Детский лепет или Пора к логопеду
Ваш малыш «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если даже в простых словах ребенок переставляет, пропускает, меняет местами слоги – логопед обязательно скажет родителям, что налицо нарушение слоговой структуры слова. Эту проблему сегодня разбираем с кемеровчанкой Натальей Казанцевой, логопедом-деффектологом.
– Наталья, как проявляется нарушение слоговой структуры?
– Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения. Вот примеры. Ребенок сокращает, переставляет слоги, уменьшает количество слогов в простых по структуре словах: вместо «лиса» говорит например, «ся» (двухсложные слова, состоящие из двух отрытых слогов, типа коза, лапы, киса).
– А если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса»?
– А вот это уже не является нарушением слоговой структуры. Мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной. Или, например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до пяти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.
Фразы ребенка могут выглядеть так: «Да пи тё!», «Ки бах», «Мяу ням ляко» (Дай пить сок! Кошка упала. Кошка лакает молоко.) Такое состояние речи говорит о тяжелой степени нарушения слоговой структуры слова, и если такова речь ребенка, которому исполнилось уже три годика, надо обращаться к логопеду.
– И чем может помочь логопед?
– Он проведет курс занятий с целью преодоления нарушений слоговой структуры малыша. Часто дети даже в четыре года допускают множество ошибок в более сложных по структуре словах, пропуская простые звуки, которые отдельно (изолированно) могут легко и правильно произносить.
– Например?
– Например, «кут» вместо «кнут», «так» вместо «танк», «кес» вмест «кекс» (односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова). Или «атобус» вместо «автобус», «асин» вместо «апельсин», «кечик» вместо «кузнечик» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом). А еще – «матёшка» вместо «матрёшка», «япочка» вместо «лампочка» (трехсложные слова с тремя стечениями согласных). Вот еще – «сковода» или «скова» вместо «сковородка», «весипед» вместо «велосипед» (четырехсложные слова с одним или двумя стечениями согласных).
И тогда речь ребенка может звучать так:
«Мачику полялили весипед», «Бабушка жалит на соводе катету», «Атобус едет быстло, а чепаха позёт медено», «Кеновый лист упал на афальт» (Мальчику подарили велосипед. Бабушка жарит на сковороде котлету. Автобус едет быстро, а черепаха ползёт медленно. Кленовый лист упал на асфальт.) Такая речь, казалось бы, уже насыщена сложными словами, но во многих из них есть перестановки, потери или замены слогов.
– И это иногда не замечается родителями и близкими родственниками…
– А зря! Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка. Стойкие нарушения в слоговой структуре являются одним из критериев, которые характеризуют ОНР (общее недоразвитие речи). А значит – такие нарушения в произнесении слов должны родителей насторожить и стать поводом к срочному походу к логопеду.
– Есть какие-то конкретные рекомендации для родителей?
– Есть целый пласт игр и упражнений по формированию слоговой структуры. Дома мама или папа тоже смогут помочь своему ребенку говорить лучше. Главное правило — идти от простого к сложному.
- Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например, коза, рука, дома, ваза; кот, дом, мак; корова, радуга. Эти слова с открытыми слогами, где гласный всегда идет после согласного, а количество слогов нарастает от одного до трех. Можно подобрать картинки из детских книжек и проговаривать с ребенком. А чтобы было интереснее, поиграть в игру «Чего не стало», когда выкладывается четыре-семь картинок и после называния каждой одна из картинок убирается, и малыш угадывает, какой картинки не стало.
- Можно самим изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка со слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов. Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «со-ба-ка», вы разрезаете на три части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что заодно тренирует его в ориентировке в пространстве), а затем проговариваете слово по слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка.
То же должен сделать и малыш. Слова постепенно усложняются: от простых (типа коза, руки, лопата, ворона) мы переходим к более сложным (таким, как кнут, пруд, банка, полка, банан, веник, карман, черепаха, Буратино, самолет, памятник, велосипед и т.д.).
Советую поискать аналогичные игры для дошкольников в магазинах, чаще всего они так и называются: «Делим слова на слоги». Чем больше будет игрового и наглядного материала, тем быстрее ребенок усвоит нормальную слоговую структуру в словах.
- Еще один хороший прием – отстукивать слова в ритм каждого слога. То есть, произнося слово «лиса», мы хлопаем два раза и показываем малышу, как самому «отхлопать» слово. Можно стучать по столу, хлопать в ладоши – это очень помогает произнести слово правильно. Затем можно усложнить словесный материал, так же тренируясь в произнесении более сложных слов с двумя и даже тремя слогами, где встречаются рядом два согласных звука: кошка, ручка, вилка, пальто, сушки; колбаса, полоска; черемуха, солдатик. А когда и эти слова будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению слова: сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский.
И еще один совет – когда вы занимаетесь с ребенком играми по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимания на неправильное произношение звуков, если таковое имеется. Не делайте замечаний по плохой дикции. Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка. В это время ваша цель – научить говорить слова, соблюдая слоговое наполнение. А звукопроизношением займетесь в другое время.