Спасти Берчикуль
На Берчикуле – замор. По толстенному льду, сковавшему озеро, то тут, то там движутся фигурки людей, волокут санки с мешками. И без лишних вопросов понятно, что мешки набиты рыбой. Специалисты рыбнадзорных организаций поясняют: «Во время замора можно вылавливать рыбу всеми разрешенными снастями и даже руками».
Без света и кислорода
Рыба задыхается под толщей льда без кислорода. В этом году толщина ледника – 50-70 см. По этому водоему на танке можно ехать. Если не спасти рыбу в озере, есть опасность, что оно само умрет.
Марианн Колосов, ихтиолог, ведущий специалист Кемеровского филиала ФГУ «Верхнеобьрыбвод», измеряет концентрацию кислорода в воде через пробитую лунку:
— Вот смотрите: на поверхности концентрация — 3,6 млг на литр, внизу – 2,6. Это очень мало. Нормальная концентрация кислорода летом, в средних условиях, 8-9 млг на литр. При 3,6, кроме карася, практически вся рыба себя плохо чувствует. Меньше 3 – это уже гибель. Сейчас основная рыба уже угнетенная, и можем констатировать, что при такой концентрации начинается гибель рыбы.
Замор — это явление природное, гибель рыбы на водном объекте, и оно может быть и летом, и зимой. Для наших краев, конечно, характерны зимние заморы при высокой толщине снежного покрова. Происходят они в основном в озерах, «богатых» иловыми отложениями и обилием растительности летом. В зимний период растительность начинает гнить, особенно при недостатке света и толщины снежного покрова. Отгнивая, она не продуцирует, а сама забирает кислород. И выделяются сопутствующие продукты – метан, сероводород, который вызывает отравления рыбы и её последующую гибель. Погибшая рыба опять осаждается на дно, продолжает гнить и потребляет ещё больше кислорода, его уровень ещё больше падает. В результате, если водоем не очень крупный, рыба может погибнуть полностью. Если не очень крупный – частично. Берикуль – заморопасный водоем. Хотя, слава богу, заморы здесь происходят не каждый год.
— В этом году ситуация произошла нехарактерная, — поясняет Марина Коробченко, старший государственный инспектор департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области. — Обычно замор происходит в конце февраля-начале марта, а сейчас раньше. У нас есть специальные службы, которые обследуют водоемы, делают замеры кислорода. Если действительно его падение зафиксировано, начинаются специальные работы с целью предотвращения массовой гибели рыб. Сейчас мы совместно с некоммерческим фондом дикой природы Кузбасса и инспекторами рыбоохраны проводим такие мероприятия, как бурение лунок, через которые вода насыщается воздухом.
Почему замор наступил так рано в этом году?
— Лето было теплое, — предполагает Юрий Подгол, государственный инспектор Кемеровского отдела Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, — и сейчас водоросли необычайно активно заполоняют озеро. Со стороны городка никогда не было такого, чтобы так заросло травой. Из-за водорослей солнечный свет плохо проникает в озеро. И плюс ещё толщина льда, и снежные заносы… Когда мы бурили — такой запах серо-водорода из лунок шел….
Ключи как символ жизни
Бурят лед на определенном участке Берчикуля. Там, где в озеро впадает три ручья, и в их устье сейчас сбивается вся рыба. Образуются маленькие промоины, рыба сбивается около них в стада и начинает циркулировать около этих промоин, сама размывает себе полынью. Практически вся рыба из озера сходится сюда «подышать» у полыньи, которая насыщена кислородом.
Здесь же у промоин целое рыбье кладбище. Мертвые рыбешки, вмерзшие в лед, вокруг живой воды смотрят в небо застывшим глазом, тут же трепыхаются ещё живые. В полынье мелькают юркие мальки, вверх брюшками качаются те, что уже погибли. Какие-то мальки выбрасываются на берег от жажды кислорода, сильные у живительного окна в мир отталкивают тех, что послабее. Философская картина: жизнь во всех её проявлениях.
Тут же жители окружающих поселений просто совками из полыньи черпают увлеченную своими делами рыбешку.
— Рыбка-то мелкая… Кошке? – спрашиваем мы пожилого человека, высыпающего из совка в мешок живой груз.
— И кошке, и себе. Котлеты получаются хорошие, — отвечает мужчина.
Вот здесь, между ключами, и рубят «живые окна» специалисты. На этой неделе пробурено квадратом 400 лунок, на расстоянии 10 метров лунка от лунки. На Берчикуле замор начинается именно на этом участке. Так как здесь — мелководная заиленная зона с большим количеством растительности. Постепенно замор распространяется по всему озеру. Практически до водохранилища. Там уже речка впадает в озеро, поэтому содержание кислорода достаточно большое. Но в зимний период водохранилище с Берчикулем не соединяется, потому что перемычка, их образующая, промерзает до дна. Основная акватория озера изолирована от реки, обмена нет…
— Здесь заморы, слава Богу, бывают не каждый год, — объясняет Марианн Колосов. — Самый крупный был в 1992 году. И следующий сразу в 93-м. Тогда фактически вся рыба погибла, кроме карася, такие были заморы два года подряд. Озеро Берчикуль крупное, водные ресурсы значительные, и отдыхать сюда много людей ездит. А если рыба погибнет, озеро потеряет свою ценность и популярность. Можно сказать, что озеро умрет. И чтобы предотвратить это, нужно проводить здесь специальные работы. Когда здесь был рыбхоз (до 2004 года), эта обязанность была возложена на него. Здесь вели промысел, сверлили регулярно лунки, протаскивали невод, перемешивая слои воды. А как только перестали здесь осуществлять промысел, сразу начались заморы: 2006, 2007, 2008, 2009 годы они шли подряд. Наша организация ФГУ «Верхнеобьрыбвод» инспектирует озеро, так как Берчикуль включен в программу постоянного мониторинга и контроля. Проверяем температуру, содержание кислорода, и в случае возникновения предзаморной ситуации информируем соответствующие службы – администрацию области, Верхнеобское территориальное управление, на которое возложены функции государственного контроля и надзора, и свои конторы в Новосибирске. И уже коллективно принимаются меры с целью предотвращения этих заморных явлений: рубка прорубей, сверление лунок, опускание соломы или камыша в пробуренные майны. Хорошо бы ещё расчистить лед от снежных заносов, чтобы свет хоть мало-мальски проникал, снизить степень отмирания растительности – тогда при поступлении солнечного света часть растений, которые не отмерли сами по себе, будут продуцировать кислород.
Евгения РАЙНЕШ.
Фото Федора Баранова
Тисульский район.