Без подруги,но со сметаной
Премьерой спектакля «Дачная история» Кемеровский областной театр кукол им.А.Гайдара открыл свой 71-й сезон.
Премьера, данная на открытии, – это всегда праздник. К этому спектаклю – особое отношение и особое (придирчивое!) внимание.
В основу спектакля, поставленного главным режиссером театра Дмитрием Вихрецким, положена известная пьеса Михаила Супонина «Как лиса медведя обманывала». Несмотря на простоту сюжета, ее любят кукольники и ставят часто и в разных интерпретациях. Понятно почему. Сама интрига пьесы дает обильную пищу для трактовок. В сущности, перед нами – нескончаемая история нескончаемых отношений. Между добродушным увальнем Медведем и проказливой красоткой Лисой.
Помнится спектакль «Соседи», поставленный по этой же пьесе Абаканским театром кукол и показанный у нас в Кемерове на первом фестивале детских театров «Сибирский кот» (потом этот спектакль получил «Золотую маску»). Там Лиса и Медведь разыгрывали историю несложившегося романа. Она все пыталась как-то заинтересовать его собой, придумывала поводы наведаться в гости, вступить если не в «добрососедские», то хоть в какие угодно, пусть даже конфликтные отношения. А он искренне не понимал, чего она от него добивается, отчего так «немотивированно» бесится, и то велся на нелепые уловки, то всерьез сердился… Короче, вечная басенная история вроде «Лисы и журавля». Двое вроде и пытаются задружиться, но не могут, ибо по природе своей говорят и чувствуют на разных языках. Это было смешно, трогательно и очень поучительно.
Если продолжать аналогию с баснями, то Дмитрий Вихрецкий поставил скорее историю про стрекозу и муравья. Лиса в его спектакле (Ирина Дементьева) – это ленивая и жадная на плоды чужих трудов «попрыгунья». А Медведь (Игорь Сорвилов) – туповатый и исполнительный куркуль. Как ни крути – оба персонажа не слишком обаятельны.
Многое, правда, искупает юная прелесть исполнителей и красивое оформление спектакля (куклы и сценография Елены Наполовой).
Оба артиста – новое приобретение театра, оба только что окончили актерский курс Дмитрия Вихрецкого в Кемеровском университете культуры и искусств. Обоих мы видели в весьма заметных ролях в симпатичном пантомимическом спектакле «Любовь. Не только танцы».
Здесь и Ирина Дементьева, и Игорь Сорвилов, в общем-то, эксплуатируют те же найденные ими сценические образы. Он – брутальный, крупный, недалекий и очень простодушный, Она – игривая не без стервозинки, поминутно готовая на всякие пакости. Но не от низменной жадности – скорее от нереализованного креатива. Однако вот эту-то лисью черту и не удалось явственно проявить в спектакле! В результате перед нами – просто дурная тетка, которая вредничает, непонятно почему. Сосед ей добром предлагает: угостись! Но и от рыбки, и от малины, и от блинов она высокомерно отказывается. Чтобы тут же потихоньку их выкрасть.
Упрощение пьесы в «просто детский» спектакль про «трудолюбивого медведя» и «хитрую воровку-лису» обедняет и детское восприятие. Зал то и дело восторженно вопит медведю, обнаружившему очередную пропажу: «Лиса украла! Прячь все!». Но постановщики даже не задумываются, что тем самым прививают детям не лучшие черты: наушничание, готовность встать на сторону сильного, а не слабого, нежелание разбираться в тонкостях мотивировок…
При всем этом наблюдать за телодвижениями громоздкого служаки-отставника Медведя и за женственными трепетаниями Лисы порой довольно любопытно. Тем более что авторы спектакля с удовольствием погружают зрителей в атмосферу только что отзвеневшего лета – с его пышными красками, изобилием даров природы, дачными радостями. Это подчеркивается симпатичной сценографией: уютные шезлонги и столики, фрагменты усадебных оградок, газоны, кусты, ягодники, решетки, увитые плющом. Все – изобильно, красочно, по-дачному пестро.
Очень правильно, что для воплощения сказки на сцене режиссер избрал технику планшетных кукол: при этом мы видим мимику и движения актеров-исполнителей. И это взаимодействие куклы и кукловода – порой синхронное, порой – нарочно вступающее в противоречие (словно артист ведет диалог со своим персонажем) наполняет спектакль (откровенно говоря, довольно плоский) неким дополнительным объемом.
Финал спектакля – Лису прогнали, украденную сметану вернули хозяину – оставляет тем не менее грустное впечатление. Ну, остался ты при своих запасах, однако один, как перст, без всякого общения. И что – счастлив?
Ольга ШТРАУС.