Соцсети:

Нужна ли «жесткая» социальная реклама?

22 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»

В Красноярске чиновники потратили полмиллиона рублей на весьма специфическую социальную рекламу. С использованием нецензурной лексики и неприкрытых сцен насилия. И выложили ролики в Интернет. Результат превзошел все ожидания. Реклама не просто шокировала жителей города, она вызвала волну возмущения по всей стране. А как оценивают старания красноярцев у нас в Кузбассе? Насколько подобная «жесткая» реклама допустима и эффективна?

Говорят и показывают…

Вот ролики в пересказе. Ролик «П**ры». Парень, опираясь руками о диван, двигается, как будто занимается сексом, причем не он кого-то, а кто-то – его.

«Я наркоман, это же болезнь! — говорит он. – Почему надо мной все смеются?!»

Голос за кадром, без «запикиваний»: «Да нет, голубчик, ты пи**р!». – «Ну почему?!» – «Потому что все наркоманы – п**ры!»

Ролик  «Семейные фото». Дети показывают друг другу семейные фотографии. На них – оперативная съемка. Трупы, отрезанные головы, никакой постановки, все натуральное. Дети комментируют снимки: «Это мой брат, напился – замерз». «А мой отец бухал-бухал, мамку зарезал». «А у меня сеструха со всеми за наркотики спала, ее так потом и нашли — голова вот отдельно». «А это мои фотки, — вдруг вставляет последняя девочка. — На катамаранах. Вот брат в училище поступил. И у меня других нет!». Голос за кадром: «У ваших детей могут быть другие примеры».

Ролик «Красноярцы о моче». Опрос горожан: «Я люблю мочу, у нее красивая реклама». «Я люблю отечественную», «Мне жалко, что отменили день мочи». Голос за кадром: «Моча там, где Россия», «Пей мочу с друзьями, в подворотне, на футболе». И, наконец, просветление: «А если я не хочу пить со всеми мочу?!». Голос за кадром: «Вот и не пей!».

Всего таких роликов двенадцать. И все – заказ администрации в рамках программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае на 2010-

2012 гг.». За каждый ролик фирме, выигравшей тендер, заплачено по 35 тыс. руб. Как только ролики выложили в Интернет (а создавали их именно для размещения на сайтах), разразился вполне ожидаемый скандал. Началась склока на форумах.

— Цель достигнута, — заявил руководитель агентства, где придумали и сняли ролики. – Нам нужно было, чтобы видео разошлось по Интернету и как можно больше пользователей его увидели. И это получилось. Что же касается содержания… Знаете, в тендере участвовали другие фирмы. Они тоже что-то выиграли, на размещение в газетах и на телеканалах. Сделали красивые, правильные социальные ролики. Абсолютно пустые. Вот это бесполезная трата денег.

Специалисты ФАС пояснили, что требования к социальной рекламе отличаются от требований, предъявляемых к коммерческой рекламе. Статья пятая закона «О рекламе», в которой запрещаются оскорбительные заявления и т. д., не относится к социальной рекламе. Поэтому в ФАС и не увидели никаких нарушений… К слову, специфическая социальная реклама уже становилась в этом году в России предметом скандала. На московских улицах были размещены билборды с изображением младенца, о спину которого затушен окурок. Таким образом авторы плакатов призывали отказаться от сигарет, показывая, что пассивное курение вредно для здоровья детей. Билборды возмутили детского омбудсмена Павла Астахова и правозащитников, потребовавших демонтировать их. Спорные изображения

Прямая речь

Константин Крекнин,
председатель Гильдии рекламистов Кузбасса КТПП, председатель комитета по развитию
местного самоуправления и безопасности
Кемеровского городского
Совета народных депутатов:
— Любую идею можно опошлить. Любое блюдо – пересолить до полной несъедобности. Так произошло и в данном случае. В социальной рекламе действительно существует прием, который так и называется – «шок». Но то, что я увидел в социальных роликах красноярцев, – полуцензурная лексика, расчлененные трупы, – это за пределами всяких морально-этических норм. И это еще раз доказывает, что к социальной рекламе нужно относиться профессионально.
Да, у красноярцев на это были выделены хорошие деньги, был реальный заказ. Это хорошо. Но я очень сомневаюсь в том, что в этом заказе была четко прописана концепция, я не понимаю, как проводился тендер, через какие оценочные и фокус-группы отсматривался готовый продукт. Ведь подобную социальную рекламу можно принимать только после оценки экспертов, общественности, и очень важно оценивать ее эффективность. Судя по всему, у красноярцев, которые, между прочим, считаются уважаемыми и вполне серьезными рекламистами, этого как раз не было. И потому, думаю, это на самом деле проблема заказчика, проблема власти. В итоге, на мой взгляд, просто полмиллиона государственных денег было выброшено на ветер.
Могла бы подобная шокирующая социальная реклама появиться у нас в Кемерове? Допускаю, что она могла быть изготовлена в Кемерове, но транслироваться – однозначно нет. Конечно, и у нас в рекламной сфере все далеко не идеально. Но вот, по крайней мере, с чувством меры и с критериями у нас все внятно. С головой мы дружим.
Фарида Рагимова,
доцент кафедры журналистики
и русской литературы ХХ века КемГУ,
кандидат филологических наук:
– Мое отношение к инициативе красноярцев отрицательное. Смотрим через целеполагание: цель социальной рекламы – формирование определенных социальных ценностей. Чаще всего социальная реклама бывает двух уровней. Первый: реклама, призванная внедрять и закреплять конкретные нормы, что связано с набором действий. К примеру, призыв не выбрасывать пластиковые бутылки на улицах, а складывать их в специально отведенные для этого контейнеры. Второй: реклама, рисующая образ мира, утверждающего те нормы, которые предлагаются. Реклама второго уровня, например, не просто призывает пользоваться презервативами, а дает идеальную картинку стратегического отношения к жизни, в которую предполагаемые правильные действия встраиваются в качестве логичного элемента. Но в любом случае мы идем к цели с соблюдением: а) гуманистических ценностей, когда внимание общественности привлекается к социальным проблемам и тем самым помогает их разрешить и б) образовательных ценностей: люди должны наглядно увидеть, что бывает не только реклама по продвижению личностей и товаров, но и по продвижению вечных ценностей.
Как я поняла из цитатного материала представителей красноярского чиновничества, их установка – чтобы как можно большее число людей посмотрели ролики. Странная оценка собственной работы. Я думаю, что порнографические сайты смотрит еще большее количество людей, и что?
Теперь об эффективности подобной рекламы. По большому счету оценить эффективность социальной рекламы практически невозможно, поскольку отношение к миру, которое она стремится сформировать, может проявиться или не проявиться только в долгосрочной перспективе.
Что до уместности такой рекламы, то она не уместна вовсе. Ханжество какое-то: якобы, прививая определенные ценности, которые, безусловно, надо прививать, авторы роликов совсем забыли о том, что и наркоман, и проститутка, и курильщик, и алкоголик — это люди. Их-то права кто защитит?! Так и до фашизма недалеко.
Что же касается ненормативной лексики, то нет ситуации, в которой она была бы уместна. По крайней мере, я такие ситуации не знаю и знать не хочу.
И так как я мама 15-летней дочери, то точно знаю, что такая негативная реклама подросткам  вообще не нужна. Мы (я имею в виду – общество) и так чрезмерно агрессивны. Просмотрев такой ролик,  ни учиться, ни работать, ни любить, ни жить не хочется.
Ирина Рондик,
заместитель секретаря Общественной палаты
Кемеровской области, председатель комиссии
по развитию гражданского общества:
— Бороться с социальными недугами, особенно такими, как алкоголизм и наркомания, безусловно, необходимо. Но как всегда возникает вопрос о цели и средствах. И тут далеко не все однозначно…
Ситуация в Красноярске еще раз наглядно демонстрирует тот факт, что социальная реклама – это очень эффективный и в то же время очень сложный инструмент воздействия на общественное мнение. Используя его, необходимо учесть все возможные последствия, чтобы лекарство не оказалось страшнее болезни.
Я убеждена в том, что нельзя учить прекрасному через шок, учить счастью, апеллируя к ненависти или каким-то другим низменным чувствам. Здоровый образ жизни – это огромная ценность: и для страны в целом, и для каждой конкретной российской семьи. Но нельзя ради одной ценности попирать другую – шокировать детей, унижать больных людей и т.д. То, что наркомания и алкоголизм – это болезни, не подлежит сомнению. Их надо именно лечить, лечить по-настоящему, так, как лечат голову, а не топором.
А профилактика данных заболеваний должна строиться на положительных примерах: на том, чего может достичь здоровый человек, на укреплении семейных ценностей, на том, как радостно быть здоровым и смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом.
Андрей Просветов,
студент, г. Кемерово:
—  Шокировать надо наших людей, особенно молодежь. Бить вантузом по голове и опять шокировать. Так, чтобы совсем-совсем жутко было. Тогда, может, и задумаются. Иначе эффекта не будет. Вон пачки сигаретные со страшными диагнозами народ или белой бумагой заклеивает, или даже коллекционирует и угорает и над социалкой – тоже ржет, а пиво алкогольным напитком не считается никем, кроме Минздрава.
Александр Комаров,
отец троих детей, г. Новокузнецк:
— Как отец я знаю, что порой мальчишкам не повредит хорошая порция ремня – такого шока, чтобы задумались о своем поведении. Но это я – знаю своих детей, могу предположить их реакцию. А если их начнет «шокировать» чужой дядя, я бы этому дяде уши-то пооткручивал… Нельзя научить ребенка хорошему на чужом плохом примере. Только собственным положительным примером. Вот, например, я учил детей мыть руки перед едой. Пока сам не начал делать это регулярно и вместе с ними, особого эффекта не было.
Анастасия Еременко,
мама первоклассницы, г. Кемерово:
— Конечно, сейчас я бы своей дочери не стала показывать эти ролики. Насилие, маты… Но она вырастет. И все равно услышит маты, увидит насилие, встретит на улице пьяниц и наркоманов. И вот как раз в этот момент, лет в 15-16, думаю, ей можно показать такую рекламу. Чтобы увидела, насколько страшным это может быть. Чтобы прочувствовала эту глубину человеческого падения, почувствовала отвращение к этому образу жизни. И выбрала, уже осознанно, другой.

ЮлияМАТЮЩЕНКО.

Другие статьи на эту тему

09 июля

В Кузбассе может появиться единый оператор рынка цифровой наружной рекламы

Как сообщает «Парламентская газета», зампредседателя комитета по экономической политике Артем Кирьянов предложил создать в России…

04 декабря

От налогов до маркировки: «Гарант-Сервис» — комплексный подход к каждому предпринимателю

Чтобы сэкономить предпринимателям время, силы, а возможно (при текущей эпидемиологической обстановке) и здоровье, группа компаний «Гарант-Сервис» предлагает свои услуги.

Горняки разреза «Берёзовский» навели порядок в селе Берёзово

Совет молодых специалистов разреза «Берёзовский» компании АО «Стройсервис» два дня наводил порядок на главной площади…

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#10871 (18) { ["comment_ID"]=> string(4) "3072" ["comment_post_ID"]=> string(5) "11897" ["comment_author"]=> string(14) "Сергеич" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "81.177.139.21" ["comment_date"]=> string(19) "2010-12-29 18:30:17" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2010-12-29 12:30:17" ["comment_content"]=> string(122) "Наркоман, проститутка, курильщик, алкаш это не люди, это животные!!!!" ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(62) "Opera/9.80 (Windows NT 5.1; U; ru) Presto/2.6.30 Version/10.63" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Сергеич
    29.12.2010 в 18:30

    Наркоман, проститутка, курильщик, алкаш это не люди, это животные!!!!

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс