В здравом уме и твердой памяти
Служба социальной защиты Кузбасса приступает к реализации пилотного проекта, направленного на профилактику старческого слабоумия (деменции).
Возрастной рубеж
Население области стремительно стареет. По данным Кемеровостата, за последние пять лет численность кузбассовцев в возрасте 65–69 лет увеличилась вполовину, с 98,3 тысячи человек до 152,5 тысячи. А количество долгожителей в возрасте от 80 лет и старше выросло на 12%, с 77,6 тысячи до 87 тысяч человек.
Казалось бы, это здорово, ведь к 2024 году в нашем регионе намечено увеличить среднюю продолжительность жизни населения до 78 лет. Но беда в том, что долголетие далеко не всегда бывает здоровым. Причем с возрастом на человека может обрушиться не только физическая немощь, но и, увы, деменция. И если выявлять и лечить болезни тела медицина более-менее научилась, то с родственниками, слабеющими умом, семьи зачастую остаются один на один, без какой-либо поддержки извне.
Еще недавно проблема деменции в большей степени была характерна для стран с развитой экономикой. Теперь она всё активнее распространяется и на развивающиеся. Специалисты утверждают: каждые 20 лет число людей с подтвержденным диагнозом «деменция» удваивается. В 2013 году в мире было зарегистрировано 44 миллиона таких пациентов. К середине XXI века их, по прогнозам, станет 135 миллионов. А сколько еще останется за рамками медицинской статистики! Не удивительно, что деменцию теперь всё чаще называют социально-значимым заболеванием. И что на первом съезде социальных работников Сибири, проходившем в Кемерове в апреле, этой теме была посвящена работа отдельной секции. Ее девизом стал слоган «Предотвратить невозможно, бездействовать нельзя».
Рецепты найденных решений
Чтобы понизить градус пессимизма, скажу: участники этой секции не ходили по кругу в поисках ответа на извечный вопрос «Что делать?». Они делились рецептами уже найденных решений, предлагали конкретные механизмы выявления и торможения негативных процессов, от которых никто, увы, не застрахован, и обсуждали возможности поддержки родственников. Ведь если этого не делать, замученные члены таких семей очень скоро сами начнут нуждаться в помощи самых разных специалистов.
Вниманию собравшихся было предложено пять докладов, включая выступление медсестры пансионата «Русский дом» из Франции. Политкорректные французы называют его «учреждением для пожилых людей с потерей автономности». При этом в каждом департаменте (аналог наших краев и областей) у них действует своя ассоциация «Франция-Альцгеймер», которая поддерживает семьи с дементными родственниками. Члены таких семей и сами регулярно проводят встречи в формате самопомощи, по принципу «равный помогает равному». Но лично мне наиболее «прикладными» показались выступления двух гостей из Москвы.
Руководитель частной психотерапевтической клиники «Mental Health Center» Мария Гантман рассказала о том, как помочь пожилому человеку с деменцией долго и качественно жить дома, до последнего дня сохраняя человеческое достоинство. В ряду полезных советов был, например, совет о том, как уберечь беспамятного старика от участи пропавшего без вести. Для этого нужно нашить на всю его одежду, включая нижнее белье, метки с именем и телефоном родственников. Даже если «потеряшка» уйдет из дома, добрые люди смогут связаться с его семьей.
«Недавно был день моего ликования, – призналась геронто-психиатр Гантман. – В России наконец-то заработала первая бесплатная онлайн-школа для родственников, ухаживающих за больными с деменцией. На сайте memoryhelp.ru они смогут получить информацию по различным вопросам, связанным с этим заболеванием. Это позволит им действовать более грамотно, приобрести уверенность в себе, наладить общение с больным и с миром. Также здесь можно узнать о разных способах получения государственной помощи и материальной поддержки».
Доклад Кирилла Прощаева, заведующего кафедрой паллиативной помощи и долговременного ухода Института повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства, назывался «Деменция как новая философия жизни». Философское отношение в данном контексте означало не безропотное смирение перед неизбежным, а готовность признать проблему и работать с ней.
Пункт в резолюции
«Деменция не возникает вдруг, она формируется в течение примерно десяти лет, – отметил профессор Прощаев. – Однако ее профилактика, как и выявление на ранней стадии, у нас отсутствуют. Диспансеризация взрослого населения не предполагает исследование когнитивнных расстройств: снижения памяти и умственной работоспособности, изменения поведения, утраты навыков выполнять ежедневные действия. И линией «первого контакта» с дементными родственниками становятся отнюдь не медики, а каждый из нас. Между тем существует очень простой тест на раннее выявление: попросите пожилого человека нарисовать циферблат часов и отметить на нем определенное время. Если цифры на рисунке «сбиваются в кучу» или идут не в той последовательности, как нужно, если человек не может изобразить короткой и длинной стрелкой указанный час, можно считать этот «звонком», требующим визита как минимум к неврологу. Но большинство населения об этом даже не подозревает».
Оказывается, существует базовая противодементная терапия, и два-три лекарства, назначенных врачом, могут затормозить развитие слабоумия на годы! А в принципе профилактировать это заболевание позволяют здоровое питание, физическая активность и постоянная нагрузка для мозга.
«Дементная» философия жизни предполагает формирование такой среды, которая учитывала бы присутствие большого количества людей со сниженными познавательными способностями и помогала бы им ориентироваться в окружающем мире. Прежде всего, речь идет о понятной инфографике: табличках, указателях и прочем.
В Нидерландах пошли дальше и создали для стариков с глубокой деменцией особую деревню Хогвей. Это полноценный жилой квартал со своими магазинами, ресторанами, кафе, скверами и даже театром, а бабушки и дедушки живут в обычных домиках, где за ними ухаживает квалифицированный персонал. При этом они чувствуют себя самостоятельными и даже не подозревают о своих проблемах. Хогвей называют самым гуманным ответом болезни, число жертв которой постоянно растет.
Наконец, новая философия жизни предполагает и профессиональную поддержку для семей со слабоумными родственниками, организацию их отдыха и прочее…
Для Кузбасса этот «круглый стол» оказался знаковым: в резолюцию первого съезда социальных работников Сибири был добавлен пункт о реализации в Кемеровской области пилотного проекта «Роль социальной службы в профилактике и реабилитации деменции». Частично такой проект уже апробирован в Беларуси, Чехии, в Белгородской области России.
КОММЕНТАРИЙ
На линии контакта
Елена ВОРОНИНА, начальник департамента социальной защиты населения Кемеровской области:
– Реализация проекта будет проходить при методической и научной поддержке московского научно-исследовательского медицинского центра «Геронтология» и Института повышения квалификации, действующего под эгидой Федерального медико-биологического агентства Минздрава России. Наша цель – выявить людей с когнитивными расстройствами и разработать региональную программу реабилитации. Чтобы не позволить деменции развиваться быстро и помочь этим людям сохранить ту ясность ума, которой они обладают.
Проект будет межведомственным: для работы в нем мы хотим пригласить медицинских сестер и врачей, представителей культуры, спорта… Но ключевая роль здесь отведена именно соцработникам. Они общаются с большим количеством пожилых людей, которые находятся на надомном социальном обслуживании или проживают в домах престарелых и, по сути, представляют собой основную группу риска.
Проект начнется в масштабах всей области. Мы проведем тотальное обучение соцработников: каждый из них должен уметь выполнять простые тесты, позволяющие заподозрить начальную стадию заболевания. Следующий шаг – отделить истинные расстройства от псевдодеменции. Для этого человека надо отправить в поликлинику. Ведь его способность воспринимать информацию может быть снижена из-за высокого артериального давления, например, или повышенного сахара крови, и основное лечение в этом случае будет направлено на гипертонию или сахарный диабет.
Социальная служба станет работать с теми, у кого установят истинные когнитивные расстройства. Основной акцент реабилитационных мероприятий, разработанных на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и при поддержке наших московских партнеров, будет сделан на тренировку памяти. При центрах социального обслуживания населения планируем открыть специальные «кабинеты памяти»: здесь психологи будут заниматься с получателями социальных услуг когнитивной гимнастикой. Будут созданы «школы» для членов семей с дементными родственниками.
Сейчас мы готовим соглашение о сотрудничестве с московскими коллегами и программу обучения наших специалистов тому, как проводить тесты на деменцию.
В целом этот проект станет удачным дополнением той работы по внедрению системы долговременного ухода, которая уже проводится в рамках пилотного проекта департаментами социальной защиты и охраны здоровья населения, и, несомненно, скажется на повышении качества жизни старшего поколения».