Лесная женщина
На днях она сдала полномочия главы Усть — Кабырзинской сельской территории… Пост принял 46-летний Сергей Адыяков — бывший оперуполномоченный. 22 года отработала Килина в административной системе, семь лет – главой Усть — Кабырзинской территории, под ведомством которой 29 поселков, в том числе и таежных, шорских, труднодоступных. Добиралась до них эта энергичная и решительная женщина как придется: где на вертолете, где на лодке, где на «уазике», а где и на лошадях. «До этого я 14 лет отработала в лесной промышленности – так что не привыкать», — говорит Елизавета Васильевна.
Заботы об… ухе насущной
— Не верится, что теперь я полноправно на пенсии и свободна от работы. Но с раннего утра, как и прежде, вскакиваю с кровати по привычке, чтобы проверить, как работают кочегарки, их у нас в поселке три. Пришел ли автобус – ведь слякоть начинается. Проверить, все ли в порядке на территории Усть-Кабырзы. Вот возле магазина бочки раскидали – непорядок. Но душа болела и по сию пору болит не только о нашем — обо всех поселках. У главы ведь нет ни праздников, ни выходных, — делится своими мыслями эта удивительная женщина.
Особенно тревожно было во время паводка. Разливающаяся по весне Мрассу добавляла столько забот! По три-четыре ночи не спала глава территории – все думала, как вывезти людей из затопленных домов, как обустраивать их на местах эвакуации, как доставлять детвору в школу… Вот и в нынешнем году бурными и стремительными водами горной реки во время очередного паводка топило бараки по кабырзинской улице Арбачакова, а также дома в поселке Новом. Правда, жители барачных строений, доставшихся поселку ещё от колоний, в частности Андрей Ефремов и Алексей Полетаев, вспоминают те дни с юмором. В квартире вода стояла по колено, а отчаянные жильцы даже и не думали приходить в уныние. Ефремов, например, ставил сети сразу же под окнами своего дома. «Вот такую рыбу ловили!» — показывает габариты своего улова не без удовольствия. А в доме одного из соседей кот, когда вода схлынула, приноровился из подпола чебаков таскать. Причем последние «деликатесы» шли уже измазанные в грязи: он их из слоя ила выковыривал. Там же, кстати, и немалых размеров щуку выловили. Столько радости было!
В общем, для кого-то паводковое время проходит в почти обычных заботах о хлебе и ухе насущных, но для главы территории, признается Елизавета Васильевна, оно – самое страшное, ответственное и суетливое. А еще в последнее время доселе тихому поселку не дают спокойно жить так называемые спиртовозы. Торгуют техническим спиртом, от которого местным выпивохам и помереть недолго. Но застукать продавцов на месте преступления бывает довольно трудно. По новому закону они вправе не пустить посторонних, то есть проверяющих, на частную территорию. «Вот и гадаем перед закрытой дверью: пустят тебя на порог или нет?» — сокрушается Килина. Кроме того, донимает главу администрации весенняя и осенняя дорожная слякоть. «Проблема ещё та!» — сетует Елизавета Васильевна. Обычно именно в это время и начинаются перебои в движении маршрутного автобуса. («Если бы не помощь главы района Владимира Николаевича Макуты, мне и вовсе трудно пришлось бы. Но он наш поселок любит. И потому многие заботы берет на себя».)
Энергия в мирных целях
Уговаривал Макута остаться её ещё на один срок… «Мол, женщина, возглавляющая территорию, как хозяйка большого дома, всё-таки большую ответственность за собой чувствует. Но я отказалась: пора и другим дать порулить», — говорит не без улыбки Килина. И добавляет: «А вообще эта работа – для женщин, у которых нет ни семьи, ни мужа… Вся тебя с головы до ног в оборот берет».
У Елизаветы Васильевны есть и семья, и муж Михаил Петрович, и внук Никита, которые отставкой мамы, жены и бабушки остались очень довольны. Сын Евгений даже издалека, со своих северов, позвонил и поздравил: «Наконец-то с заслуженным тебя отдыхом, мать!»
Хотя, по документам, на пенсию она должна была отправиться еще в пятьдесят лет. Выработала «вредный стаж», потому что когда-то работала мастером леса, объездила на лошадях все окрестности. «Я – привычная: своя лодка, свой мотор. И трудности в любой работе всегда лишь в первый раз. А потом – всё! Привыкаешь…» Но с тех пор ещё тринадцать годков в администрации и на должности «отпахала». И домашнее хозяйство держала: множество овец и корова была. Сейчас один огород и остался. «Но заняться по дому будет чем, не заскучаю», — смеётся Елизавета Васильевна. Любит она вязать. Хотя и видит не очень хорошо. Ведь раньше, когда ввели талонную систему, талоны приходилось печатать на обычной печатной машинке. Сотни бумажных метров… «Это сейчас со всем компьютеры справляются! А тогда вот зрение и подсадила». Потому что печатать приходилось сначала на три тысячи с лишним человек. Потом, когда сократили колонии, на две тысячи. А сейчас в общей сложности на все поселения приходится 1350 жителей.
Уходит с должности главы, признается, с легким сердцем. Успели провести капитальную энергосистему для Усть-Кабырзы. Теперь Интернет для прежде «оторванного от цивилизации» таежного поселка не диковинка и не новинка. Общаются усть-кабырзинцы со всем миром. Да и абсолютно любой бытовой прибор отныне можно купить и не думать о том, что из-за недостатка или скачков электроэнергии он «полетит» ненароком. В скором времени настанет черёд электрификации домов на другом берегу Мрассу. А также для Парлагола, что расположен в нескольких километрах от Усть-Кабырзы. Пока же жителям таежного поселения (а это тринадцать шорских семей) завезли с запасом солярку для дизель-генератора. Он вырабатывает им свет по три часа в сутки. «Мы к такой жизни, конечно, привыкли. Но электричество ждем с нетерпением», — говорят жители с надеждой. И она вполне обоснована. Ведь зажегся же свет для жителей Эльбезы, Верхнего Бугзаса, Нижнего Алзака, Средних Кичей…
Для дома, для семьи
Скоро Усть-Кабырзу уже никак нельзя будет назвать «глухой глубинкой». Летом сюда и без того народу – и просто «очарованных странников», и организованных туристов — великое множество приезжает. А теперь автобус каждый день в Таштагол отправляется (раньше по расписанию лишь три раза в неделю). Кроме того, уже почти сто земельных наделов желающим здесь поселиться выделили. Пока оформляют их будущие жители в аренду. Люди, в том числе и приезжие, берут земли под строительство домов и коттеджей. Район Пызаса полностью под зону отдыха отдали.
Любимое же место семьи Елизаветы Васильевны – гора Ребруха, с которой вся Усть-Кабырза с её окрестностями как на ладони видна. С висячим мостом, который ведет на «шорскую сторону», с дальними строениями на том берегу Мрассу… И с домом под уличным изогнутым фонарем, в котором живет бывший глава Килина. Для которой теперь главной станет одна лишь домашняя работа. Как и полагается хозяйке в доме. Хотя первое время, как и прежде, наверняка будет вскакивать спозаранку. Чтобы обойти дозором территорию растянувшегося на километры поселка…
Татьяна ШИПИЛОВА.
Фото Ярослава Беляева.
Таштагольский район.