: откармливай, следи за ним, сдадим на мясо и купим мотоцикл. По стоимости получалось примерно одинаково, купили «Восход». Мне было четырнадцать.
Мои дети пока просят не деньги, а то «лего», то «чупа-чупс», то шоколадку. Младший совсем маленький. Средним по шесть лет, им ничего не даю. А старший (он второклассник) получает деньги за хорошую учебу. Если заканчивает четверть на одни пятерки, то получает сто рублей, за полугодие без четверок – тысячу. Штрафных санкций нет никаких, но он пока и не нарушает условий. У него есть такая жилка – он может поэкономить, придержать деньги.
На день рождения ему начали дарить деньги, он их копит. Плюс я ему в месяц даю пятьдесят рублей – это его личные карманные деньги, но мы оговорили, на что он их не должен тратить: на всякие конфетки и жвачки… Вижу, что и средние понимают, что есть смысл учиться хорошо…
Мое мнение: учить серьезно относиться к деньгам нужно было и в прежние времена, а сегодня это вообще очень важно. Деньги нужно зарабатывать своим трудом, сам заработал – истратишь осознанно. Шальные деньги этому не учат.
Сергей ЗАЛЬЦМАН, директор сети по ремонту одежды «Айболит», г. Кемерово:
— У меня в семье была поговорка: по одежке протягивай ножки. Но была и другая поговорка: если что-то очень хочется купить, надо занять да донять. То есть занять, а потом тупо рассчитываться, это тот же кредит.
В моем детстве по крупным покупкам все решали родители, прямого доступа к деньгам не было. Единственно, после девятого класса я работал почтальоном, за полтора месяца заработал взрослую зарплату и отдал ее родителям. Обиды не было: внес свой вклад в семью.
В моей семье если у меня есть деньги, то мне их не жалко, такая у меня политика. Но детям – младшим сейчас 10 и 12 лет – пытаюсь объяснить, что эта халява временная, что им исполнится восемнадцать – и до свидания. Говорю: родительская забота – выучить вас, а дальше – сами… Они хотят зарабатывать, у меня даже есть план, как это сделать. Это будет мелкая ручная работа по кожгалантерее, пусть недорогая, но 300-500 рублей в месяц они смогут зарабатывать. А пока есть договоренность, что у них должны быть мелкие карманные деньги, это 50 рублей в неделю, с которыми они должны учиться обращаться. Действуют по-разному: один копит, другой сразу тратит.
Валерий ЛАЗУТКИН, председатель СПК «Согласие», Промышленновский район:
— У нас семья была большая, и карманных денег вообще не было. А теперь мы сами покупаем детям то, что им требуется. И считаю, что платить деньги за учебу – это спекуляция, это развращает, я таким не занимаюсь. Доступность средств не мотивирует человека зарабатывать самому. Если ребенок получит пятерку – я его похвалю, и мы пойдем кататься на лыжах или играть в теннис, лишний раз поцелует мать. Но, например, младшая, она учится во втором классе, получает губернаторскую стипендию – тысячу рублей в четверть. Эти деньги она заработала, а не вытянула из кармана у родителей. Это правильное направление.
Александр СУХИНИН, основатель группы предприятий «Деревенский молочный завод», Промышленновский район:
— Раньше в магазинах была совдепия, курточку «Адидас», джинсы можно было купить только на базаре, родители такого мне не покупали. А хотелось на дискач, например, прийти прилично одетым. И в восьмом классе пошел чистить кирпичные ямы – по 25 рублей за каждую, очень хорошие деньги были. До того разгружали арбузы и виноград, собирали бутылки-«чебурашки» – это класса с четвертого, деньги нужны были на мороженое.
Свои дети всегда были в ежовых рукавицах, даже мои работники удивлялись, почему папа, например, не хочет содержать в достатке дочь, которая учится в Санкт-Петербурге. Но у меня позиция, что каждый в жизни должен развиваться по своему направлению, а при халяве такого развития не будет. Карманные деньги у них настолько малы, что, даже учась в институте, они работают. Они сами должны научиться решать свои проблемы, это принципиально. А всякое мытье посуды и уборка в доме – обязанность, а не возможность заработка.
Роман РОМАНЕНКО, генеральный директор ООО «Астронотус», г. Кемерово:
— Деньги в детстве были нужны всегда. Допустим, играем в футбол двор на двор на ящик мороженого – где взять? Погрузочно-разгрузочные работы у соседей; отец научил собирать дикоросы и торговать рыбками. Он работал в институте, ему даже претензии предъявляли, что торговать аквариумными рыбками несовместимо со званием преподавателя, так что торговали мы с братом.
У меня трое детей – двух, шести и девяти лет. Конечно, стараемся приучать их зарабатывать. У нас есть дачный участок, они там работают, морковку садят, полют ее, выкапывают – мы это поощряем определенной копейкой. Начинают нормально, потом, конечно, им это надоедает, приходится подгонять, но мы работаем рядом, делаем то же самое, они смотрят и учатся. Младшая осенью с нами копала картошку. Школьнику мы даем 50 рублей на два дня. Еще есть система: за каждую пятерку получает 50 рублей, но эти деньги не выдаются. Четыре пятерки – я считаю: у тебя в копилке 200 рублей. Получил тройку – минус 150 рублей. Он знает, сколько у него в копилке… Допустим, 2500. Зашли в магазин, говорю: «Давай, ты твоей сестре за твои деньги подарок купишь.» А подарок – 2000. Он говорит: «А почему?» — «Ты же в нашей семье живешь» — «Ну, давай!» У них же с сестрой любовь, дружба и взаимопонимание! Думаю, это мотивирует человека к определенной деятельности. Сначала – к учению, потом, думаю, и к предпринимательству. Мы предприниматели, и они, надеюсь, будут с нами рядом всегда…
Выспрашивал Игорь АЛЕХИН.