Актуальное

Она не могла иначе…

23 апреля 2018 | Галина Бабанакова
Наталья Селезень со своими любимыми герберами. Фото: из архива семьи.

Почти каждый день после чёрного воскресенья 25 марта Вячеслав пишет «эсэмэски» своей любимой жене Наталье. В ответ – только лучезарная улыбка. И та лишь на фотографии. В траурной ленте рамка со снимком очаровательной Натальи Селезень. Она – одна из 60 жертв в огненной «Зимней вишне». Хотя могла бы спастись, выбежав на улицу из задымлённого торгового центра вместе со своей одиннадцатилетней дочкой Ариной. Но, убедившись, что Ариша в безопасности, Наталья стала пропускать вперёд других детей – зрителей внезапно оборвавшегося мультика…

Две подруги – Наталья и Татьяна

Про Наталью я узнала уже после того, как прочла в газетах и соцсетях про Татьяну Дарсалия – педагога кемеровской гимназии №17. Попросив свою дочь-восьмиклассницу Элеонору взять за руку дочку своей подруги и бежать, бежать, Татьяна Викторовна вернулась в задымлённый кинозал. Чтобы выводить из него других детей. Делала она это вместе со своей подругой – мамой той самой девочки, с которой побежала Эля.

О подруге (правда, не называя её по имени) говорили и коллеги Татьяны Викторовны:

– Они обе матери. И думали не только о своих дочках, но и других детях… Обе они поступили как герои.

Узнать имя этой самой подруги не составило больших трудов. Близкие Татьяны Дарсалия подсказали:

– Её зовут… вернее, звали Наталья Александровна Селезень. Живёт… вернее, жила в Топках. Здесь же она и работала – в центре социального обслуживания. Была заведующей отделением.

Еду в город Топки. Все места в салоне автобуса заняты. Рядом со мной возрастная женщина. Вздыхает. Я понимаю: ей хочется поговорить. Но первой разговор начинает она:

– Вы думаете, что это просто дождь идёт? Нет, это сама природа плачет. И наш город тоже плачет. Такого хорошего человека мы потеряли. В самом расцвете. Говорят, что Наташенька детям помогала выбегать.

И всё. До самого автовокзала женщина не проронила больше ни слова.

От вокзала до центра, где работала Наталья Селезень, всего несколько минут ходьбы. Но такой непростой была эта дорога! Пришлось настраиваться, чтобы суметь спокойно спросить: «А какой она была, ваша Наташа?». Так не хотелось прошедшего времени, но…

Подруги и коллеги знали, что Наталья с дочкой собрались в торговый центр «Зимняя вишня». Но не за покупками, а на премьеру мультфильма. Ариша закончила четверть на «отлично», а потому поездка в Кемерово и в развлекательный центр были своеобразной наградой. А ещё Наталья сообщила, что у нее будет встреча с подругой детства и юности Татьяной Дарсалия. И она сама, и Татьяна, работающая заместителем директора гимназии по воспитательной работе, люди занятые. Живут в разных городах. На какое-то время «потерялись». А потом встретились по дороге в Санкт-Петербург. Наталья с семьёй отправилась туда за впечатлениями, а Татьяна – повидать учившуюся там сестру-студентку.

Обнялись, рассмеялись по поводу того, что мир тесен, и пообещали друг другу не ограничиваться только телефонными звонками, «Скайпом» и электронкой.

Обещание сдержали. И на этот раз хотели увидеться в «Зимней вишне» 24 марта. Но у Татьяны случился какой-то форс-мажор, и встречу перенесли на 25-е. А в этот воскресный день деловая встреча была у мужа Натальи. Обычно супруги Селезень предпочитали выходные проводить вместе, всей семьёй. 25-го не получилось. Вячеслав, поехав по своим неотложным делам, лишь успел отправить Наталье «эсэмэску». В ней он пожелал душевной встречи с подругой. И стал думать о букете цветов для любимой жены. Ведь завтра, 26-го марта, у неё день рождения.

Не было сора в избе

Вячеслав и Наталья ровесники. Учились в одной школе, но в параллельных классах. Однажды ему поручили нарисовать стенгазету. На листе ватмана Слава «зажёг» костёр. Вроде, ничего получилось.

– Как настоящий! Красивый! – услышал восторженный голос. Это была она – Наташа из параллельного класса.

Но любви в годы учебы у них не случилось. Чувства вспыхнули, когда и Вячеслав, и Наталья пришли работать в школу. Потом она – энергичная, симпатичная, незаурядная – стала вожатой в «Орлёнке». Этот знаменитый всероссийский лагерь – в Краснодарском крае, на Чёрном море. То есть за тысячи километров от Топок. На свидания не налетаешься, не наездишься.

– Мне ничего не оставалось делать, как ждать свою Наташу, – говорит Вячеслав. – Ждали же невесты по два года своих женихов из армии. Вот и я ждал…

– Слава и Наташа не выясняли, кто у них в доме хозяин, – волнуясь, сквозь слёзы и улыбки рассказывают подруги Анна Акуленко и Евгения Степанова.

Они тоже работают в центре социального обслуживания. Коллектив здесь в основном женский. Нет-нет, да и поделится кто-то своими семейными неурядицами. А Наталья приходила всегда улыбчивая, с хорошим настроением. Не надо было ей «выносить сор из своей избы». Да и не было там никакого сора. Наталья светилась счастьем. Как мать, жена, подруга, дочь, сестра и просто женщина.

По своему служебному долгу она обязана была посещать квартиры и дома тех людей, кого обслуживали соцработники её отделения (в основном это частный сектор). И Наталья никогда не откладывала на завтра запланированный визит. «Доброжелательная, толерантная, за годы работы не допустила ни одной конфликтной ситуации» – так напишут коллеги в некрологе. Напишут, ещё не веря, что она уже не одарит всех своим жизнерадостным «Здравствуйте!». Или сувенирами. Их Наталья мастерила сама. Вот и сейчас на столе в кабинете директора центра Оксаны Кашаевой стоят эти замечательные поделки: вязанный пасхальный цыплёнок, фужеры с красными сердечками на боку. Эти сердечки от чистого сердца – для молодожёнов. А вот миниатюрная шляпка с вуалью. За одну ночь Наталья смастерила такие эксклюзивные головные уборы для всей своей весёлой команды на корпоративе.

Наташа была очень жизнерадостной, и других зажигала на подобных праздниках. И вообще считалась душой любой компании. Не осуждала тех, кто мог пригубить вина или шампанского. А сама была абсолютной трезвенницей.

На ромашках не гадала

На девять поминальных дней коллеги купили розы. А потом вспомнили, что любимыми цветами Натальи были герберы. Это такие большие разноцветные ромашки. Только не гадала она на них. И без того знала, что любима. И сама любила.

Ромашки в поле тоже любила. Когда с подругами, мужем и дочкой выезжали на велосипедах за город, всегда восхищалась полевыми цветами. Никогда не рвала их, не топтала.

– А уж людей-то, тем более детей, она бы никогда расталкивать не стала, – вновь вздыхают подруги и коллеги.

И дочки Натальи и Татьяны достойны своих замечательных мам.

– Элечка, ты не выпускай руку Ариши, – попросила Татьяна. А Арина и сама бы не выпустила. Они, девочки, как и их мамы, тоже должны быть вместе. Оглянувшись, Ариша увидела, как мама помахала ей.

И уже потом, оказавшись на спасительной улице, Арина посмотрела на окна пылающего четвёртого этажа. И в одном из окон она увидела маму! Нет-нет, это ей вовсе не показалась. Ведь и мама увидела свою дочку. Кивнула на рюкзак и бросила его в окно. Потом, просматривая по интернету хронику трагедии, и родные, и знакомые Натальи видели, как летит рюкзак вниз…

Правда, внизу всё было оцеплено. Людям сказали, что все вещи будут выданы потом. В рюкзаке были и сотовые телефоны мамы и дочки. О том, что она жива и здорова, Арина позвонила своему папе с телефона Эли. А героических мам этих девочек обнаружили задохнувшимися от угарного газа…

Понедельник, к которому коллеги приготовили сюрпризы для своей любимицы Натальи, и впрямь оказался тяжёлым днем. Однако, сдерживая слезы, все стали говорить о Наталье… живой.

– Какие забавные снежные фигуры лепили Наташа со Славой в детском саду, в который ходила их Аришка.

– Так они же и городскую площадь украшали. И на Новый год, и на Масленицу. Радовались сами, если люди улыбались.

– И к чужим слезам Наташа не была равнодушна. Как-то увидела во дворе пригорюнившуюся пожилую женщину. Остановилась, стала расспрашивать, что за беда случилась. А бабушка в ответ: «Поменяла я свой дом на земле на квартиру в этом доме. А теперь жалею об этом». Убедила Наталья бабушку, что в её возрасте благоустроенная квартира лучше, чем дом с печным отоплением и удобствами на лице. Успокоилась бабушка, слёзы вытерла. Но сейчас снова плачет, узнав про трагедию с Наташей.

– Она не обижалась, что мы её шутя-любя Уточкой называли. Ведь Вячеслав – Селезень. Уточка с Селезнем всегда рядышком. Они были лучшей семейной парой. В конкурсах побеждали. И в городских, и в областных.

– Так хорошо весна начиналась. Наташу наградили медалью. По её заслугам, конечно. Неутомимой она… была.

– А ещё она хотела научиться играть на гитаре. Так же хорошо, как её муж.

– Зато она умела слушать и восхищаться…

…На сорок поминальных дней подруги и коллеги пообещали принести Наталье её любимые разноцветные герберы. Хотя и розы, как она сказала однажды Вячеславу, тоже любила. Правда, жалела, что срезанные живут недолго.

 

Другие статьи на эту тему

19 мая

В парке на месте «Зимней вишни» в Кемерове заменили шесть неприжившихся сосен

Как уже писал «Кузбасс», на минувших выходных озеленители приступили к замене пожелтевших сосен в «Парке…

25 марта

Бывший глава Кузбасса Аман Тулеев возможной причиной трагедии в «Зимней вишне» назвал поджог

Экс-губернатор Кузбасса, ушедший в отставку после трагедии в «Зимней вишне»,  выразил сегодня мнение, что причиной…

25 марта

Кемеровчане вспоминают погибших во время пожара в ТЦ «Зимняя вишня»

В Кемерове вспоминают трагедию, случившуюся три года назад: пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», в…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс