Соцсети:
Актуальное

Через «Край»

30 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
В понедельник в кемеровском Доме кино «Москва» состоялась презентация кинофильма «Край». Представлять новую картину в столицу Кузбасса прилетали режиссер Алексей Учитель и исполнитель главной роли Владимир Машков. О фильме, «крайних» людях, о жизни и творчестве – наш разговор с создателями киноленты, которая выдвинута от России на соискание премии «Оскар» будущего года.

О доме и кино
— Владимир Львович, вы когда-то жили в Кузбассе, в Новокузнецке. Есть ли у вас здесь ощущение дома? Или у вас другое ощущение мира – «дом, это там, где я»?
— Кемеровская область как была моим домом, так и останется. Извините за лирическое отступление, но здесь, в Новокузнецке, остались могилы моих родителей, поэтому это мое родное место, где я был воспитан, и вся моя закалка и ощущение мира появились здесь, в Кузбассе. Поэтому я вам так скажу: на подлете в Кемерову меня охватило волнение юности, когда я вынужденно уезжал куда-то, потом возвращался. Такое ощущение чего-то родного над этими бескрайними лесами, которые сегодня были удивительно по-золотому приветливы, с этим невероятным туманом над Томью… Я как будто прилетел в свою сказку. Я очень люблю людей, которые здесь живут, я очень уважаю те характеры, которые здесь рождаются.
— Помнится, вами зрителям был обещан фильм на шахтерскую тему…
— Да, я думаю об этой теме все время. Не далее как вчера мы беседовали, говорили и сегодня, подлетая к Кузбассу… Это настолько серьезная и мощная тема, и чтобы к ней подойти, нужна очень большая подготовка. Сказать: «Давайте снимем кино про шахтеров» — всего лишь короткая и легкая фраза. А дальше начинаются человеческие судьбы, потом начинаешь вспоминать о зрителях, о жанре, и так далее, и так далее. Я все время об этом думаю и живу в надежде, что это произойдет, и мы найдем сценаристов, которые смогут освоить этот материал — невероятно сложный. Тут даже идет разговор не только об адском шахтерском труде, а о той внутренней гордости за эту профессию, о которой должны знать все. Это, наверное, самая страшная и самая почетная профессия на земле. Найти точные, правильные интонации невероятно сложно. И, конечно, нам нужна под-держка всех, кто живет здесь, это очень важно. Если случится этот проект, я буду невероятно счастлив.
— Владимир Львович, ваша творческая жизнь началась не в самое удобное для кино и для искусства вообще время. Тем не менее, у вас нет, если говорить о кино, «проходных» фильмов, слабых, неудачных, сериалов нет… Это везение, или вы как-то изначально себя готовили к тому, чтобы в ерунде не сниматься?
— Дело в том, что я из театральной среды, я не понаслышке знал о тяготах и прелестях этой профессии. И как я ни хотел уйти с актерской дороги, тем не менее судьба все равно меня вывела на эту тропу. И если честно, я никогда не думал о кино. Как говорят у нас в театре: «Кино и все, что помимо театра, – это халтура». И у меня долгое время тоже было такое ощущение, что кино – это то, что никаким образом не может быть приклеено к театру, это то, что его разрушает. Но вы точно подметили, мне повезло. В нашей профессии нельзя отбрасывать везение. Мне попадались замечательные режиссеры, и благодаря им я полюбил профессию актера кино. Она совершенно другая, даже по некоторым техническим особенностям, но совершенно неизведанная, во всяком случае для меня. Поэтому мне сейчас очень интересно исследовать себя в этой профессии. Вот смотрите, есть такие люди – бейсджамперы (от англ. base jumping – экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков со скал, домов, мостов, телебашен и прочих сооружений. – Прим. ред.), они прыгают с небольшой высоты. И они вряд ли променяют свои прыжки на какие-то более долгие и «нормальные» — с вертолета и самолета. Вот это ощущение короткого прыжка и дает мне кино. Здесь в единице времени сосредоточена колоссальная энергия. Поверьте, это невероятное ощущение.
О «Крае» и паровозах
— Алексей Ефимович, действительно ли сценарий фильма, как и его название, подвергался многочисленным переделкам, и с чем это было связано?
— Существует цифра (в прессе она колеблется от 105 до 109): 107 переделок сценария. Но ведь и сама картина необычная. С точки зрения и сюжета, и масштаба, и подхода. Сами съемки, паровозы, актеры подсказывали совершенно новые решения. Поэтому действительно было перебрано много вариантов. И замечательный сценарист Александр Гоноровский безропотно все делал. Это не так просто – чтобы человек практически каждый эпизод корректировал. Но я думаю, что это повлияло на фильм в лучшем смысле. И если бы на экране был не 107-й, а 106-й вариант – результат был бы хуже.
Названия картины тоже были разные. Рабочее название, «Густав», мне очень нравилось. Но мы решили, поскольку надеемся показать картину и в Германии, его поменять. Дело в том, что оно ассоциируется у немцев с кораблем «Карл Густав», который потопила советская подводная лодка. Вот это стало решающим фактором. Кстати, мне показали карту Восточной Германии, и там есть городок c таким же названием! Так просто совпало, но удивительно, что вот так все в этой жизни сходится…
— В «Крае» очень много паровозов, они ездят наперегонки, бодаются, перепрыгивают преграды…
А. У.:
— Машины, паровозы для нас — такие же актеры. Они действовали, играли вместе с людьми. Иногда у них это хорошо получалось, иногда – не очень, но они действительно работали наравне со всеми. Один из наших продюсеров предлагал даже переделать титры картины: в главных ролях назвать сначала те четыре паровоза, которые у нас снимались, а уже потом всех остальных актеров.
В.М.:
— Это правда.
О русском характере
— Владимир Львович, исполняя роль в этом фильме, вы практические не доверяли ничего дублерам: сами водили паровоз, исполняли трюки. Почему?
— Для меня важно максимально погрузить себя в роль, в ощущения. Для этого надо было освоить паровоз, работать, как простые ребята-кочегары, у которых целый день в руках лопата, и ты все время в действии. Поверьте, человек меняется не только внутренне, но и внешне. Такой путь невероятно интересный. Я это делаю не вынужденно, это, знаете, такой бонус профессии: освоить жизнь другого человека. Это невероятное счастье.
— Алексей Ефимович, как вы думаете, когда фильм увидят зарубежные зрители, изменит ли он их представление о русском человеке и русском характере?
— Традиционно у западного зрителя Россия ассоциируется с медведями, водкой, холодом и прочими унылыми атрибутами. Для западного зрителя, как правило, русский человек в этом состоянии убогости и пьянства так и остается. Он не способен прыгнуть на новую ступень и совершить поступок. А в нашей картине он как раз это делает. Этим она отличается от остальных и, как мне кажется, будет привлекательна для Запада, прежде всего для американских киноакадемиков. Посмотрим, я не могу загадывать. Не хочу хвастаться, но в нашем кино действительно давно уже такого не было. От фильма остается ощущение победителя, когда человек побеждает не только в каком-то соревновании, а побеждает себя и за счет этой победы делает добро другим людям.
— Название фильма «Край» – это география, отдаленный регион России? Или это край жизни, край человеческих отношений, край чувств?
А. У.:
— Вы абсолютно точно все перечислили, это всё так и есть.
В.М.:
— Я бы еще добавил, что край – это не только конец чего-то, это и начало.
Алексей Учитель.
Родился 31 августа 1951 г. в Ленинграде, в семье режиссера-документалиста. В 1975 г. окончил ВГИК, работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В качестве режиссера игровых фильмов дебютировал с картиной «Мания Жизели». В 2000 г. получил «Нику» и номинацию на «Золотой глобус» за фильм «Дневник его жены». Фильм 2005 г.
«Космос как предчувствие» получил главный приз XXVII ММКФ – «Золотого Святого Георгия».

Владимир Машков.
Родился 27 ноября 1963 г. в Туле. Отец был актером кукольного театра, а мать, итальянка по происхождению, работала режиссером в том же театре. В середине 1960-х семья Машковых переехала в Новокузнецк, а в конце 1970-х – в Новосибирск, где Владимир сначала поступил на биологический факультет университета, но уже через год — в Новосибирское театральное училище.
В 1984 г. его исключили из училища за драку. Машков отправился в Москву, где поступил в Школу-студию МХАТ, откуда его тоже выгнали за излишне буйный нрав. Тогда Машков стал заниматься у Олега Табакова, а после играть в его театре.
Дебют в кино состоялся в 1989 г. в фильме «Зеленый огонь козы». Звездным для Владимира Машкова стал 1994 г., когда он исполнил главные роли в фильмах «Лимита» и «Подмосковные вечера».

Фото
Сергея Гавриленко.

Другие статьи на эту тему

К мечте семимильными шагами

Известный актёр и режиссёр Владимир Машков утвердил список абитуриентов, которые будут учиться по эволюционной программе в Москве. Среди ребят – и кузбасские звёздочки.

02 августа

Владимир Машков оценил актёрский талант школьника из Юрги

На встречу с Главой Юргинского городского округа Алексеем Фоминым на аллею Победы пришли Павел Борозна…

На ГТРК сняли фильм о Кузбассе

К 300-летию Кузбасса на ГТРК выпустили документальный фильм «Даёшь Кузбасс!» о Кемеровской области. Автор фильма…

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#10430 (18) { ["comment_ID"]=> string(3) "703" ["comment_post_ID"]=> string(4) "7992" ["comment_author"]=> string(29) "Седьмой спутник" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "81.177.139.21" ["comment_date"]=> string(19) "2010-09-30 07:00:52" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2010-09-30 00:00:52" ["comment_content"]=> string(622) "В торрентах уже есть копия фильма. Скачал. Посмотрел. Да, старые штампы: водка, медведи, ГУЛАГ, ватники. Фактическая основа внушает сомнения. Особенно гонки на паровозах - в Сибири двухпутки не столь давно появились. Режиссура на "Оскара" не потянет. Сценарий тем более. Хотя актёр Машков весьма хорош. Но он всегда хорош, этот русский Бандерас." ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(62) "Opera/9.80 (Windows NT 6.1; U; ru) Presto/2.6.30 Version/10.62" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Седьмой спутник
    30.09.2010 в 07:00

    В торрентах уже есть копия фильма. Скачал. Посмотрел. Да, старые штампы: водка, медведи, ГУЛАГ, ватники. Фактическая основа внушает сомнения. Особенно гонки на паровозах — в Сибири двухпутки не столь давно появились.
    Режиссура на «Оскара» не потянет. Сценарий тем более. Хотя актёр Машков весьма хорош. Но он всегда хорош, этот русский Бандерас.

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс