Соцсети:

Тандем поликлиники и «скорой»

12 февраля 2013 | Валентина Акимова

 

 скорая-помощь

С этого года «скорая помощь» Кузбасса официально перешла на новый формат обслуживания населения: все вызовы, не связанные с прямой угрозой жизни и здоровью людей, она стала передавать в поликлиники. Насколько гладко идет процесс?

Новость не для всех
Напомним: цель нововведения состояла в том, чтобы, с одной стороны, разгрузить службу «03» от непрофильных вызовов и повысить доступность экстренной медицинской помощи для тех, кто находится между жизнью и смертью. А с другой, усилить профилактическую работу в самих поликлиниках. Для этого здесь предполагалось создать специализированные кабинеты и отделения неотложной помощи. Закрепленные за ними бригады в составе врача (фельдшера) и медсестры должны были взять на себя надомное обслуживание неэкстренных вызовов, переданных диспетчерами «скорой».
По словам главного специалиста департамента здравоохранения по амбулаторно-поликлинической помощи Михаила Малина, сегодня подобные пункты действуют во всех 34 административных территориях области.
Для ряда городов и районов новые взаимоотношения «скорой» и поликлиник вообще не стали новостью. В Тисульской райбольнице, например, кабинет экстренной врачебной помощи, взявший на себя обслуживание неотложных вызовов на дому, был открыт еще в феврале 2011 года. В ноябре того же года аналогичный кабинет появился во взрослой поликлинике центральной горбольницы Междуреченска. А в 2012-м в шахтерском городе действовало уже 4 «выездных» кабинета: два во взрослой и два в детской лечебной сети. Правда, выезжали они не по наводке «скорой», а по обращениям самих граждан.
– Регистраторы всех амбулаторно-поликлинических учреждений города сами сортировали вызовы, поступающие сюда в обычном режиме, на неотложные и прочие, – поясняет зам. главного врача центральной горбольницы Междуреченска Галина Морозова. – Прочие поликлиника могла обслужить в течение дня, неотложные – максимум за два часа. В целом за год набралось более 9 тысяч неотложных вызовов. Сейчас «скорая помощь» начала передавать в поликлиники еще и свою «неотложку». А поскольку дозвониться в регистратуру по городскому телефону непросто, больница организует между всеми звеньями этой цепочки (диспетчер «03», работники регистратуры, выездные бригады) мобильную связь. Служебные телефоны для этой цели уже закуплены…

Поспешай медленно
Кемеровская станция скорой помощи стала отдавать поликлиникам непрофильные вызовы с 18 декабря 2012 года. Рассказывает главврач станции Евгений Аверьянов:
– В основном поликлиники областного центра работают до 19 часов. Однако мы пока что передаем вызовы в щадящем режиме: с 8.00 до 14.00. За отчетный период передали порядка 11% вызовов к взрослому населению, хотя в целом, по нашим данным, доля неотложных звонков на «скорую» может достигать 25%. Вызовы к детям дифференцируем еще тщательнее. Пациентов до трех лет обслуживаем сами, поликлиникам передаем более старших и лишь тогда, когда уверены, что осложнений не будет. С декабря таких вызовов набралось чуть более двух процентов. Но форсировать процесс, я считаю, ни к чему. Нужно время, чтобы и наши диспетчеры, и специалисты неотложных кабинетов разобрались во всех нюансах, чтобы случайно не навредить больному…
В Тяжинском районе «скорая» за январь передала в кабинет неотложной помощи центральной районной поликлиники 24 вызова – менее 3% от числа поступивших.
– Когда проанализируем итоги месяца в деталях, поймем, в каких случаях и почему работники скорой помощи перестраховались, – комментирует главврач Тяжинской ЦРБ Сергей Кошкин. – И будем проводить учебу с диспетчерами. Они и сейчас опрашивают абонентов «03» по специально разработанному алгоритму. Но по-человечески понять их можно: заочно оценить состояние больного и взять на себя ответственность за переадресацию вызова непросто. Ведь от райцентра до самых удаленных поселков порядка 45 км. Зимой и за час не всегда доедешь…

Человеческий фактор
Пресловутый «человеческий фактор» выражается не только в чрезмерной осторожности диспетчеров «03». Другое его проявление – капризы некоторых пациентов, настаивающих на визите «скорой». Таких, к счастью, немного. Не получив обнадеживающего ответа в первый раз, эти люди перезванивают, меняя причину вызова (сначала – «на температуру», потом – на «плохо с сердцем» и т.д.). В таких случаях «скорая» предпочитает перестраховаться. Но выигрывают ли от этого сами больные?
В Кемерове, например, система передачи информации о вызовах на «скорую» в поликлиники прикрепления граждан была введена много лет назад. Предполагалось, что, получив подобный сигнал, поликлиника обязательно направит врача к «своему» пациенту. В действительности статистика так называемых активных посещений скромнее. Сами больные, которым после визита «скорой» на время становилось легче, тоже не всегда спешили к врачам. А большинство проблем со здоровьем требует не однократного вмешательства, а курсовой терапии. В итоге у человека развивались серьезные осложнения.
– При нынешней системе такие пациенты обязательно попадут в поле зрения поликлиники. И поликлиника будет контролировать весь ход их лечения, – считает главврач кемеровской «скорой» Евгений Аверьянов.

От перестановки кадров многое меняется
За сутки кемеровская станция уже сейчас передает в поликлиники по 13-15 вызовов. Это средняя нагрузка общепрофильной линейной бригады. Образно говоря, город как бы получил дополнительный экипаж «скорой», который выезжает исключительно на экстренные вызовы: на инфаркты и инсульты, на пожары и ДТП…
В Новокузнецке, где дефицит кадров «скорой помощи» острее, чем в областном центре, перераспределение потоков может вызвать еще более заметный эффект.
– По муниципальному заказу у нас должно работать 42 бригады «скорой помощи», а фактически на линию выходит 35-37, – уточняет зам. главного врача Новокузнецкой станции скорой помощи Александр Барай. – Время доезда на вызовы из-за этого увеличивается, население недовольно. Снимая с нас часть нагрузки, поликлиники тем самым повышают доступность экстренной медицинской помощи для горожан…
Но поликлиники и сами страдают от недостатка врачей. В целом по Кузбассу укомплектованность участковыми терапевтами составляет сегодня 62% – и это с теми, кто находится в декретном отпуске. Руководители ЛПУ выходят из положения, составляя для терапевтов скользящие графики дежурств в кабинетах неотложной помощи и принимая их сюда в качестве совместителей. Но что будет, когда большинство этих специалистов предпенсионного и пенсионного возраста выйдет на заслуженный отдых?..
Будет катастрофа. Если только кузбассовцы к тому времени не поймут: здоровый образ жизни – не мода, а жизненная необходимость.
Валентина АКИМОВА.

Справка

Состояния, которые диспетчер «скорой помощи» должен квалифицировать как неотложные и передать в поликлинику:
головная боль; повышение артериального давления; все проблемы онкологических пациентов; боли в пояснице и шее; боль в глазу и ухе; сыпь без температуры, поноса, рвоты и судорог; температура без сыпи, рвоты, судорог, нарушения сознания.  

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс