Актуальное

Танец на грани чуда

21 ноября 2012 | Газета «Кузбасс»

 

В Кемеровском государственном университете культуры и искусств состоялся международный фестиваль «Неделя танца». В его рамках прошло немало интересных мероприятий, но большинству участников особенно запомнился гала-концерт конкурса балетмейстеров «Ступени», где в одном из номеров выступила специальный гость фестиваля, балерина с мировым именем Адрия ФЕРРАЛИ.

А днем ранее лауреат престижнейшей премии Нижинского за 2003 год провела в Кемерове мастер-класс по технике своего учителя, выдающегося американского хореографа Марты Грэм. На занятии Адрия показывала все новые и новые балетные связки, отрабатывая каждое движение и при этом приговаривая, что дает «самые простые истины». По лицам занимавшихся танцоров было видно, что даже такая «простота от Адрии» требует затраты немалых  сил. Да и сама госпожа Феррали после мастер-класса выглядела уставшей. Однако всего одна чашка горячего чая чудесным образом преобразила гостью, и вместо заранее оговоренных десяти минут мы общались почти час.

 

— Адрия, вы выбрали балет сами или таково было желание ваших родителей?

— Это был мой выбор. Но родители не совсем его одобряли. Я жила во Флоренции и с детства занималась танцами, но когда встал вопрос о получении высшего образования, пришлось поступать во флорентийский университет литературы и философии: учить греческий с латынью. Танец все время оставался на заднем плане, хотя я постоянно думала о нем. Однако мой отец не собирался платить за курсы. Удача мне улыбнулась в 1987 году, когда во Флоренцию приехала Юрико Кикуши, ведущая балетмейстер нью-йоркской школы Марты Грэм. После ее мастер-классов в городском театре, в которых я участвовала, она предложила мне поехать с ней в США. Я поначалу отказывалась, но когда Юрико сообщила, что образование будет бесплатным, положительный ответ был очевиден. И хотя в Нью-Йорке первое время было очень сложно (мне приходилось работать по ночам, потому что день уходил на учебу), я всегда была благодарна Юрико за то, что она дала мне такой невероятный шанс. Помню, как она сказала, что у меня есть талант и сердце, и это сделает меня великой балериной…

— В основе техники Марты Грэм, по ее собственному признанию, лежат два основных элемента: дисциплина и концентрация. А что лежит в основе вашей техники?

— Дисциплина и концентрация – это фундамент для всего, что есть в балете, танце и вообще в жизни. Без этого вы не сможете стать, к примеру, хорошим солдатом. Что же до моей собственной техники, то у меня ее нет. Я использую технику Марты Грэм. Суть ее в том, что тело – это дом души. Мы тренируем наше тело, чтобы душа могла говорить через него — как в общем, так и посредством отдельных частей.

— Как балетмейстер вы самостоятельно работали в Берлине, Гетеборге и Копенгагене. Какой из этих периодов был самым важным в плане опыта?

— Каждый по-своему ценен. В Германии я начала преподавать на серьезном уровне. И с позиций новичка, подмастерья, смогла стать более продвинутым учителем. Швеция дала мне мощное развитие. Я работала в различных направлениях танца и балета, формировала новые программы и курсы, организовывала шоу и выступления. Это были чудесные семь лет. В Дании же мне удалось поработать с Королевским балетом, где я встретила признанных мастеров своего дела, настоящих звезд. Время в Копенгагене было подлинным торжеством хореографии. Достойным венцом стало наше выступление в Центре Кеннеди в Вашингтоне в 2003 году. Помню, как я была очарована своими звездными учениками, которые танцевали на грани чуда.

— Какой стиль балета — классический, нео-классику или современный — вы предпочитаете смотреть как зритель?

— Мне в принципе интересно любое направление танца или балета, если это только не «пляски во время чумы». Танец должен не только иметь смысл, но еще и разговаривать с аудиторией. Оставлять свои следы и неизгладимые эмоции в душе каждого человека.

— Что вы можете сказать про современный итальянский стиль балета?

— Мне сложно говорить, что конкретно происходит сейчас на Апеннинах. Мир глобализировался, и то, что недавно танцевали, к примеру, в Польше, внезапно получает продолжение в Лондоне. В танце появилось много разных тенденций, одни имеют развитие, другие – затихают. Единственное, в каком контексте я могу упомянуть Италию, так это то, что у нас возможностей для развития балета значительно меньше, чем в Голландии, Великобритании, странах Северной Европы. Там сосредоточено много ресурсов и идей, касающихся хореографии. Про Россию я не говорю – здесь особая тема.

— Но вам нравится русский классический балет? Например, «Лебединое озеро»…

— Я люблю ваш балет. Что до «Лебединого озера», то я видела его в постановке Кировского балета. Это были очень странные ощущения, словно я вернулась в детство. Когда я была маленькой, то иногда заходила в комнату, где стояли два зеркала. Садилась напротив них и видела бесчисленное множество маленьких Адрий… И вот я на «Лебедином озере», и что же вы думаете? Ваши «лебеди» — словно зеркальные отражения, такое сходство у них друг с другом. Это было настолько прекрасно, как они танцевали, что у меня не хватает слов.

— Раз речь зашла о магии русского балета… Вы мечтали когда-нибудь станцевать с нашими звездами? Быть занятой в одной постановке, скажем, с Михаилом Барышниковым?

— Да, конечно. Каждый балетмейстер об этом мечтает. И мне посчастливилось работать с Михаилом на одной площадке. В девяностых он делал совместную постановку с балетом Марты Грэм. И в этом шоу в одном сегменте участвовала и я, там танцевали одни девушки. Мы были очарованы, что он приходил вместе с нами на сцену, смотрел, как мы готовились, подбадривал нас и награждал аплодисментами. А затем уже мы наблюдали, как Михаил готовится. Такое чудо продолжалось несколько вечеров.

А мой учитель Юрико Кикуши танцевала непосредственно с Михаилом в другой постановке. Она рассказывала, что у него было красивейшее кимоно для балета. И ей хотелось такое же. И вот однажды Барышников пришел на репетицию с коробкой. И там оказалось точно такое же кимоно – Михаил купил его в подарок Юрико!

— Адрия, чего бы вы еще хотели добиться в жизни?

— Хорошо иметь цели и промежуточные этапы, если вы молоды. Ну, например, желание добиться власти, денег, некоего успеха. Это все необходимо для тех, кто младше меня. А я просто стою, слушаю звучание жизни и позволяю времени бежать, как ему хочется. Мне важно аккумулировать человеческое тепло и доброту вокруг себя. Постоянно узнавать что-то новое, делать шаги к знаниям, развивать мои танцевальные идеи. Которые смогут принести окружающим людям необходимые чувства и эмоции, чтобы жить дальше.

Беседовал Сергей СПИЦЫН.

Фото Кирилла Кухмаря.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс