Донор сапиенс
Еще 45 жителей Кузбасса получили вчера удостоверения и значки «Почетный донор России». Церемония вручения проходила в Кемеровском областном центре крови в преддверии Национального дня донора, который ежегодно отмечается в нашей стране 20 апреля. А всего в нашем регионе проживают и получают льготы 12490 почетных доноров СССР и РФ.
Вопросы безопасности
Несмотря на снижение численности населения области и уменьшение количества дорожных аварий на кузбасских дорогах, потребность медучреждений в компонентах донорской крови растет. За три месяца текущего года, например, по сравнению с аналогичным периодом 2018-го она выросла на 4%. Что, в общем, не удивительно. Объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой кузбассовцам в больницах региона, остаются высокими, активно развиваются такие ее направления, как эндопротезирование коленных и тазобедренных суставов, кардиохирургия, пересадка донорских органов… А ни один врач не начнет сложную операцию, не имея достаточного запаса «эликсира жизни».
В 2018 году Кемеровский областной центр крови вместе с четырьмя филиалами, действующими в Анжеро-Судженске, Белове, Прокопьевске и Новокузнецке, заготовил для лечебной сети Кузбасса 33,6 тонны донорской крови. Для сравнения: в 2017-м – 30 тонн.
«Обеспечение инфекционной безопасности компонентов донорской крови является одной из важнейших задач нашей службы. Особенно сейчас, когда среди населения широко распространены гепатиты, ВИЧ и другие инфекции, которыми можно заразиться при переливании, – подчеркивает главврач Кемеровского областного центра крови, главный трансфузиолог Кузбасса Илгиз Вафин. – Современные технологии в организации процесса привлечения доноров и забора донорской крови и высокочувствительное оборудование позволяют нам отвечать тем высоким требованиям, которые предъявляются к трансфузиологам сегодня».
Так, центр располагает полностью автоматизированными комплексами для лабораторной диагностики крови донора методом ПЦР. Он проходит по разряду генной инженерии, а его сверхчувствительность сравнивают со способностью найти иголку в стоге сена.
Давно отработан механизм карантинизации донорской плазмы: после заготовки ее на полгода помещают в специальное криохранилище. По прошествии шести месяцев донор сдает анализы повторно, и если он по-прежнему здоров, плазма из холодильника «уходит» в лечебную сеть.
Гораздо более ограничен срок хранения тромбоцитарной массы, которую используют для предупреждения и остановки массивных кровотечений и у больных со злокачественными заболеваниями крови: максимум пять суток после заготовки. А значит, о карантине тут речи нет. Но в распоряжении трансфузиологов имеется аппарат, с помощью которого можно проводить полную очистку донорских тромбоцитов от потенциальных возбудителей вирусных, бактериальных и прочих инфекций.
Одним из последних приобретений центра крови стали лейкофильтры, закупленные в 2018 году на средства областного бюджета. Они позволили в полном объеме обеспечить максимально безопасными компонентами донорской крови все детские больницы и систему родовспоможения Кузбасса.
Работу кузбасской службы крови регулярно контролируют федеральные специалисты. А еще здесь организован внутренний аудит: в каждой партии заготовленной крови непременно проводятся лабораторные измерения биологических показателей и бактериологический контроль. Это позволяет в режиме реального времени контролировать чистоту и качество процесса забора крови.
Со школьной парты
Активные, или, как говорили прежде, кадровые доноры, – люди сознательные. Они и сами следят за своим здоровьем, понимая, что от этого может зависеть исход болезни для пациентов, которые станут их «братьями и сестрами по крови».
В принципе, потребности здравоохранения Кузбасса вполне могли бы удовлетворить те добровольцы, которые уже сейчас сотрудничают со службой крови. Но донором нельзя быть вечно. Кто-то покидает ряды в связи с переездом в другой регион, кто-то – по возрасту или по состоянию здоровья, кто-то просто устает, наконец. Поэтому трансфузиологи продолжают продвигать идею безвозмездного донорства среди кузбассовцев и прежде всего – среди молодежи.
В прошлом году им очень помог в этом Красный Крест: Кемеровское региональное отделение этой организации стало участником федерального проекта «Я твой донор», реализованного на средства президентского гранта. В рамках проекта в Кузбассе прошли сотни тематических мероприятий, а на федеральном уровне был создан интернет-портал
«По закону, донором может быть человек не моложе 18 лет, – уточняет заведующая отделом комплектации донорских кадров областного центра крови Наталья Каменских. – И еще недавно ребята приходили к нам в первый раз, будучи студентами второго-третьего курсов. А сейчас стали приходить школьники, лицеисты и гимназисты, только-только достигшие совершеннолетия. И эти случаи не единичны. В молодежной среде формируется представление о том, что быть нужным и полезным другим людям – это круто».
Кстати, сегодня не редкость и другое: некоторые молодые люди получают звание «Почетный донор России»… в 22-23 года. Казалось бы, как такое возможно, ведь его присваивают лишь тем, кто не менее 40 раз сдал кровь или не менее 60 раз – плазму? А если учесть, что интервал между данациями должен составлять два месяца, да плюс еще в течение года для донора обязателен хотя бы один более длительный перерыв «на отдых», получается, что сдать кровь он может максимум пять раз год.
«К донору тромбоцитов требования другие, – поясняет Наталья Каменских. – Во время забора тромбоцитарной массы все прочие элементы крови ему возвращаются, и здесь разрешена иная кратность данаций: до двенадцати в течение года. Молодой человек, который регулярно сдает тромбоциты, вполне может стать «Почетным донором России» за четыре-пять лет». Сведения о кузбассовцах, «набравших» необходимое количество кроводач и плазмодач, специалисты службы крови формируют каждые два месяца и передают их на федеральный уровень. В среднем в один такой список попадают от 45 до 80 человек. А за год армия почетных доноров увеличивается в Кузбассе в среднем на 375-400 человек.
Государство поощряет почетных доноров. Набор положенных им льгот время от времени меняется. Сегодня им предоставлено право на внеочередное получение медицинской помощи в больницах государственной системы здравоохранения и раз в год – постоянно индексируемая денежная выплата. В 2019 году ее размер составил 14145 рублей 98 копеек.
Может только человек
Но кузбассовцы сдают кровь не ради льгот. И, получив звание, продолжают оставаться донорами. А те, кто никогда прежде не состоял в их рядах, узнав из соцсетей или от знакомых о том, что кому-то срочно требуется кровь редкой группы, спешат предложить свою помощь.
«Наши земляки очень отзывчивы, – соглашается главный трансфузиолог области Илгиз Вафин. – А еще они дисциплинированы. В 2015 году, чтобы упорядочить поток доноров и заготавливать кровь именно тех групп и фенотипов, в которых особенно нуждались лечебные учреждения области, областной центр крови вынужден был ввести талоны на кроводачу. Сейчас этого нет. Но люди все равно предварительно звонят и уточняют, какая кровь востребована. Ценно и то, что в нашем регионе активно развивается корпоративное донорство: многие предприятия и организации заранее договариваются с трансфузиологами и сдают кровь целыми коллективами».
Несколько лет назад Минздрав разослал в регионы сувенирную продукцию для продвижения безвозмездного донорства. Были там брелки, блокноты, обложки на паспорт с определенной символикой и футболки с надписью «donor sapiens» (что в переводе с латыни означает «донор разумный»). Один из кузбассовцев рассказывал потом кемеровским врачам, что надел такую футболку на отдыхе за границей. И неожиданно оказался в центре внимания отдыхающих иностранцев и местных жителей. Люди подходили, жали ему руку, хлопали по плечу и другими способами выражали свое уважение. Ведь, несмотря на все достижения современной фармпромышленности, изобрести полноценный заменитель человеческой крови никому пока что не удалось. И предоставить тяжелым пациентам бесценное для них «лекарство» может только человек.