Соцсети:
Актуальное

Везёт тому, кто везёт?

23 октября 2018 | Газета «Кузбасс»
Фото: Google Images

В редакцию «Кузбасса» постоянно поступают жалобы от жителей региона на плохую работу общественного транспорта. Не так давно мы рассказывали о «схватке» жителя микрорайона ФПК Кемерова с городским управлением транспорта и связи: он говорил о значительном сокращении количества маршрутов в этот микрорайон в выходные дни и предлагал варианты решения вопроса. Аналогичные проблемы испытывают жители Кедровки, Ленинского района, Радуги и т.д. Немало обращений поступает и из других территорий. Так почему же транспортники не выполняют услугу качественно?

Тотальный износ

«Для нас этот год очень удачный, – рассказывает руководитель Юргинского автопредприятия (оно обслуживает 100% пригородных и междугородних рейсов и порядка 80% городских маршрутов Юрги) Александр Захаров. – Мы получили два новых автобуса марки «НЕФАЗ», один – ЛИАЗ. И еще обещают дать одну машину для пригородных направлений. Я говорю «удачный», потому что последний раз мы получили сразу несколько новых автобусов в 2014 году. После – максимум один-два. А ведь транспортный парк приходит в негодность! На сегодня общий процент износа у нас – 82%. Эта та техника, которая выработала свой ресурс! Притом, что парк автопредприятия всего 74 машины, нам катастрофически этого не хватает. И практически каждый день автобусы выходят из строя, срываются рейсы. Отсюда – жалобы. И нам попросту нечего ответить людям…».

Ситуация в Юрге не уникальная. Например, в Кемеровской автоколонне 1237 (это предприятие закрывает 30% объема городских перевозок) износ парка составляет 87%. И хотя по весне автоколонна получила три автобуса «НЕФАЗ» и еще в сентябре – один «ЛИАЗ», 22 единицы техники уже списаны (они выходили в рейсы с 2004 года и давно выработали свой ресурс). Как следствие: срываются рейсы, сыплются жалобы.

«Мы стараемся в обязательном порядке выплачивать людям заработную плату, которая у водителей невелика: порядка 25 тысяч в месяц (у диспетчера – 14 тысяч), но вот на налоги не всегда хватает, а это ежемесячно 6,5 миллиона, – говорит руководитель предприятия Владимир Юдин. – Конечно, это неправильно. Но просто не получается».

Математика простая.

«При себестоимости проезда в 38 рублей пассажир у нас платит 16, еще порядка 14 рублей дотирует город, а остальные 8 – не отдает никто. В результате возникает разрыв», – объясняет Владимир Михайлович.

В Юрге ситуация не лучше. Если учесть, что цена обычной поездки здесь обходится пассажиру в 15 рублей, а ее себестоимость – порядка 32-33 рублей, об окупаемости говорить не приходится. К тому же сказывается удорожание запчастей и постоянный рост цены на топливо.

«За последние полтора раза цены на горючее выросли минимум на 50%. А ведь именно топливо и заработная плата составляют более 50% в строке расходов, – продолжает Александр Захаров. – Притом, что цены на проезд не менялись с 2015 года. То есть расходы у нас растут кратно, а доходы – остаются на том же уровне».

Солидарен с коллегой и Владимир Юдин.

«Сейчас одна тонна топлива стоит 51 тысячу рублей. Еще несколько дней назад цена была – 50 тысяч. То есть постоянный рост мы наблюдаем. А доходы – не увеличиваются. Тем не менее, мы стараемся делать все возможное, всех увезти, в том числе «льготников», которые оплачивают за поездку 4 рубля», – говорит он.

Больной кадровый вопрос

И это далеко не все проблемы транспортников. Очень важный для всех автопредприятий вопрос – кадры.

«Сегодня у нас всего три водителя в возрасте от 20 до 30 лет. 43 – от 30 до 50 лет. Самая многочисленная группа, 47 человек, в возрастном промежутке от 50 до 60 лет, – перечисляет Александр Захаров. – А есть несколько человек и более старших. Это говорит о том, что молодые люди не хотят идти в сферу общественного транспорта. Им проще уехать работать вахтовым методом на какое-то промпредприятие, где и заработная плата выше, и ответственность не такая: все-таки водитель общественного транспорта отвечает за жизни и здоровье пассажиров. Потому у нас сейчас основной костяк сотрудников, те, кто пришел в профессию тогда, когда зарплаты в отрасли были сравнимы с шахтерскими, плюс – это было престижно. Вот и работают, потому что «прикипели».

В Кемерове ситуация еще критичнее: на сегодняшний момент нехватка водителей в автоколонне 1237 – 50 человек. На зарплату в 25-30 тысяч не находится много желающих. Притом, если водитель на ремонте – а из-за изношенности парка это происходит нередко, – доход уменьшается.

«Не хватает и кондукторов, – отмечает Владимир Юдин. – Это очень плохо. Во-первых, потому, что водитель постоянно отвлекается, во-вторых, потому, что он все равно не может уследить за всеми пассажирами и кто-то просто забывает расплачиваться. Но что делать? Выпускаем в рейсы автобусы, чтобы просто увезти людей».

Владимир Юдин работает в отрасли давно, но в последние несколько лет уходил в другую сферу. Автопредприятие возглавил только в августе нынешнего года.

«Я сразу вспомнил, что еще мэр города Владимир Васильевич Михайлов и его заместитель Владимир Иванович Вильчиков запускали специальную программу: водителям давали льготное жилье, плюс – выплачивали «подъемные». Пусть 50 тысяч рублей, но тогда это сработало: мы смогли укомплектовать коллектив. Побежал в городскую администрацию, а мне говорят: в 2014 году это постановление о выплате «подъемных» отменил мэр Валерий Ермаков… Как мне сейчас мотивировать коллектив и набирать новых людей?»

Одним словом, проблем в отрасли немало. И, наверное, нужен целый комплекс мер, чтобы изменить ситуацию. Пока же мы видим позитивный тренд в том, что транспортники получили чуть больше техники и о самых наболевших вопросах стали говорить на самом высоком уровне. Но в одночасье ситуацию не поменять. Поэтому просим пассажиров не очень ругать водителей, когда автобус или маршрутка чуть запоздает…

Другие статьи на эту тему

Фанат общественного транспорта 

Кемеровчанина Андрея Коробова автобусы (и всё, что с ними связано) интересуют с детства. Андрей не только профессию выбрал, совпадающую с душевным порывом, даже увлечение у него всегда остаётся «на ходу». 

12 августа

В Кемерове прошли соревнования по профмастерству среди водителей автобусов

12 августа в Кемерове среди водителей автобусов состоялся финал соревнования по профессиональному мастерству. Состязание проходит…

Маленькая, да удаленькая

Кемеровчанка Анастасия Шванькова – единственная женщина-водитель на весь Кузбасс, которая управляет автобусом-гармошкой. Сейчас она работает на городском рейсе под номером семнадцать.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс