Вероника, включайся!
— Здравствуй, Вероничка! Ты готова? Вот и хорошо, — улыбается с монитора компьютера Оксана Кожухова. Оксана Николаевна – учительница вот этой милой девочки, похожей на сказочную Дюймовочку. Через несколько дней Веронике исполняется 11 лет, а ее можно принять за семилетнюю первоклассницу. Но Вероника учится в третьем классе. Да, она отстает от своих сверстников. Ведь Вероника – ребенок с ограниченными физическими возможностями.
Родилась с весом… один килограмм. Кроху спасли, выходили. На радость маме, бабушке и дедушке. Они делают все, чтобы Вероника была счастливой и умненькой. В этом помогает и школа №14, где она учится. Но если раньше учительница приходила к ней только домой, то теперь уроки проводятся еще и дистанционно, с помощью интернета. Именно четырнадцатой школе доверили в Полысаеве реализацию федеральной программы «Доступная среда».
I.
Эту школу выбрали для дистанционного обучения детей-инвалидов всего города еще весной.
— Мы с радостью восприняли тогда эту новость, — говорит директор школы Наталья Ивановна Андреева. – Потому что уже представляли, что значит «Доступная среда» для ребят, замкнутых в четырех стенах своей комнаты, как в клетке. Хотя надо признать, что в последнее время отношение здоровых ребят к особенным изменилось. И в лучшую сторону. На них уже никто не показывает пальцем, не оглядывается и уж тем более не посмеивается. Напротив, если надо, протянут руку, подставят плечо, заступятся.
…В этом году на 1 сентября старший брат привел в школу своего братишку-первоклассника. Мы, педагоги, конечно знали, что Сашенька инвалид. Но, честное слово, он в те минуты был равным среди всех. Улыбался, когда сидел на братишкиных руках. И другие первоклашки уютно чувствовали себя на руках старшеклассников. Так у нас по праздничному сценарию было задумано. А теперь Саша тоже обучается дистанционно. Но это не значит, что он больше не придет в школу до сентября следующего года. Сейчас мы оборудуем специальные рабочие места для ребят, которые обучаются дистанционно. И тогда они смогут чаще бывать в школе. Она действительно станет безбарьерной. Коляски, которые сейчас получаем, многофункциональны. Здесь даже столики есть. А при желании ребята смогут проехать или пройти (кто захочет) в школьную столовую. В общем, никакой изоляции. Школьные радости, школьные праздники на всех одни…
…Понятно, что получить и установить оборудование в школе и дома у ребят – это лишь одна часть доброго дела в «Доступной среде». Но ведь и педагоги должны были научиться учить не у классной доски, пусть самой современной, интерактивной, а у компьютера. С веб-камерой. Потому-то и сами садились за парты. Прошли спецкурс и семинары в областном дистанционном центре.
Курирует дистанционный процесс заместитель директора Татьяна Николаевна Шаманова. А вообще-то никто в школе не остался безучастным к этой программе. Особенные дети стали здесь, если так можно выразиться, привилегированными.
Сейчас мы побываем на уроке учителя Ольги Сергеевны Зуевой и восьмиклассника Никиты.
— Никита, добрый день! Ты готов выйти на связь? Хорошо, включайся… Я вижу тебя, Никита. Хэлло!
— Хэлло! — отвечает Никита.
А я, извинившись по-русски, на несколько минут прерываю урок английского. Для экспресс-интервью с четырнадцатилетним пареньком.
— Ты любишь компьютер? – спрашиваю первым делом.
— А кто же его сейчас не любит?
— Значит, и дистанционное обучение тебе нравится?
— Я больше люблю, когда в школе, в кабинете. То есть вместе со всеми…
…Оказывается, Никита и сам бывает в школе. Но опять же сам выбрал и дистанционное обучение английскому. Почему именно по этому предмету? Нам он так и не сказал. Да мы и не настаивали. Переходный возраст, он у ребенка с ограниченными возможностями тоже сложный. Все как у всех.
— А делают тебе учителя поблажку? – еще вопрос Никите.
— Думаю, что нет. И это правильно. Чем я лучше или хуже других? Комментарии, как говорится, излишни. Но даже на этом уроке мы поняли, что все равно у Ольги Сергеевны подход к Никите, да и требования тоже, иные. Тут не жалость, нет, но иные. Тут уже особенность педагогического таланта.
II.
Третьеклассница Вероника, в отличие от Никиты, оказалась более открытой. А может, мы просто лучшее ее узнали. С пареньком-то мы общались только по монитору, а к Веронике напросились домой.
Дверь нам открыла бабушка девочки – Наталья Николаевна. Чаще всего именно она рядом с внучкой. Мама Вероники работает.
Конечно, прежде чем оборудовать дома учебное место девочки, потребовалось согласие ее родных. И они сразу дали «добро». Как и другие родители детей-инвалидов, первых «ласточек» дистанционного обучения.
— Спасибо школе, спасибо Оксане Николаевне и вообще спасибо всем, кто эту программу придумал, — говорит взволнованная нашим неожиданным визитом Наталья Николаевна.
И хотя гостей не ждали, все выглядит уютно, чисто. И сама девочка нарядна.
— Урок есть урок. Надо быть к нему готовым и собранным. Все как у всех. Правда, Вероника? – улыбается моложавая бабушка.
Девочка улыбается тоже, кивая.
Но вот на экране появляется Оксана Николаевна. И – чудо! Вероника сама идет (держась за руку бабушки) к компьютеру. Как ребятишки в школе, услышавшие звонок, спешат в класс, так и она сейчас. А ведь около входной двери стоит инвалидная коляска… Наверное, обрадованная девочка просто забыла о ней. И мы «забываем» тоже, с удовольствием включаясь в процесс урока русского языка.
— Сегодня мы будем писать с тобой вкусные слова. Давай-ка позовем первое слово: «Малина, малина, малина!» Где здесь ударение? Правильно, умница!
Если бы мы стали считать, сколько раз Оксана Николаевна похвалила Веронику, сбились бы со счета.
Я еще в директорском кабинете от Натальи Ивановны слышала, что детей надо и больше любить, и больше хвалить. Такое правило в этой школе.
Кстати, не боится директор школы перехвалить и своих учителей. Не без гордости сообщает, что Оксана Николаевна – «Самый классный классный» в городе. В чем мы тоже убедились.
Но помимо дистанционных уроков, и Оксана Николаевна, и другие педагоги ведут еще уроки на дому у этих ребят. Новые технические возможности — это хорошо, но и более близкое общение не помешает.
В общем, вся программа обучения не нагоняется, а идет по плану и по расписанию. Тот же компьютер фиксирует выход в сеть обоих участников образовательного процесса. Никакой халтуры, никаких пропусков (не считая, конечно, уважительных причин) не допускается. Так что к дисциплине надомники тоже приучаются. И к ответственности…
…А в школе продолжаются приятные заботы о детях-инвалидах. Для них будет открыта сенсорная комната. Как в санаториях или центрах реабилитации. В разноцветном оздоравливающем бассейне ребятишки будут себя чувствовать раскрепощенно. Много еще дорогого оборудования есть в сенсорных комнатах. С ее открытием появится возможность бывать здесь детям, которые в силу своих физических возможностей не могут обучаться по интернету дистанционно. Но уж поверьте, и они не остались забытыми благодаря программе «Доступная среда».
Наша маленькая знакомая Вероничка живет в доме, где есть просторный лифт, пандусы. Спустить коляску просто. Все это позволяет ей гулять после уроков во дворе. Доброй погоды и добрых прогулок на осенних каникулах пожелала ей Оксана Николаевна.
А в это время в школе появляются коляски, имеющие свои, переносные пандусы. Вот до чего дошел прогресс! Да и общество не стоит на месте, прогрессирует, развивается. Многие становятся заботливее к детям-инвалидам. Жаль вот только, что живут они зачастую не в полных семьях. Отцы не выдерживают нагрузки со своими особенными детьми. Тянет их непосильным грузом своя ноша. А вот в четырнадцатой школе Полысаева свою миссию несут достойно, ненатужливо и даже с искренним удовольствием.
И радость Вероники от того, что она опять включилась и вышла на связь, здесь на всех одна.
Галина БАБАНАКОВА.
Фото Александра Зиновьева.
г. Полысаево.