Соцсети:

Как Медведица в Лауру превратилась

4 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
Следующий сезон Прокопьевской драмы – 65-й по счёту. Солидная дата – хороший повод встретиться с теми, кто определяет лицо театра сегодня, а также рассказать о легендарных людях, которые составили славу Прокопьевского драматического и которых уже нет с нами. Для актрисы Анны Соколовой уж точно «весь мир театр»: артисты окружают её не только на работе, но и дома.

Один из самых оригинальных спектаклей в текущем репертуаре Прокопьевского драматического – гоголевская «Женитьба», поставленная Владимиром Вейде. Режиссёр довёл до логического завершения гротескность пьесы: персонажи спектакля в какой-то степени напоминают цирковых артистов и на сцене появляются с нелепыми накладными носами. Ближе к финалу становится понятно: это печальные, трагические клоуны. А Анна Соколова — исполнительница роли Агафьи Тихоновны, невесты, – грустная клоунесса.
Эта героиня ни возрастом, ни комплекцией не напоминает девушку на выданье. Тем больнее видеть, как все её романтические надежды на счастливый брак пошли прахом…
Сегодня Анна Соколова – одна из ведущих актрис Прокопьевской драмы. За пятнадцать лет сыграны десятки ролей: от хрупкой мечтательной Лауры (спектакль «Стеклянный зверинец») до грубоватой, циничной, но по-своему обаятельной содержательницы публичного дома Селистины («Дон Жуан, или Любовь к геометрии»). А начиналась её «жизнь в искусстве» довольно скромно. После первых спектаклей, которые проходили при участии Соколовой, она и не думала кланяться публике. Ведь прежде чем поступить на актёрский факультет, Анна Альбертовна два года отработала в реквизиторском цехе Прокопьевского драмтеатра. В спектакле «Царевна-лягушка» отвечала за волшебное преображение. Один из персонажей – медведица по имени Таня – на глазах изумлённой публики превращался в прекрасную девушку. За секунду до этого сцена озарялась снопом пламени. Техническое обеспечение волшебства было несложным. В консервную банку ставилась свеча. На дно насыпали легко воспламеняющийся порошок горчичного цвета. В банку через отверстие заводился конец трубки, в которую оставалось только дунуть в нужный момент. Порошок поднимался вверх, и образовавшееся облако ярко и эффектно вспыхивало. Волею случая Анне Соколовой довелось поучаствовать в этом чуде и в другом качестве — на нескольких показах ей доверили заменить актрису, исполнявшую роль той самой Медведицы.
— Перетряслась жутко… — вспоминает актриса о своём дебюте.
Анна Альбертовна родилась в актёрской семье. Много лет на сцену Прокопьевского драматического выходили её родители. Они, кстати, не были артистами по образованию. Мать, Лариса Николаевна, играла в киселёвском любительском театре. Один из спектаклей посмотрела высокая комиссия. Талантливую актрису забрали в театр профессиональный – Новокузнецкий драматический. Здесь Лариса Николаевна (тогда ещё Волкова) встретила своего будущего мужа – Альберта Яковлевича Соколова. Супруги Соколовы несколько лет служили в театрах разных городов. Появилась на свет дочь Анна. В 1979-м обосновались в Прокопьевске. (К слову, Альберт Яковлевич и прежде — ещё до Новокузнецка — работал в Прокопьевской драме. Выходил на сцену вместе с актёрами, позднее ставшими легендами, а тогда ещё совсем молодыми – Антониной Хлебниковой и Петром Федченко.) Чету Соколовых для начала… записали в каторжане. Один из первых спектаклей, в котором оба были заняты, – «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Они играли в массовке и, когда главную героиню везли на каторгу, появлялись перед зрителями в костюмах арестантов.
Эпизоды, сыгранные комедийным актёром Альбертом Соколовым, иногда запоминались больше, чем заглавные роли других артистов в этих спектаклях. Так было, например, в «Игре любви и случая». Альберт Яковлевич играл слугу. У его персонажа не было ни одной реплики. Но публика аплодировала Соколову, не жалея ладоней. После смерти артиста на роль вводились его коллеги, однако им не удалось даже приблизиться к такому успеху.
Лариса Соколова — разноплановая острохарактерная актриса. Уже её первая большая работа в Прокопьевском драматическом – роль Феоны в спектакле поОстровскому «Правда хорошо, а счастье лучше» – покорила зрителей. И в последние годы жизни Лариса Николаевна работала с тем же азартом, что и в молодости. Публика специально приезжала даже из других городов, чтобы посмотреть на Соколову-старшую в спектаклях «Пока она умирала» и «Моя дорогая Памела» (поставлены в 1998-м и 99-м соответственно).
— Оба они не ходили по кабинетам директоров и режиссёров, ничего для себя не просили, – рассказывает Анна Соколова о своих родителях. — В этом отношении я тоже в них. Советовала маме: «Написала бы ты заявку на роль, что в этом такого?» — «Нет, в очереди за ролями стоять не буду! Это унизительно. Если режиссёр меня в этой роли не видит, напрашиваться не пойду».
По словам Соколовой, мать и отец не были белоручками. Мать шила, вязала, умела и любила готовить. Отец мог и проводку починить, и крышу перекрыть; даже сам скручивал дратву, которой подшивал дочери валенки. Был у Альберта Яковлевича ещё один талант, очень пригодившийся во второй половине 80-х, когда в СССР наступила эпоха тотального дефицита. Он умудрялся договариваться, «выбивать» пайки для актёров, отправляющихся на гастроли. Снабжал их продуктами по тем временам просто фантастическими, например, растворимым кофе и копчёной колбасой. Артист не унывал не только на сцене, но и в жизни.
— После того как папа умер, — вспоминает Анна Соколова, — коллеги, хорошо его знавшие – Алевтина Серебрякова, Валентина Яворская, – долго не могли успокоиться: «Нам кажется, Алик (т. е. Альберт Яковлевич. – А. Н.) вот-вот войдёт в курилку и расскажет свежий анекдот»…
Альберт Яковлевич и Лариса Николаевна узнали о решении дочери пойти по их стопам только тогда, когда обнаружили в почтовом ящике письмо, в котором перечислялись требования к абитуриентам (Анна Альбертовна предварительно списалась с театральным институтом). И к вступительным экзаменам она готовилась самостоятельно. Для Соколовой это было принципиально. Двадцать лет спустя история повторилась. Елизавета Жуйкова — дочь актёров Сергея Жуйкова и Анны Соколовой – поступила на актёрское отделение Прокопьевского колледжа искусств. И снова для родителей это стало полной неожиданностью. И снова абитуриентка без помощи папы и мамы решала, что будет читать на экзаменах.
— Муж был не очень доволен, а я к этому отнеслась спокойно, – комментирует Соколова. – Если и младшая дочь решит стать актрисой – возражать не буду. Не вижу в этой профессии ничего страшного. А все разговоры про распущенность актёров… Кому надо – будет таким независимо от выбранной специальности. Не считаю, что актёры безнравственнее других. Всё от человека зависит.
Фото из архива Анны Соколовой.

Другие статьи на эту тему

18 мая

Режиссёр Малого театра открыл секреты постановки, которую увидит кемеровский зритель

17 и 18 мая на сцене Театра драмы им. А. Луначарского в Кемерове артисты Малого…

18 мая

«Как и на московской сцене»: Малый театр постарался никак не обделить кемеровских зрителей

Пресс-секретарь Государственного академического Малого театра Дарья Антонова, которая прибыла на гастроли в Кемерово вместе с…

18 мая

Малый театр приехал на гастроли в Кемерово впервые за 15 лет

С 17 по 20 мая на сцене Театра драмы Кузбасса им. Луначарского в Кемерове в…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс