Аграрный Кузбасс: планы – жить и развиваться
Стратегия развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Кузбасса на период до 2035 года представлена на вчерашнем заседании Коллегии администрации Кемеровской области. Положения и выводы отраслевой стратегии увязаны и синхронизированы с региональной Стратегией-2035 (Закон Кемеровской области от 26.12.2018 № 122-ОЗ) и Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ президента РФ от 30.01.2010 №120).
Конечная цель стратегии – создание эффективного аграрного сектора, способного обеспечить потребности Кузбасса в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, трансформация сельхозтоваропроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, имеющего выход на областной, внутрироссийский и мировой рынки. Стратегия разработана для определения приоритетных направлений развития АПК и путей их реализации с учетом требований рынка и изменяющихся социально-экономических и климатических условий. Она должна обеспечить согласованность действий органов власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по направлениям развития в долгосрочной перспективе. В итоге к 2035 году ожидается рост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах на 45% к уровню 2017 года. Уровень самообеспеченности Кузбасса молоком должен увеличиться с 62 до 90%, мясом – с 48 до 85%. Загрузка производственных мощностей в мукомольной отрасли должна вырасти с 62 до 90%, в мясопереработке – с 57 до 85%; в молокопереработке – с 56 до 88%, в плодоовощной отрасли – в два с половиной раза, то есть до 75%.
Стратегия будет реализовываться в три этапа.
Первый этап (2019-2020 годы) – стабилизация ситуации в агросекторе экономики, создание организационно-экономических условий для устойчивого развития АПК региона в средне- и долгосрочной перспективе.
Второй этап (2020–2024 годы) – обеспечение сбалансированного развития всех основных элементов системы регионального АПК и необходимой инфраструктуры, модернизация производственно-технической базы сельского хозяйства на основе современных технологий, достижение устойчивого роста производства сельхозпродукции, повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК Кузбасса на внутри- и межрегиональных товарно-сырьевых рынках.
Третий этап (2025–2035 годы) – решение задач инновационного развития АПК, максимального использования производственного потенциала отрасли, достижения уровня производства, необходимого для продовольственной самообеспеченности региона.
Декларируется, что наращивание собственного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, рост покупательской способности населения Кузбасса обеспечат повышение среднедушевого потребления продуктов питания населением области и значительно приблизят его уровень к рациональным нормам, что положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию в области.
С целью достижения стратегических целей развития АПК определены основные принципы региональной аграрной политики. Это господдержка сельхозпроизводства, расширение возможности привлечения банковских кредитов, поддержка и развитие предпринимательства; регулирование баланса интересов сельхозтоваропроизводителей и переработчиков и торговли, создание новых интегрированных и кооперативных структур, развитие рыночной инфраструктуры. Это привлечение инвесторов, их ориентация на проекты с использованием прогрессивных технологий, проекты по глубокой переработке сельхозпродукции и производству средств производства для АПК, организация коммуникативных площадок для обмена информацией и согласования совместных действий власти и бизнеса. Это, наконец, цифровизация сельского хозяйства как фактор роста рентабельности сельхозпроизводства за счет точечной оптимизации затрат и эффективного распределения средств; экологизация технологий в целях производства экологически чистых продуктов питания; формирование новых стереотипов поведения и профессиональной деятельности в АПК, в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации руководителей и специалистов.
Вот несколько самых крупных по объемам планируемых инвестиций из семи десятков проектов стратегии.
Модернизация кондитерского производства ООО «КДВ-Яшкино», объем инвестиций – 1,4 млрд рублей, пуск – 2019 год.
Макаронная фабрика с комплексом бестарного хранения муки – ООО «КДВ-групп», 1,2 миллиарда рублей, 2019 год.
Комбикормовый завод – ООО «СИГ», Юрга, 600 млн рублей, 2019 год.
Завод по переработке рапса – ООО «Центр сопровождения инвестиционных проектов», Топки, 250 млн рублей, 2023 год.
Завод по производству замороженных полуфабрикатов – ООО «КДВ-групп», 1,7 млрд рублей, 2024 год.
Комплекс КРС мясного направления на полторы тысячи голов, свиноводческий комплекс замкнутого цикла на 131 тысячу свиней и комбикормовый завод – ООО «Кемеровская продовольственная компания», Яйский район, 7 млрд рублей, 2025 год.
Промышленный парк по переработке плодово-ягодных, крупяных, зерновых культур и молока, Беловский район, 201,7 млн рублей, 2025 год.
Реконструкция корпусов ООО «ПФ Трудармейская», 250-360 млн рублей, 2035 год.
По предварительным подсчетам, для реализации Стратегии развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области на период до 2035 года потребуется 138,081 млрд рублей. Господдержка в 2019–2021 годах в пределах уже утвержденных лимитов составит 5,2819 млрд рублей, в том числе 3,4071 млрд рублей из областного бюджета.
К примеру, в период с 2019-го по 2035 год только на обновление парка сельхозтехники в объеме не менее 10 процентов в год и для выхода на нормативные показатели обеспеченности планируется затратить 75,402 млрд рублей.
И, наконец, крайне важные цифры из агростратегии, констатирующие, что в последние годы АПК стал пасынком в родном Кузбассе.
Анализ господдержки в регионах Сибирского федерального округа показал, что в Кемеровской области самый низкий показатель господдержки из регионального бюджета на рубль валовой продукции. Так, в Красноярском крае она составляла 3,66 рубля, в Томской области – 3,17, Новосибирской – 2,03, Омской – 1,2, в Алтайском крае – 0,61, в Кемеровской области – 0,49 рубля.
Так что минимум – объективно констатировать плачевное состояние кузбасского агропрома – уже выполнен. Вопрос в том, оттолкнется ли агроКузбасс от этого дна или опустится к новым глубинам.
Прямая речь
Алексей Харитонов, заместитель губернатора Кемеровской области по агропромышленному комплексу:
– Такого отраслевого стратегического документа, я считаю, у нас в области не было. Мы прекрасно понимаем, что когда пишутся какие-то стратегии, тем более – области, невозможно охватить каждую отрасль подробно, с анализом положения дел, с выкладками. Считаю, мы правильно поступили, написав свою отраслевую стратегию в привязке к пищевой и перерабатывающей промышленности. Нужно понимать: то, что мы произведем, мы должны переработать, реализовать – всё должно быть увязано.
Любая серьезная стратегия начинается с того, что нужно адекватно себя оценить: на каком уровне мы находимся сейчас. Мы провели серьезный анализ и, как положено, расписали три сценария: пессимистический, оптимистический и базовый. За основу, естественно, берем базовый сценарий. Нужно понимать, что в случае ухудшения внешних условий, условий среды можем скатиться к пессимистическому варианту, в случае благоприятной ситуации на ценовом рынке, при удачных погодно-климатических условиях – двигаться к более оптимистическим прогнозам.
Естественно, нужно предусматривать цели и средства. При поставке задачи, чего мы хотим достичь, потребовалось привязать ее к концепции продовольственной безопасности России и Стратегии развития области-2035, то есть идти в едином фарватере.
Мы взяли базовые показатели, сколько регион должен производить основных продуктов питания для самообеспеченности к 2035 году. Первый этап концепции – до 2020 года, это этап стабилизации, ведь не секрет, что в последние годы в Кузбассе идет снижение производственных показателей. Далее нужно двигаться вперед, найти точки роста.
Какими средствами это делать? Учеными доказано, что сельское хозяйство – не рыночная отрасль, что рыночной саморегуляции она не поддается, постоянно нужно вносить коррективные изменения. Во всем мире эту роль на себя берет государство. Не случайно на 2019 год поддержка из регионального бюджета волевым решением губернатора увеличивается вдвое. Есть понимание, что без принятия подобных мер стабилизации в сельском хозяйстве и тем более развития быть не может…