Театральная предыстория Кузнецка
На прошлой неделе Новокузнецк отметил День металлурга множеством культурных мероприятий. Между тем не все знают, что культурные традиции в южной столице Кузбасса были заложены ещё задолго до появления официальных «профильных» учреждений. У их истоков стояли энтузиасты из кружка любителей драматического искусства, именно благодаря этой «художественной самодеятельности» в городе и формировалась культурная среда.
Ещё в конце XIX века в Кузнецке стали появляться группы любителей драматического искусства. Как отмечает заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея Пётр Лизогуб, это были представители кузнецкой интеллигенции, чиновники и их жёны, которые активно участвовали в театральных постановках. Постановки спектаклей, впрочем, осуществлялись лишь от случая к случаю. Специальной площадки, где могли бы их организовывать регулярно, в городе не было вплоть до 1906 года, когда в Кузнецке появился первый очаг культуры – Народный дом.
«До этого небольшое общество любителей театрального искусства арендовало, можно сказать, подмостки в Общественном собрании. Это был своеобразный городской клуб, который размещался на втором этаже каменного дома купца Шукшина. Располагался он на Базарной площади, сейчас мы её называем Советской, – уточняет Пётр Петрович. – Здание, к сожалению, не сохранилось. Оно пришло в упадок и в 1970-х годах было снесено. А тогда, в начале XX века, там собиралась элита Кузнецка – все, кто стремился прикоснуться к великому искусству. Я это говорю безо всяких кавычек, поскольку этот кружок театралов был готов покуситься на самые сложные пьесы».
В репертуаре были произведения Островского «Гроза», «Доходное место». К слову, в постановке последней пьесы принимал активное участие наш знаменитый земляк Валентин Фёдорович Булгаков, последний секретарь Льва Николаевича Толстого (в 1910 году). Родился он в Кузнецке в 1886-м, а в 1903 году, когда учился в Томской гимназии, приезжал домой на каникулы. Он также организовал группу любителей театрального искусства и участвовал в постановке «Доходного места». О том событии остались газетные публикации, фотографии из личного архива самого Валентина Булгакова.
Искусство требует пожертвований
Постановки и показ пьес у кузнецких театралов носили благотворительный характер, подчеркивает Пётр Лизогуб. Небольшая часть выручки шла на погашение аренды помещений, реквизит. Львиная же доля направлялась на благотворительные цели. Так, именно кружок любителей театрального искусства инициировал постройку в Кузнецке Народного дома и внёс первые средства. Также средства направлялись, к примеру, на организацию высших женских курсов. На это дело театралы выделили 50 рублей. Не такие уж большие деньги, но тем не менее неравнодушные люди внесли свою лепту.
С началом советского времени ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Правда, прежде чем начались регулярные постановки в Народном доме, пришлось пережить неспокойный период, связанный с установлением новой власти.
И вот в 1920 году в Кузнецке появляется профессиональный режиссёр. Это был артист походных театров Иван Дмитриевич Яров.
«В будущем он станет заслуженным артистом Украинской ССР. А тогда он начинает режиссёрскую деятельность, собирает будущий костяк коллектива театра, кто был готов в эти трудные годы разрухи, при нехватке продовольствия, в холоде (а Народный дом почти не отапливался) пожертвовать многим для создания творческой среды в городе», – отмечает Пётр Петрович.
От Островского – к Гоголю
Один из самых заметных деятелей театрального любительского движения в нашем регионе в начале прошлого века – Константин Александрович Воронин. В Кузнецк он приехал в 1918 году. Родом был из творческой, театральной семьи. Отец его занимался постановками пьес, и Константин Воронин, будучи ещё молодым человеком, в 1912 году в Москве посещал театральные курсы Адашева.
Это была та база, которая позволила ему не только стать заметным участником кузнецкой самодеятельности, но и после отъезда Ярова через год, осенью 1921-го, возглавить театральный кружок. Коллектив в это время старается ставить пьесы Островского. А при следующем режиссёре – Троицком, который приехал сюда из Томска, уже берётся за сложную классическую пьесу – «Ревизор» Гоголя.
«Интересно, что в этой пьесе было задействовано 35 человек. Сложность, помимо самой драматургии, была в том, чтобы обеспечить всех реквизитом, соответствующим духу эпохи начала XIX века. В Кузнецке нашлись и цилиндры, и сюртуки. По тем временам, а речь идёт о 1923 годе, эта пьеса стала знаковым культурным событием не только в жизни театральной труппы, но и всего Кузнецка, – отмечает замдиректора по науке Новокузнецкого краеведческого музея. – Также в числе режиссёров того времени известна фамилия Петрова-Нелюбина. При нём театр становится на полупрофессиональные, можно сказать, рельсы. Актёры получали определённую плату за своё участие в спектаклях. Новый режиссёр достаточно въедливо и кропотливо подходил к постановкам, ориентируясь на лучшие образцы русского сценического искусства.
Всё это дало свои плоды. И если говорить о середине и второй половине 1920-х годов, когда во главе кузнецкого коллектива становится Славин и другие деятели (Ярославцев, Соболев), кузнецкий театр приобретает достойное и заметное место в жизни всего города».
Профессиональный подход любителей
В 1925 году при театре появляется эстрадно-молодёжный формат выступления – молодёжный театр «Рупор», который вскоре преобразовался в «Синюю блузу».
Это был традиционный для того времени советский агитационный эстрадный театральный формат выступлений на различные темы – от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство.
Как отмечает краевед, зрителю предлагались небольшие мизансцены с элементами акробатики, выполнением симметричных движений, декламацией каких-то четверостиший или даже лозунгов. Всё это носило больше агитационный характер. При этом «синеблузники» активно выезжали к своему зрителю – не только по городу, но и в село.
«В целом, если характеризовать тот период театральной жизни, это было не просто любительство, это профессиональный подход на любительской основе, – поясняет Пётр Лизогуб. – К примеру, люди, которые могли сравнить профессиональные постановки и наш театр, говорили в отношении отдельных артистов, в частности Елизаветы Цыгановой, что уровень её игры достоин высших оценок. Зрители нередко проливали слёзы в драматических моментах.
Этот фундамент, который заложили кузнецкие театральные деятели, стал определённым фундаментом для дальнейшего развития театрального искусства. Хотя потом это были уже другие люди…»
Напомним, что профессиональный театр в городе появился в 1933 году.