«Разглядеть» картины мастера своими руками
В Кузбассе приступили к изготовлению копий полотен известных живописцев. Это не обычные работы, а тактильные картины для незрячих и слабовидящих людей.
Совместный проект студентов и педагогов Кемеровского государственного института культуры пока не имеет аналогов в нашем регионе. А задуман он для того, чтобы сделать доступной область материальной культуры, восприятие которой наиболее затруднено из-за врожденных или приобретенных особенностей некоторых людей. Задали вузу новое направление работы 23-летняя Анастасия Побожакова, магистрант первого года обучения факультета социально-культурных технологий, и ее научный руководитель Дарья Родионова, кандидат философских наук, доцент. Для исследований и практических экспериментов они выбрали картину «Аттракцион» знаменитого красноярского художника Андрея Поздеева.
«Меня всерьез заинтересовала тема доступности музеев посетителям с ограниченными возможностями здоровья, – объясняет Анастасия. – С этим вопросом, будучи еще на третьем курсе бакалавриата, я обратилась к Дарье Дмитриевне Родионовой, заведующей кафедрой музейного дела. Именно она познакомила меня с картинами для слепых… В дальнейшем мы остановились на Андрее Поздееве по двум причинам. Во-первых, «Аттракцион» принадлежит художественному фонду нашего вуза, поэтому проблем с авторским правом не было. Во-вторых, ее сюжет оказался самым простым с точки зрения реализации – цвет, геометрические фигуры».
Несмотря на то, что вектор был найден, студентка не знала, с чего начать и как грамотно подойти к решению непростого вопроса.
«В итоге помощи мы попросили у сотрудников Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля, – признается девушка. – Они посоветовали задать разным цветам свою высоту».
Так, синий цвет оказался на высоте восьми миллиметров, а желтый – четырех. Кроме того, существует теория, что и материалом можно передать палитру. Например, красный цвет воплощается с помощью мягкого бархата.
«Вообще от всех ярких цветов незрячие люди должны ощущать тепло», – добавляет молодая исследовательница.
Тактильную картину «солнечного художника» Андрея Поздеева увидеть руками пока еще никому не довелось. Дело в том, что выставка откроет свои двери первым посетителям только тогда, когда ее экспозиция пополнится новыми работами. Предполагается, что галерею будут перевозить в специализированные школы для большего охвата аудитории. К 300-летию Кузбасса планируется создать еще шесть подобных тактильных копий. Кстати, со следующими авторами и полотнами уже определились: Андрей Дрозд и его картина «Клетка», Александр Суслов – «Натюрморт за круглым столом» и «Райская птица», Юрий Лобузнов – «Байкал застывает». С двумя другими работами специалисты пока на стадии ознакомления (важно, что все они из вузовского фонда).
«Рядом с каждой картиной займет свое место специальная этикетка, набранная шрифтом Брайля, с краткой аннотацией», – продолжает рассказ магистрант Побожакова.
Следует отметить, что высота и ширина тактильной копии законченного «Аттракциона» не совпадает с реальными размерами.
«А делается это целенаправленно, – поясняет Анастасия. – Ведь оригинал составляет метр сорок на метр сорок, увидеть его руками было бы очень сложно… Важно, что в копии использована имитация холста, на ощупь это действительно картина. Реализовать задумку помогли сотрудники кемеровской фирмы 3D-печати. Они и сконструировали пластиковую модель будущей копии по предоставленным фотографиям».
К слову, 3D-печать станет не единственным средством воплощения идеи. К созданию копий в дальнейшем хотят привлечь и студентов, постигающих тонкости декоративно-прикладного искусства.
«Например, в столичных музеях тактильные картины делают профессиональные скульпторы, – отмечает Побожакова. – Конечно, оригинал несколько упрощается, убираются все мелкие детали, поэтому внимание сконцентрировано только на главные части».
В настоящее время создание тактильных копий является одним из ключевых направлений музейного дела в общероссийском масштабе, его основные постулаты внесены в федеральную программу «Доступная среда». «Инвалиды должны без барьеров включаться в современное социокультурное общество, а мы призваны помочь им, – подчеркивает Анастасия. – В европейской части России это важное направление в музейном деле очень развито; в нашей области мы стали первопроходцами. Также хотим создать и аудиогиды. Ну а текстовые описания будем писать вместе со специалистами Кемеровской специальной библиотеки для незрячих. Они уже помогли нам создать тактильную этикетку к «Аттракциону» Поздеева».
Между тем
Крупнейшая в Сибири площадка современного искусства Музейный центр «Площадь Мира», которая находится в Красноярске, недавно провела презентацию своего нового альбома «Андрей Поздеев: из музейных коллекций». Всего в альманахе 600 произведений красноярского мастера: 471 из музейных собраний, остальные – из частных коллекций. Исследователи называют Поздеева «сибирским Матиссом», «солнечным художником». В этом альбоме можно найти и картину «Аттракцион».