Соцсети:
Актуальное

«Венский вальс» Ивана и Ульяны

7 декабря 2015 | Газета «Кузбасс»

Венский-вальс_1
«Деревенское радио» быстро разнесло весть, что завклубом Иван Великосельский женится на Ульяне, дочке переселенцев с Украины. Случилось это ровно 65 лет назад. Жених с невестой тогда танцевали под гармонь…

«Сирота» берикульская
Иван и сам мог стать профессиональным музыкантом, если бы не война. Из-за нее-то и расформировали музыкальный взвод, в котором Иван Великосельский играл на альте. А присмотрели талантливого паренька в детском доме Новосибирска. Туда Иван попал… при живых родителях, живущих в селе Берикуль, что в Ижморском районе.
Нет-нет, и отец, и мать Ивана были непьющими, трудолюбивыми, и детей своих любили. Горевали, правда, что никак не могут накормить их досыта. Кусочек хлеба отец разрезал на несколько частей. Да что там кусочки, крошки и те считали! Вот и решил Ваня сбежать из дома к дяде, который жил в Новосибирске.
Добирался до незнакомого города долго. Где пешком, где на лошади, если извозчик был добрым, а то и на подножке товарного вагона.
Уже в Новосибирске к Ване подошел милиционер. Стал расспрашивать, куда идет и где его родители. Испугался пацан и выпалил неожиданно для себя:
– Нет у меня ни отца, ни матери. Сирота я.
Вот так и попал он в детский дом. А когда наелся там досыта, стал думать, как назад в Берикуль убежать. Но не удалось.
Тем временем в детдом пришел капельмейстер, который и взял «сироту» в свой оркестр. Репетиции были многочасовыми. А Иван всё думал и скучал о доме. Представлял, как явится в Берикуль с музыкой.

Брат за брата
Но вместо родного Берикуля – на фронт. В восемнадцать мальчишеских лет. Украина, Литва, Польша, Австрия… А Германия была уже после Победы. Там сержант Великосельский дослуживал в армии. И мечтал о доме, о встрече с родителями, которые еще до войны потеряли надежду увидеть сына живым. Уже и оплакали его, и свечку за упокой поставили.
А «воскреснуть» Ивану помог его старший брат Василий. Работал он на железной дороге. И как-то в войну 1 мая случилась авария: поезд сошел с рельсов. Жертв не было, но Василия все равно арестовали. Потом-то его реабилитировали, но пока был под следствием, «раскопали» все родственные связи. И нашли уже на фронте связиста Ивана Великосельского. Доложили командирам, что он брат врага народа.
– Брат за брата не в ответе, – сказал командир и отправил Великосельского… в разведку. Вместе с другими проверенными бойцами. Вернулись они не только живыми, но еще и с важным «языком». За ту удачную операцию представили Ивана к награде. И медаль «За отвагу» вручили почти одновременно с письмом отца из Берикуля…

В рубашке родился!
Без ранений и контузий отвоевал Иван и вернулся домой. Ему и на фронте не раз говорили, что в рубашке родился. Однако, представ перед колхозным руководством живым и невредимым, услышал:
– Будешь у нас завклубом!
– Кем-кем? – переспросил Иван. – Я же не инвалид, я же многое могу…
– Вот и действуй! – пожелали ему.
А в клуб приходили разные люди. Кто-то хотел повеселиться, а кто-то и покуражиться. Как, например, Генка, свояк Великосельского. Тот запросто мог остановить игру гармониста или насильно заставить танцевать с собой какую-нибудь девушку. Никто не хотел с ним связываться, зная, что у этого хулигана еще и нож в кармане.
Надоело Ивану смотреть на это. И вот, когда свояк в очередной раз начал «выступать», хотел вывести его из клуба. А Генка нож выхватил. Хорошо, что навалился на него дружок Ивана Федор… Однако успел-таки нож «пройтись» по руке Ивана. Вот он, шрам, до сих пор заметен.
Просил потом Генка прощения у Ивана. Надо, мол, по-свойски замять это дело. Не замяли. Не так больно, как обидно было Ивану: войну прошел без царапины, а тут, дома, чуть не погиб!
Рассуди нас, председатель!
Конечно, не только зав-клубом был Иван Васильевич. Обучившись на специальных курсах, работал зоотехником, избирался на должность председателя сельсовета. Шесть колхозов было тогда на Берикульской территории. Понятно, что не по часам работал, а «от» и «до». Но Ульяна Семеновна на мужа никогда не ворчала. Спросит только:
– Утомился ты, Ванюшка?
Только Ванюшкой его и называла. А он ее непременно по имени-отчеству. Вот и сейчас 90-летний муж для нее Ванюшка. А он никогда на нее и голоса не повысил.
– Не за что нам было друг на друга сердиться, – так объясняет глава семьи, повернув лицо в сторону своей Ульяны Семеновны. Я уже знаю, что из-за болезни глаз Иван Васильевич видит только очертания силуэтов. Так что жена теперь еще и его глаза.
Живут супруги Великосельские в благоустроенной однокомнатной квартире улучшенной планировки. Благодарны за переезд в райцентр из Берикуля. В такие-то годы им бы уже тяжело было в частном доме с удобствами на улице. А эту квартиру Иван Васильевич получал по президентской программе предоставления жилья ветеранам войны.
А уж сколько сам Иван Васильевич сделал доброго для земляков – и не перечислить. Нередко приходилось вникать даже в дела сугубо семейные. Когда, к примеру, жена жаловалась на мужа. Иван Васильевич старался не занимать чью-то сторону. Ведь у каждой половины была своя правда.
Через несколько дней к председателю приходили помирившиеся супруги уже вдвоем, с улыбками. А когда в семье мир да согласие, то и на работе дело спорилось.

Ульяна-и-Иван
Словно жених
и невеста
– Ванюшка, может, ты пиджак с медалями наденешь? – вдруг спохватывается Ульяна Семеновна.
– Зачем? Я же дома, а не на митинге и не на параде, – отвечает Иван Васильевич. И вздыхает. Это потому, что парад по случаю 70-летия Победы он пропустил. Ждал, ждал 9 Мая – и занемог, слег. Но потом поднялся. Потому что еще одну дату ждал уже вместе с Ульяной Семеновной. А именно – 65 лет совместной жизни. Такую годовщину называют «железной» свадьбой. Сын Владимир, внуки, родня поздравили «железную» пару в районной газете: «Сегодня в глазах ваших тот же рассвет. Вы словно жених и невеста! Не надо считать, сколько прожито лет. Вы просто всегда были вместе!»
А у Ивана уже весной 45-го
было предчувствие любви. Их часть находилась на окраине австрийской Вены, и командир, сев на коня, чтоб побыстрей разнести долгожданную новость, кричал что было мочи:
– Победа! Мы победили!
Солдаты обнимали друг друга. Доставали из карманов, что были у сердца, фотографии жен, детей, невест. Целовали. И хотя у Ивана невесты еще не было, она все равно ему привиделась. А уж как потом Ульяну в берикульском клубе встретил, сердце замерло: «Она!» И он вдруг понял, что это ради нее, на всю жизнь единственной, и пуля его не брала. И вместе с «Катюшей», маршем «Славянки» звучал «Венский вальс». И они были рука об руку.
– Осторожно, Ванюшка! – говорит Ульяна Семеновна, помогая мужу подойти к окну. За ним белым-бело.
– А ведь мы с тобой, Ульяна Семеновна, еще перезимуем! – улыбаясь, говорит Иван Васильевич.
И, о чудо! Я тоже слышу чарующую мелодию «Венского вальса».
Галина БАБАНАКОВА.
Пгт Ижморский.

P.S. На весь Ижморский район сейчас осталось только десять фронтовиков. Пожалуйста, живите!

Другие статьи на эту тему

Когда счастливы вместе

Победители городского конкурса «Молодая семья Кемерова» рассказали о том, как познакомились, что готовят по особенным датам и какие традиции празднования Дня семьи, любви и верности зарождаются в их доме.

17 мая

В Марьевке чествовали супругов, отметивших железный юбилей

Селивановых Николая Павловича и Марию Дмитриевну из села Марьевка Яйского муниципального округа поздравили заместитель главы…

01 апреля

В Тяжинском округе установили новый семейный рекорд

Представители администрации Тяжинского муниципального округа и сотрудники местного органа ЗАГСа поздравили с 60-летием совместной жизни…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс