Соцсети:

Небесные покровители-2

26 августа 2011 | Газета «Кузбасс»

Продолжим рассказ о святых – покровителях горняков. Следующие наши герои считаются патронами кузнецов, но ремесла кузнеца и рудокопа в Древней Руси не различались. Святые Косма и Дамиан – братья-близнецы, которые занимались врачеванием и были казнены за веру в Сирии при императоре Диоклетиане. У католиков их главное предназначение – защищать от болезней, особенно от чумы. Рассказывают, что одному своему пациенту они ампутировали больную ногу и прирастили ногу мавра; на картине Фра Анжелико (Флоренция, музей Сан-Марко) исцеленный обнаруживает, что ноги у него разного цвета.

На нашей почве Кузьма и Демьян стали кузнецами, не утратив при этом своих лекарских повадок: кузнецы нередко бывали и знахарями. «Как языческий Велес превратился в христианского Власия, как Перун превратился в Илью-громовика, так и кузнец Сварог превратился в христианских святых Кузьму и Демьяна, — пишет академик Рыбаков. — Близкое созвучие слов Козьма, Кузьма со словами «кознь», «кузнец» обеспечило быструю замену древнего названия новым. Кузнецов обычно было двое – мастер и подручный, созвучных христианских святых оказалось тоже двое – Кузьма и Демьян. Иногда появляется один божественный кузнец – Кузьмодемьян».

Ко дню памяти Космы и Дамиана 1(14) ноября кузнецы выполняли работы по обету, а вырученные деньги раздавали нищим либо покупали на них свечи, которые ставили к иконе своих покровителей. Сам этот день у кузнецов считался праздничным, на Кузьму-Демьяна они никогда не работали. Кузьминки связывались с наступлением зимы и ледоставом («Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет»). Известны поверья, в которых Кузьма и Демьян выковывают на небе звезды. Кроме того, с Кузьминок начинался период свадеб. Святые Косьма и Дамиан почитались как покровители браков («Кузьма-Демьян – свадебный кузнец»): они фигурируют в свадебных песнях как божества, от которых зависит прочность брачных уз. Известны и эротические игры с участием кузнецов; выражение «подковать девку» означало соблазнить ее.

В исламе святых, покровительствующих отдельным ремеслам, выделять не принято. Но и горняки-мусульмане в своей священной истории могут отыскать героев, имеющих касательство к земным недрам. Например, библейский царь Давид в своем мусульманском обличье оказался покровителем плавки металлов и горного дела. Мусульмане считают Дауда пророком; Коран называет его наместником Аллаха, приписывает ему изобретение кольчуги и утверждает, что металл в его руках обретал мягкость.

Александр Македонский известен арабам как Зу-л-Карнайн («Двурогий», рога здесь трактуются как символ могущества над Востоком и Западом, наподобие двойной короны). По легенде, он победил и заточил в горе страшный народ карликов, гогов и магогов, опустошавших мир (у мусульман они именуются яджудж и маджудж). Этот подвиг, несомненно, имеет касательство к горному делу. Кроме того, этот владыка мира интересовался горючими качествами нефти, летал на повозке, запряженной грифами, и добывал с их помощью алмазы из неприступной долины в Индии.

Семеро молодых христиан, гонимых императором Децием, укрылись однажды в пещере близ Эфеса, уснули и проспали 200 лет. Согласно христианскому варианту предания, проснулись они лишь при благочестивом императоре Феодосии и вскоре умерли. Легенда эта упоминается и в Коране, в суре «Пещера», которая ставит верность этих молодых людей своему Господу в пример новообращенным; в этом варианте сон семи отроков длится 309 лет, а проснувшись, они обретают вечную молодость. С этой сурою связана также легенда о Хадире, или Зеленом, – популярном мусульманском святом. Изложение ее слишком далеко завело бы нас в глубины исламской мистики; упомянем лишь, что этот Сокровенный имам рождается в пещере и восседает в подземном мире на троне из света, он то ведет жизнь странствующего бессмертного наподобие Вечного жида Агасфера, то выступает в качестве партнера и приятеля Зу-л-Карнайна. Пещерно-теллурические мотивы связывают этих героев с символикой горного дела в той же степени, что и христианских святых Варвару и Онуфрия.

Среди святых-бодхисаттв буддийской традиции выделим Гесер-хана, героя эпоса монголов и бурят, алтайцев и тувинцев. Это типичный трикстер, то есть обманщик и плут. Он считается средним сыном небесного Хормусты-тэнгрия. На земле он родится в семействе бедного старика Санлуна; мать его – хромоногая, но прекрасная Гекше-Амурчила. При рождении Гесера оказывается, что верхняя часть его исполнена признаков Будд десяти стран света, средняя – четырех великих тэнгриев, нижняя – драконов, великих царей преисподних. Далее герой совершает ряд подвигов, побеждая врагов не силою, а с помощью шаманских фокусов. Например, его пытаются казнить, усадив на медного осла, вокруг которого четыре дюжины кузнецов мехами раздувают пламя. Но Гесер покрывает свое тело защитным слоем при помощи «черного угля без трещины, угля с лошадиную голову», а потом источает потоки воды, гасит пламя – и при этом как ни в чем не бывало продолжает петь песни. Упомянутый здесь «черный уголь без трещины» – один из любимейших талисманов Гесера.

Как покровитель горняков и кузнецов может рассматриваться и Чингисхан, включенный в буддийский пантеон в Монголии. У бурят есть легенда о происхождении названия горы Дёш («Наковальня») близ Новоселенгинска: здесь Чингисхан ковал железо, стоя одной ногою на правом, а другой – на левом берегу реки Чикой и закаливая в ее струях свои изделия. Имя Тэмуджин, которым будущий вождь монголов был наречен при рождении, и означает «кузнец».

В Японии известен Хатиман, почитаемый и приверженцами синтоизма в качестве божества, и буддистами в качестве святого. Он явился из Кореи, где был покровителем горного дела, в котором были весьма искусны тамошние племена пёнхан. Позднее его культ слился с культом императора Одзина, также приплывшего из-за моря; во время его правления (270–312) была объединена значительная часть Японии. В итоге в синтоистском пантеоне появляется Одзин-Хатиман, который становится еще и богом войны, но сохраняет и функции божества горнорудных дел.

Древнеиндийский бог Рудра изображался в виде красного кабана. Он почитался как яростный разрушитель и милостивый исцелитель, бог гор и лесов, покровитель рудокопов. Имя Рудра возводится к санскритскому корню рудх; от этого же корня происходят и слово «руда», и эпитеты «рудый», «рдяный», обозначающие красный цвет. С Рудрой также связаны представления о сексуальной силе. Позже он превратился в индуистского бога Шиву, не растеряв при этом своих грозных качеств. Среди подданных Рудры упоминаются рибху – карлики, добывающие металлы.

В классической Греции горняки почитали и Мать богов Кибелу, окруженную свитою карликов-кузнецов, именуемых корибантами и дактилями. И хромоногого олимпийского кузнеца Гефеста с тремя его подмастерьями – одноглазыми киклопами. И титана Прометея, создавшего людей из глины и принесшего им огонь. И богов Диониса, Гермеса и Афину, также имеющих отношение к земным недрам. И героев Кинира, Кадма и Дедала – открывателей металлов и изобретателей горных и кузнечных инструментов. Но здесь мы остановимся подробнее только на солнечном Аполлоне, водителе муз и заядлом флейтисте. По легенде, он каждое лето удалялся в счастливую страну гипербореев где-то на северо-востоке. Соседями гипербореев считались грифы и аримаспы – добытчики золота; страну их исследователи, начиная со знаменитого немца Александра Гумбольдта, уверенно помещают на Горном Алтае. У нас есть версия, что ежегодные путешествия Аполлона в наши края и положили начало празднованию Дня шахтера. Впрочем, горняки и музыка – это отдельная большая тема, о которой как-нибудь в другой раз.

Юрий ЮДИН.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс