Вывезут ли тарифы из кризиса
Послезавтра в Кузбассе начнут действовать новые регулируемые тарифы на проезд в муниципальном транспорте, а в Кемерове – еще и в коммерческих автобусах. Мера была вынужденной – пассажироперевозчики попросили о ней, ведь кризис в отрасли достиг пика, остро встал вопрос существования общественного транспорта как такового. Вместе с тем, от повышения цены билета ждут и роста качества обслуживания – конечно, не вдруг.
Напомним, 10 декабря правление Региональной энергетической комиссии (РЭК) Кемеровской области утвердило обновленные тарифы городских и пригородных пассажироперевозок в общественном транспорте. С 20 декабря они вступают в силу. В Кемерове и Новокузнецке основные перевозки муниципальным транспортом подражают на 25% (+4 руб.), в других городах – на 33% (+5 руб.). Одна поездка в маршрутном такси в Кемерове обойдется в 22 рубля (в других городах области тарифы частных перевозчиков свободные). Рассчитывая новые тарифы, в РЭК проанализировали затраты 15 транспортных предприятий с долей пассажироперевозок более 50% за 2017 год.
Что дадут 4 рубля
Последний раз цены на проезд в регионе повышались в 2015 году. По данным областного департамента транспорта и связи, с тех пор все составляющие себестоимости проезда выросли: топливо (основная статья затрат в пассажироперевозках) – на 30%, электроэнергия – на 70%, запчасти и ГСМ – на 50-70%. Вместе с этим растут кредиторская задолженность (950 млн руб. на начало года, на 1 декабря – 1,114 млрд руб.) и убытки транспортников (в 2017 году – 500 млн руб., по итогам 2018-го прогнозируется 650 млн).
«Сегодня уже есть примеры, когда поставщики отказывают предоставлять авансом топливо без оплаты, и может возникнуть такая ситуация, что перевозки просто остановятся, – отмечает начальник отдела планово-экономического развития департамента Ирина Гончарова. – Автобусы ломаются. Надежность и безопасность транспорта должна обеспечиваться, поэтому департамент, проанализировав обстановку, обратился к губернатору с вопросом об увеличении тарифов на проезд».
По мнению председателя правления областной РЭК Дмитрия Малюты, тарифное решение позволит транспортникам решать текущие проблемы.
«Мы операционную деятельность предприятий поправляем и делаем близкой к тому, что должно быть, – поясняет Дмитрий Владимирович. – У них появляется возможность не проедать амортизацию на болты и гайки, а направлять ее именно на обновление парка. Шаги, которые сделаны, помогут увеличить уровень оплаты труда, закупать качественное топливо. Автобусы должны быть на линии теплые, двигаться по графику. Мы весь инструментарий своим решением предприятиям даем: проблемы должны начать сниматься, качество транспортного обслуживания повышаться».
Регулятор будет контролировать, куда идут амортизационные отчисления, добавил Малюта. Ежеквартально предприятия предоставляют отчеты и департаменту.
Цена – качество
«Человеку главное получить транспортную услугу качественно: он пришел, не замерз, уехал. А если отдал деньги, отстояв час на остановке…», – выражает опасения, пожалуй, всех пассажиров председатель регионального исполкома ОНФ Наталья Кравчук.
В департаменте транспорта и связи рассчитывают, что пассажиры обязательно почувствуют позитивные изменения от увеличения тарифов уже в следующем году.
«Назавтра не стоит ожидать результата. Если тарифы повысятся с 20 декабря, то улучшение можно будет увидеть через месяц-три, когда предприятия получат деньги», – отмечает Ирина Гончарова.
Транспортники тоже говорят, что экономический эффект от повышения тарифов будет не быстрый.
«Если мы не увидим плюсов сейчас, то увидим через некоторое время, – уверен пресс-секретарь Кемеровской электро-транспортной компании Максим Гончаренко. – Временной лаг всегда есть. В декабре повысили – результат увидите в следующем году. Все равно он будет, потому что сейчас стоит вопрос существования транспорта в городе».
Но если позитивные изменения в работе транспорта, связанные с состоянием подвижного состава, запрограммированы экономически, то на улучшение проявлений «человеческого фактора» остается только надеяться. На заседание правления РЭК, где принимались новые тарифы, пригласили в том числе и простых горожан. И один из них сразу пожаловался на водителей маршрутных такси, которые останавливаются далеко от павильона:
«Мне как инвалиду с палочкой тяжело дойти до автобуса».
«Сервис» в маршрутках, водители которых, например, нередко позволяют себе курить на работе (по сути – в салоне) – отдельная тема. Начальник УЕЗТУ Кемерова Алексей Ермолаев утверждает, что к перевозчикам применяются очень жесткие требования и штрафные санкции, и призывает пассажиров сообщать о нарушениях, желательно с фото- и видеодоказательствами. В то же время представитель мэрии признает, что возлагать бремя доказательства на пассажиров – не очень правильно. Спорные вопросы могут помочь решить камеры наблюдения в салонах. Ими, по словам собеседника «Кузбасса», сегодня оборудованы 30-40% городских коммерческих автобусов.
«У нас сейчас в договорах требования – одна камера смотрит на дорогу, вторая – в салон, – говорит Ермолаев. – В новых договорах будем прописывать третью камеру – на водителя. Следующий конкурс состоится в 2019 году».
Москва не сразу устроилась
Как напомнил руководитель УЕЗТУ, еще одним обязательным условием для заключения контракта перевозчика с кемеровской мэрией будет наличие платежного терминала. Ими пока не охвачено около 30% автобусов с префиксом «Т». Электронные платежи выводят бизнес пассжироперевозчиков из тени, но пока о них с частными игроками рынка договорились только в Кемерове. По данным Ирины Гончаровой, в будущем терминальной системой планируется охватить весь областной транспорт.
В более же далекой перспективе кузбасские власти видят систему нашего общественного транспорта подобной столичной.
«Москва начинала примерно с того же самого – разбитого транспорта, – отмечает Дмитрий Малюта. – На сегодня там есть магистральные маршруты, подхватывающие маршруты, прекрасные автобусы. Столица шла к этому шесть лет при своих финансовых возможностях. Мы сегодня сделали первый шаг в развитии транспортной системы Кузбасса, которая в последнее время была в стадии стагнации. Сейчас мы снимаем головную боль именно по текущей эксплуатации, развитие – это серьезная программа, которая требует не день и не два. Новокузнецк уже вплотную приступил к разработке стратегии развития транспорта: линия легкого метро, подъездные, подхватывающее маршруты».
В Кемерове, в контексте Стратегии-2035 и 300-летия Кузбасса, подобную программу тоже будут разрабатывать, – добавил Дмитрий Малюта
Кстати
Параллельно из областного бюджета планируется направлять на обновление автопарка муниципальных транспортных предприятий порядка 350 млн руб. в год (данные департамента транспорта и связи). Всего в Стратегии-2035 на обновление подвижного состава заложены 6 млрд руб.