Актуальное

Ас, прославивший Кузбасс

28 января 2019 | Галина Бабанакова
Пётр Кузнецов с женой Анной

«Это наш Герой!» – так с полным правом говорят сегодня и в Яшкино, и в Тайге, вспоминая своего земляка – военного лётчика Петра Кузнецова.

В Яшкино, в доме №6 по переулку Дубровского жила многодетная семья Кузнецовых. А в паровозном депо станции «Тайга» выпускник школы фабрично-заводского обучения Пётр Кузнецов работал слесарем. В Тайге начался и его путь в небо – с занятий в местном аэроклубе, куда паренек попал по призыву «Комсомол – на самолёт!». Первые тайгинские курсанты сопровождали поезд, в котором ехали легендарные полярные лётчики Водопьянов, Доронин, Молоков, Каманин. А всего через несколько лет поистине легендарными подвигами прославится и ас Пётр Кузнецов.

Здесь учился – и Родине пригодился

Школы ФЗО в Яшкино давно нет. Сегодня это техникум технологии и механизации. Но на его здании висит мемориальная доска со словами о том, что именно здесь учился Герой Советского Союза, гвардии майор Пётр Кузнецов. Так что память о нашем прославленном земляке жива. Как жива и связь поколений. Ведь когда состоялось открытие этой мемориальной доски, первое слово предоставили внуку Петра Нифонтовича – Олегу Середе.

Олег Григорьевич специально прилетал в Кузбасс из Санкт-Петербурга. Там он живёт и служит. Внук героя – капитан 1-го ранга, начальник Центра дальней радионавигации Военно-морского флота. К тому времени уже вышла в свет его документальная книга «Ещё одна повесть о настоящем человеке». Настоящий человек – это, конечно же, Пётр Кузнецов.

А в конце прошлого года в музей города Тайги Олег Григорьевич прислал уже второе, дополненное издание своей книги. Сотрудники тайгинского музея давно дружат с внуком знаменитого летчика. А после получения столь ценного подарка связь жителей города железнодорожников с наследником Героя Советского Союза еще больше укрепилась.

Но до этой книги, еще в девяностых годах прошлого века была издана другая – «Небо начинается с земли». Её автор – член Союза писателей России Людмила Яковлевна. А в сборе материалов ей помогала учитель Галина Валитова – руководитель отряда «Поиск». Потому и две фамилии на обложке.

Бывшие аэроклубовцы – герои книги «Небо начинается с земли» – приезжали и прилетали на встречу в Тайгу. Жаль, что Петра Нифонтовича среди них уже не было. 30 января 1954 года он скоропостижно скончался. И было Герою всего 39 лет. Но как много он успел сделать!

Ведь помимо работы в паровозном депо до войны у него была еще и служба в милиции – тоже по призыву комсомола. А потом он проходил обучение в лётных школах. Причем зачётках курсанта Кузнецова стояло только «отлично». И вывод в характеристиках: «Военную тайну хранить умеет». А потом он был направлен в аэроклуб города Сталинска (ныне Новокузнецк) уже начальником штаба. Там он сам учил других летать.

Влюблённый в небо, влюбился молодой начальник штаба и в красавицу Анну. И вообще он успевал всё: повышать своё лётное мастерство уже в высших авиационных школах, быть заботливым мужем и отцом. Первую дочку Пётр и Анна назвали Людмилой, а вторую – Жанной.

Когда началась война, Петра Кузнецова – умного, талантливого – наверняка могли бы оставить на преподавательской должности. Но он сам подал заявление с просьбой взять его пилотом в авиаполк. Был зачислен в 3-ю эскадрилью 667-го штурмового авиаполка. И сразу на Волховский фронт. Родину защищать!

Курсант авиашколы Пётр Кузнецов

Самый отважный и бесстрашный

Самолёт «Р-5», на котором первое время летал лейтенант Кузнецов, в полку называли работягой. А его пилотов – ночниками. Ведь вылеты, в основном, были ночными. По замыслу командования, наши «соколы» на «Р-5» должны были создавать фашистам невыносимые условия по железнодорожным перевозкам, вести разведку и корректировку артиллерийского огня.

Самолётов у Красной Армии не хватало. А потому лётчики поднимались в небо, не выспавшись, не отдохнув, как следует. Особенно доставалось пилотам «Р-5». Но они с честью выполняли боевые задания. Неудивительно, что вскоре Петр Кузнецов получил свою первую награду – орден Красного Знамени. Вот строки из наградного листа: «С 16 января по 1 февраля 1942 года произвёл 20 ночных боевых вылетов на укреплённые пункты противника – Любань, Чудово, Кириши, Зельцы, Лезно, Померанье. Бомбометание производил только отлично. Получил похвалу от генерала Привалова за успешную помощь наземным войскам. По заданию командования совершил разведывательные полёты, доставляя ценные сведения о противнике, и одновременно сбросил тысячи антифашистских листовок».

В марте 1942-го Петру Кузнецову присваивают звание старшего лейтенанта. А к июлю на его счету уже 108 боевых вылетов! Петр Нифонтович назначается заместителем командира эскадрильи.

Теперь он стал летать на самолете «ИЛ-2». Его авиаполк вошёл в состав 3-й Воздушной армии Калининского фронта. На календаре был ноябрь. Холодный по погоде и горячий по беспрерывным боям. За отвагу в них Кузнецов удостоен второй награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Вновь строки из наградного листа: «Его в полку знают, как самого отважного и бесстрашного лётчика. Тов. Кузнецова посылают на самые сложные задания. 26.11.42 г. ему было приказано произвести разведку поля боя и уничтожить вражескую автоколонну по дороге Белый–Владимирское. В паре с лейтенантом повёл свой самолёт к цели. В результате атаки уничтожено 12 автомашин с пехотой и грузами, а также три танка и две зенитные точки».

Считай, каждый раз Петр Нифонтович возвращался на аэродром победителем. Про таких ещё говорят: «В рубашке родился». Однако были и моменты, когда сибирский ас находился на волоске от смерти. Однажды на него набросились сразу четыре «Мессершмитта» («Me-109»). При первой атаке у самолета Кузнецова выбили правый элерон – руль крена. Машина стала валиться, но пилот выровнял ее и смог уйти от вражеских истребителей. Однако при второй атаке фашистов у его самолета оказался отбит левый руль глубины, было пробито правое колесо, масляный бак, винт. Машина уже не слушалась лётчика. Грозила опасность посадки в тылу врага. Но мужество, хладнокровие, отличная техника пилотирования спасли и самого Петра, и самолёт. Он приземлился на своём аэродроме. Правда, самолёту требовался ремонт. А потом – вновь в небо.

Внук героя Олег Середа

Горит, горит его звезда!

Небо в войну на всех фронтах было тревожным и днём, и ночью. Сохранились рукописные воспоминания самого Петра Нифонтовича: «…идя на бреющем, мы увидели наших пехотинцев. Они шли в атаку. Многие из них, заметив нас, махали шапками. Мы развернулись, и выше голов наших бойцов открыли пулемётно-пушечный огонь по врагу. Второй полёт произвели на скопление танков противника. Разворотили 4 танка, 3 автомашины. Пулемётно-пушечным огнём уничтожили не один десяток фрицев. В третий вылет уничтожили более 11 автомашин, 1 танк, взвод пехоты…».

В январе 1943 года Пётр Кузнецов назначается командиром эскадрильи. Про него по-прежнему говорят, что он бесстрашный. Но воспоминания самого летчика-аса свидетельствуют, что и смельчакам человеческие чувства не чужды: «На меня навалился «Мессер». «Конец!» – мелькнуло у меня в голове. Самолёт кружился, как лихорадочный больной, терял высоту, тянул меня к земле. Немецкий лётчик догнал меня, дал ещё одну очередь и круто взмыл вверх… Уже на земле я увидел, что у самолёта половина фюзеляжа отвалилась. По моему телу поползли мурашки».

Внук Петра Нифонтовича, собирая материалы для своей книги, выяснил, что гвардии майора Кузнецова с марта 1942-го по июнь 1944 года пять раз представляли к званию Героя Советского Союза. А присвоили его только в октябре 1944-го. К тому времени он совершил 220 успешных боевых вылетов. А всего за годы войны – 266 боевых вылетов. Лично сбил три самолёта врага. Только в Берлинской операции у него на счету 16 вылетов. И очень важно, что группы штурмовиков под руководством командира Кузнецова возвращались без потерь.

Потом была Прага. А после Победы Пётр Нифонтович оказался в австрийской Вене. Туда прилетела и его жена Анна. И, возможно, успел покружиться с ней в Венском вальсе Герой Советского Союза и кавалер многих боевых орденов.

Вместе любящие супруги вернулись в Омск. Там Пётр Кузнецов стал начальником аэроклуба. «Занимаемой должности соответствует», – отмечено в его характеристике.

А человеком он был скромным. Звездой Героя не бахвалился. Его супруга Анна Григорьевна рассказывала, что Пётр Нифонтович всегда удивлялся, если кто-то из бывших фронтовиков, особенно штабистов, вслух говорил о своих заслугах.

Но слава самого Петра Кузнецова до сих пор не померкла. Копии его наград и соответствующих документов внук Олег Середа передал в Яшкино. В этом райцентре помимо мемориальной доски есть и улица имени летчика Кузнецова. Домов на ней не очень много, но зато небо над ними всегда большое и мирное. И даже если на нём не видно звёзд, то Звезда Героя всё равно светит!

Герой и его награды

Другие статьи на эту тему

Жизнь как полёт

9 февраля в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День гражданской авиации России. Задач у пилотов много: перевозить пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы. Кемеровчанин Николай Ананьевич Асанов стоял у истоков зарождения гражданской авиации в Кузбассе. 31 января ему исполнилось 88 лет, он один из старейших пилотов региона.

08 января

В Тайге прошёл слёт Дедов Морозов

В канун Рождества в Тайне прошёл слёт Дедов Морозов. Новогодние волшебники по традиции собрались на…

15 декабря

Глава Тайгинского округа официально вступил в должность

Глава Тайгинского городского округа официально вступил в должность. Церемония прошла сегодня, 15 декабря, на внеочередном…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс