Когда остается только земля
28 ноября в Кемерове свершилась самая громкая приватизация областного имущества в этом году. На торги выставлялся известный во всем регионе санаторий «Сосновый бор». Известный, прежде всего, тем, что до недавних пор там располагался один из лучших кузбасских домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 200 мест. Впрочем, из интерната заранее расселили всех проживающих, так что не о них пойдет речь.А о том, что еще будет продавать область, чтобы пополнить казну. Как уверяют в комитете по управлению госимуществом (КУГИ), структуре, отвечающей как раз за поступление доходов от управления (во всех смыслах) активами региона, реализовывать уже почти нечего. Кроме земли, которую лучше не продавать.
![]() |
|
История с «Сосновым бором», в принципе, показательна. Подобных объектов в собственности области почти нет. И решение о его продаже было не простым, а, как уверяют в КУГИ, принятым после анализа эффективности деятельности этого учреждения. И не отдельно, а в рамках оптимизации работы всех подобных объектов.
Сначала санаторий был выставлен по начальной цене в 150 млн рублей. Желающих выкладывать такие деньги не нашлось. Торги стартовали со 100 млн рублей. На этой цене и завершились. Покупателем стало физлицо, которое, по неофициальным данным, действовало в интересах активно развивающейся в последние годы кузбасской торговой компании. В активах этой структуры уже есть небольшой гостинично-развлекательный комплекс. И, судя по всему, в этом же направлении они будут двигаться и в «Сосновом бору».
Дальнейшая судьба санатория — дело, конечно, интересное. Но куда важнее знать, чего нам ждать от властей. Реприватизации не намечается – к хозяевам проданных ранее объектов претензий нет. Имущество кончается. Сравните. В этом году на 1 ноября продали на 140 млн рублей, на следующий год план в 30 млн рублей, а на 2014 год даже и планов нет. Прежде, напомню, цифры порой зашкаливали за 1 млрд рублей. Потому что в активах были акции угольных компаний, имущество предприятий пищевой промышленности, оборудование, недвижимость. Теперь на продажу идут в основном и старые малопривлекательные для инвесторов здания. Санаторий «Сосновый бор» в этом смысле исключение. Как и санаторий «Борисовский», о подготовке к продаже которого было объявлено в 2011 году. Самое большое исключение – линия электропередачи в Таштаголе, которую, помните, недавно построили для того, чтобы не было ограничений для развития Шерегеша. Большое исключение, потому что стоит дорого – 600 млн рублей.
Что же с «правилом»? Здесь только рост, потому что основным имуществом, которым владеет область, стала земля. Всего это 507 тыс. га преимущественно сельхозназначения. Но это далеко не всегда пашни и пастбища. Это территории, на которые наседают своими шахтами и разрезами угольщики. Иногда это происходит незаконно. Скажем, только в нынешнем году КУГИ обнаружил 430 га, используемых угольными предприятиями без оформления прав. Дело не дошло до громких разоблачений и скандалов, замечу, с крупными угольными компаниями. Стоило это бизнесу 237 млн рублей. Такую сумму угольщики заплатили за фактическое использование земель. Да к тому же кое-кого это подвигло на официальный выкуп земель. Казна по этой статье получила еще порядка 200 млн рублей.
В целом земельные платежи, как на днях сообщило руководство КУГИ, в этом году выросли почти на 50% — по сравнению с прошлым годом — до 1,4 млрд рублей. Растущая тенденция и в городах и районах: в целом они собрали 10,3 млрд рублей против 8,7 млрд рублей в прошлом году. Составляющие солидной прибавки – как раз выявление нарушений, да и просто более плотная работа с налогоплательщиками. Причем не только с предприятиями. За обычных граждан КУГИ тоже «взялся» и выяснил крайне забавные вещи, достойные досады тех, кто все еще размышляет, где бы в Кузбассе легко заработать.
Еще в 2002 году в регионе был принят вполне себе передовой закон, согласно которому льготным категориям граждан на льготных же условиях (читай – бесплатно) предоставлялись бы земельные участки для жилищного строительства, ведения подсобного, фермерского, садоводческого хозяйства. Курс страны и региона на поддержку стремления народа «строиться на земле» понятен. Что же до льготников, тут, как говорится, раз заслужил, – получи. Но так уж вышло, что закон этот несколько лет практически бездействовал. Потому, что не были прописаны все процедуры по предоставлению участков. Наконец, в 2010 году дело сдвинулось.
И тут началось! Довольно широкий список льготников – два десятка категорий — начал просто заваливать КУГИ заявлениями о желании получить земельный участок. И все бы хорошо (вот пример действенности принимаемых властью мер поддержки), да только потом оказывалось, что строить люди не строили, а продавали эти участки в привлекательных местах по не менее привлекательным ценам в Кемерове и в Кемеровском районе.
Скажем, в районе кардиоцентра, на Металлоплощадке, на Новостройке, в Сухово, где была не просто земля, а все необходимые инжерные сети. Примечательно, что, если на рынке встречались цены за аналогичные участки и в 1 млн рублей, то в объявлениях о продаже участков, предоставленных льготникам, значились 300-400 тыс. рублей. О реальных масштабах такого явления судить сложно, но сейчас под городом Кемерово уже есть территории, где вакантных мест на земле под жилищное строительство просто нет.
А в схеме нет ничего мошеннического. Любой льготник сможет вам объяснить, что просто не смог «потянуть» строительство дома на предоставленных ему пятнадцати сотках, вот и продал участок. При этом за деньгами не гнался. Другие же вам скажут, что такой «бизнес» не оставил шансов обычным людям рассчитывать на более или менее интересные (наличие инфраструктуры, прежде всего) участки.
Власти, оценив ситуацию, месяц назад внесли изменения в упомянутый областной закон. Теперь никто, кроме многодетных семей, не сможет рассчитывать на бесплатное предоставление участков в аренду (!) для строительства жилья. Причем установлено ограничение срока аренды – не более 10 лет. Власти подстраховались и на случай «массового переселения» многодетных семей в Кузбасс. Чтобы получить право на землю, нужно прожить в области не менее трех лет. Использовать льготу можно однократно. Наконец, предоставлять участки планируется на экспериментальной площадке недалеко от Кедровки, где сейчас ведется межевание участков.
Вот так был сужен вход на землю льготников, тем самым расширились ворота для всех остальных. Для людей, которые в обычном режиме обращаются в КУГИ. Их, кстати, на порядок меньше, чем до последней поры было льготников. Это вам и иллюстрация реального спроса на землю, и предупреждение. В собственности области скоро останется только земля. А в обязанности того же КУГИ входит использование этих земель с максимальной выгодой. Когда вспоминаешь про такие задачи, поблажек или обычной удачи для себя уже не ждешь.
Татьяна ДУМЕНКО.