Цена тепла

В текущую сессию в Госдуме РФ во втором чтении рассмотрят проект закона «О теплоснабжении», который призван сделать инвестиционно привлекательной одну из самых недофинансированных в стране отраслей и обеспечить прирост ВВП. Произойти это может за счёт гарантированного энергетикам тарифа, причём на годы вперёд. Однако критики реформы опасаются резкого подорожания тепла для конечного потребителя. Что изменилось в новой версии законопроекта, и как его принятие может отразиться на Кузбассе, наш корреспондент узнал у российских экспертов.
Реформу теплоснабжения обсуждали на Петербургском международном экономическом форуме, который прошёл в Северной столице 1–3 июня. В том числе этой теме посвятили экспертную дискуссию на стенде газеты «Ведомости».
Триллион на ветер
Ежегодно, по данным профильного министерства, на поддержание системы централизованного теплоснабжения, к которой подключено 85 % жилого фонда страны, направляется 1,5 трлн руб. Этого недостаточно, поскольку за десятилетия экономического спада теплосетевая инфраструктура порядком обветшала: 70 % теплосетей устарели – утечка тепла в среднем по России составляет 30 %.
«В теплоэнергетике существует одна макроэкономическая аномалия, – говорит участник дискуссии, шеф-редактор журнала «Эксперт» Татьяна Гурова. – По всем оценкам, за предыдущие три года, примерно триллион рублей составляют убытки от потерь тепла во всей системе в течение каждого года. При том, что оборот всей отрасли примерно пять триллионов, мы ежегодно выбрасываем триллион».
При этом более надёжные и эффективные источники – ТЭЦ, вырабатывающие тепловую и электроэнергию одновременно, недогружены на 30 %. Избыток мощности связан как со снижением отпуска тепла промышленности, так и с ростом числа малых котельных. По подсчётам Минэнерго, для восстановления отрасли нужно ежегодно вкладывать в неё 2,5 трлн руб., по оценкам компании «Т Плюс» – 5 трлн. Но инвесторы не спешат, потому что не видят законодательной гарантии возврата средств.
Напомним, в декабре 2016 года в Госдуме в первом чтении приняли поправки в закон «О теплоснабжении», предусматривающие переход на новую, целевую модель рынка тепла. Она предполагает отказ от государственного регулирования тарифов с ежегодной корректировкой. Цена на тепловую энергию, которая включает в себя производство и поставку, устанавливается по соглашению сторон – единой теплоснабжающей организации (ЕТО), муниципальных и региональных властей – и дальше растёт в соответствии с инфляцией. При этом есть предельный уровень цены. Он рассчитывается по методике так называемой альтернативной котельной: столько бы стоило тепло для домовладельцев, реши они уйти из системы центрального теплоснабжения и построив собственную котельную. В тариф зашиты как универсальные для всей страны величины (стоимость оборудования, строительства, зарплата рабочих), так и индивидуальные для каждого отдельного региона (стоимость земельного участка, длина отопительного периода и т. д.).
По прогнозам Минэнерго, для 20 % потребителей страны при переходе на альтернативную котельную цена на тепло не вырастет вообще, для 40 % – вырастет на 1–2 % плюс инфляция, для 36–37 % – на 4–5 % плюс инфляция. И только для 3–4 % потребителей тепло подорожает на 10 %. Тем не менее предыдущая версия законопроекта вызывала опасения, в том числе у антимонопольной службы.
«Всех интересовал темп роста цены, – говорит о корректировке законопроекта в рамках подготовки ко второму чтению зам министра энергетики Вячеслав Кравченко. – Мы вместе с коллегами активно дорабатывали методику расчета цены альтернативной котельной, и буквально месяц назад прошло согласительное совещание, где все разногласия были окончательно сняты. Мы вывесили калькулятор на сайте министерства. Каждый любознательный предприниматель, чиновник или просто гражданин может для себя рассчитать стоимость конечной цены на тепло в случае, если будет принято решение о переходе на эту модель».
Согревающий дисконт
Законопроект подразумевает, что по соглашению между администрацией города, губернатором и ЕТО к тарифу альтернативной котельной может быть применен дисконт в виде понижающего коэффициента.
«У нас объекты генерации уже стоят, их строить не нужно, и мы понимаем, что не очень честно брать по максимуму, – говорит директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании (СГК) Екатерина Косогова. – Сейчас найдена равновесная цена, при которой мы готовы вкладывать значительные инвестиции в систему: это 1300–1400 рублей за Гкал».
СГК отапливает больше 3 млн человек в Кемеровской области, Алтайском и Красноярском краях, Республиках Хакасии и Туве.
«За наши регионы могу сказать откровенно: в подавляющем большинстве мест, для того чтобы решить наболевшие проблемы теплоснабжения и улучшить ситуацию в этой сфере, нам не нужно повышение тарифа, – комментирует генеральный директор СГК Михаил Кузнецов. – Тот, который есть сегодня, – достаточен. Все, что нам нужно, это гарантия того, что он будет расти вместе с инфляций, поскольку и наши расходы растут вместе с ней. Мы принесем десятки миллионов рублей инвестиций, не повысим тарифы, а в некоторых случаях можем снизить – и существенно».
Сейчас СГК тратит на поддержание системы теплоснабжения в регионах присутствия от 1,5 до 4 млрд руб. в год. По оценке Михаила Кузнецова, при переходе на альтернативную котельную эта сумма вырастет в десять раз.
6,6 млрд в Кузбасс
Из инвестиционного портфеля СГК, представленного на питерском форуме, на Кузбасс приходится 6,6 млрд руб. В Кемерове планируется заместить неэффективные котельные мощностями ТЭЦ. Как результат ожидается двукратное снижение тарифа для их бывших потребителей – юрлиц, экономия городского бюджета по компенсации выпадающих доходов (КВД) в виде 200 млн руб. в год, повышение эффективности теплоисточников и всей системы теплоснабжения.
В Новокузнецке, куда СГК могла бы инвестировать 5 млрд руб., проблем больше.
«По Новокузнецку ситуация, наверное, самая тяжелая из городов нашего присутствия, – комментирует Сергей Кузнецов. – При этом она в основном не в наших контурах. В контуре Центральной ТЭЦ потери достигают 40 %. Зимой хорошо заметно, что от тепловых камер в большом количестве идет пар. Такого быть не должно – это свидетельство нездоровья системы. В общем, проблем очень много. Одним из источников их решения мог бы послужить наш актив – Кузнецкая ТЭЦ, сегодня, мягко говоря, не прибыльный. Он может стать таковым, если его правильно загрузить и исключить Центральную ТЭЦ, которая ничего, кроме убытков, приносить больше не будет. Но в Новокузнецке, как и во всем Кузбассе, есть и дополнительные сложности – это КВД. Говорить о каких-то серьезных шагах можно только после её отмены…»
Все проекты реализуемы без значительного повышения тарифов или вообще без него, подчёркивает Кузнецов. Например, для Кемерова стоимость гигакалории тепла, при которой окупятся затраты инвестора, установится на уровне 1350 руб., прогнозирует Екатерина Косогова (сейчас тариф «Кемеровской генерации» – 1226 руб/Гкал).
Добровольная альтернатива
Переход на альтернативную котельную станет строго добровольным, и это одно из главных изменений в законопроекте. Применять новую модель или нет – решают местные власти.
«Мы достаточно подробно остановились на том, каким образом происходит принятие решения, – рассказывает Вячеслав Кравченко. – Там нашлось место всем: и муниципальной, и региональной власти, и представителям субъекта в законодательном собрании. Мы сделали этот процесс достаточно сложным по сравнению с изначальным».
Кроме того, по словам замминистра, в новой версии проекта закона усилили роль муниципалитета в контроле выполнения ЕТО его обязательств по исполнению схем теплоснабжения и инвестиционных программ, которые закладываются для их реализации.
«В целом подход поддерживаем, – комментирует измененный законопроект зам руководителя ФАС Виталий Королёв. – Введём антимонопольный контроль за ЕТО. Сфера теплоснабжения из-под ока государства полностью не выйдет».
По мнению зам министра энергетики, закон «О теплоснабжении» будет принят в весеннюю сессию. По мысли разработчиков, его внедрение начнётся с 2018 года. По прогнозам СГК – с 2019 года. Переходный период к новой модели рынка тепла займёт 5–10 лет.
Кстати
Непосредственный процесс модернизации теплосетевого хозяйства страны (инвестиции в замену мощностей) займёт 5–7 лет и даст ежегодный прирост ВВП в 1,1 %, или 900 млрд руб., говорит шеф-редактор журнала «Эксперт» Татьяна Гурова. Это как раз почти тот триллион, который уходит на обогрев воздуха. Ещё 1,1 % прироста ВВП на протяжении следующих трёх лет удастся добиться за счёт появления прибыли и отмены дотаций для отрасли. Эффект последующих 10 лет, связанный с тем, что потребитель перестанет оплачивать теплопотери, эксперт оценивает ещё в 1,5 % плюсом к ВВП.
«За 20 лет модернизация даёт 20 триллионов рублей только прямого эффекта, – подытоживает Гурова. – В итоге вся эта история приводит к формированию 500–600 тысяч новых рабочих мест в трёх отраслях народного хозяйства: машиностроении, трубопрокате и во всем, что связано со строительством и обслуживанием ЖХК. И еще 150 тысяч мест при желании формируется в потребительском секторе».
Прямая речь
Михаил Кузнецов, генеральный директор СГК
– Если будет должное правовое обеспечение и будут приняты нормальные, понятные законы, мы гарантируем, что в эту отрасль придут деньги, которые будут работать только в России и ничего, кроме хорошего, людям не принесут. Мы видим, как можно упреждать и как решать проблемы в теплоэнергетике. И механизм этот будет подъемен или, как правило, даже незаметен для потребителя. Все, что нам нужно, – это просто гарантии. И для потребителя так будет лучше: людей беспокоит не абсолютный рост тарифов, а его непредсказуемость. Если знать, что тариф растет по инфляции, с этим можно согласиться внутренне.
Дмитрий Исламов, зам председателя комитета Госдумы РФ по энергетике («Ведомостям»):
– Почему сложно привлечь частные инвестиции в нынешней системе регулирования теплоснабжения? Как минимум потому, что у нас отсутствует долгосрочное тарифное регулирование. Тарифы пересматриваются каждый год по самым разным основаниям. Новая модель рынка тепловой энергии позволит решить проблему прогнозируемости цены тепла на период, достаточный для принятия серьезных инвестиционных решений, и создать реальные предпосылки для притока финансирования. Но решение о переходе на новую модель должно быть очень взвешенным и тщательно проработанным. Мы рассчитываем принять закон в таком виде, который позволит учесть интересы всех участников системы теплоснабжения и снизить риски для них… Каждый регион самостоятельно сможет оценивать ситуацию и решать, по каким правилам будет работать система.